Темы 9 февраля 2011

Их стихия – вода

9 февраля рыбинский водоканал отмечает 110-летний юбилей.

Сегодня он занимает ведущее место в системе ЖКХ Рыбинска: снабжает питьевой водой город и район, подает техническую воду на производство, производит прием и очистку стоков от домов, предприятий и организаций города.

За всем этим стоит труд сотен людей: талантливых инженеров, опытных мастеров, умелых слесарей, операторов, водителей. Мы пообщались с лучшими сотрудниками, заслужившими добросовестным отношением к работе уважение и признание коллег.

Незаменимый бригадир

Глеб Юдин — ветеран водоканала,  участник ВОВ. Родному предприятию он отдал без малого 34 года. Начинал слесарем-ремонтником насосно-фекальной станции, а через полтора месяца уже руководил бригадой. Глеба Александровича всегда ценили за золотые руки — в ремонте 400-киловаттных двигателей ему не было равных, даже опытные электрики не упускали возможности понаблюдать, как работает Юдин.

Условия труда на станции, мягко говоря, непростые: чтобы не допустить засора и выхода из строя насосов, их нужно очищать от фекалий трижды за смену, а в случае поломки вручную управляться с многокилограммовым инструментом. Самой сложной считается «центровка» насоса, то есть операция по согласованию осей вращения насоса и электродвигателя, общий вес которых порядка 10 тонн.

Несложно представить, каких размеров применяются гайки и какими ключами приходилось работать Глебу Александровичу. При всем этом постоянное «сопровождение»: гул работающих агрегатов и специфический запах сточных вод.

Нередко сотрудников вызывали на службу и по ночам, и в выходные дни — такой режим выдержит не каждый, однако для Глеба Александровича чувство ответственности всегда было главным. Неудивительно, что бригадира не хотели отпускать на пенсию — на заслуженный отдых Юдин ушел на 10 лет позже положенного.

— Я бы и еще потрудился, да здоровье уже не то, — сетует ветеран. — О работе всегда вспоминаю с теплотой — это были лучшие годы моей жизни.

Полководец в юбке

Глядя на Татьяну Сарнацкую, трудно поверить, что у этой обаятельной и улыбчивой женщины мужская профессия. Уже 9 лет она трудится мастером участка по эксплуатации водопроводных сетей.

Ночью или днем, в мороз или ливень, если случилась авария на водопроводе, «Борисовна», как ее уважительно называют коллеги, должна в срочном порядке выехать на место вместе с бригадой слесарей, чтобы организовать ход работ и проследить за их выполнением. На ее плечах огромная ответственность, прежде всего за жизнь людей, которые устраняют аварию, и, разумеется, за дорогостоящее оборудование.

Поэтому она внимательно следит за тем, чтобы не обвалились края котлована, не повредился оптико-волоконный кабель, стоимость которого исчисляется миллионами. При этом надо учесть, что в бригаде Сарнацкой трудятся одни мужчины, каждый со своим характером и подходом к делу.

На вопрос, как ей удается справляться с сильным полом, отвечает, что непросто было только первые полгода, потом трудностей не возникало. Все ее уважают за то, что она умеет прислушиваться к коллегам, знающим толк в «коммуналке».

Сложнее было предшественницам Татьяны Сарнацкой — в 90-е годы слесарями трудились и любители горячительных напитков, этакие «Афони», и выходцы из мест не столь отдаленных, которые разговаривали на «народном фольклоре» и могли в любой момент показать свой строптивый норов.

Иногда, конечно, бывают ситуации, когда Татьяне Борисовне приходится и голос повысить, и потребовать, но в бригаде знают, что уже через минуту на ее лице появится улыбка. Сил у мастера уходит много, порой приходится работать до утра без смены бригады, однако Татьяна Сарнацкая ни разу не пожалела, что сменила профессию инженера-конструктора в КБ на должность мастера в «Водоканале».

— Каждый день видишь и узнаешь что-то новое, интересно наблюдать за технологическим процессом.

Сейчас благодаря внедрению передовых технологий, оборудования работать стало легче.

— Единственное, к чему до сих пор не могу привыкнуть — ночные раскопки в мороз, — с улыбкой говорит Татьяна Борисовна, — но даже в условиях стужи и темноты мы обязаны сделать все, чтобы восстановить поврежденные трубы и обеспечить людей водой. Для нас важен конечный результат.

Мастер на все руки

Татьяна Рыбкина тоже не понаслышке знает, что такое латать трубы по колено в воде, спускаться в коллектор, устранять засоры. И ей, как никому другому, известно, насколько важна слаженная работа всех служб «Водоканала», в строительстве которого принимал участие еще ее отец.

Свой путь на предприятии Татьяна Владимировна начала в 1969 году. Трудилась оператором-лаборантом, контролером-кассиром, инспектором по охране труда, инспектором отдела кадров, мастером канализационного участка и даже… рулевым мотористом.

В 1978 году Татьяна Рыбкина окончила речное училище и получила диплом судоводителя, так что штурвал пожарного катера, на котором сотрудники «Водоканала» выезжали брать пробы воды, ей доверяли без опаски. В 1988 году она перешла в диспетчерскую службу.

— Мне нравилось осваивать все новое, — рассказывает ветеран. — Не без сложностей, конечно, но справлялась. Тогда я поняла: сколько бы ума у тебя в голове не было, без поддержки и уважения коллектива ничего не выйдет.

Требовательная к себе и к другим, Татьяна Владимировна всегда добивалась поставленной цели, была строга к нарушителям трудовой дисциплины, отстаивала интересы тех, кто в этом нуждался. «Водоканалу» она отдала 36 лет.

Быстрее ветра

Насколько быстро будет устранена авария, во многом зависит и от слаженных действий водителя. Об этой ответственности Геннадий Серафимович Максимов помнил всегда. В вопросах транспорта он настоящий ас — за «баранкой» с 1978 года и, уже будучи два с половиной года на пенсии, уходить с родного «Водоканала» не собирается. Как к самому старшему из 63 водителей к нему часто обращаются за советом. За 33 года службы он освоил весь автопарк предприятия: сначала управлял «илососом», экскаватором, «аварийкой».

График очень напряженный, бывало, за 12-часовую смену по городу машина «накатывала» больше ста километров. А по выходным к обслуживанию городской территории добавлялся еще и Заволжский район.

Сейчас Геннадий Серафимович водит водовоз. По первому сигналу диспетчера он отправляется в районы, оставшиеся без воды.

Самое приятное для водителя то, что с каждым годом современной техники в МУП ГО «Водоканал» становится все больше, на такой ездить проще и интереснее.

— Когда я пришел на предприятие, автомобилей было немного, старые машины часто ломались прямо в пути, приходилось их самому ремонтировать, — говорит Геннадий Серафимович. — Теперь ситуация улучшилась. Да и сил пока хватает, так что поработаем!

Боец невидимого фронта 

Валентина Прима — одна из тех сотрудников, чей труд нам не виден, но не будь их, мы бы никогда не узнали, что такое чистая питьевая вода. Она — оператор на фильтрах очистных сооружений водопровода. В августе отметит 32 года трудовой деятельности.

Валентина Николаевна пришла в «Водоканал» юной девушкой, шаг за шагом постигала азы профессии. Здесь же работали и ее супруг — более 30 лет он отдал профессии электромонтера, и золовка.

Задача Валентины Николаевны — в течение 12 часов наблюдать за циклом работы очистных, вовремя очищать фильтры от загрязнений, а в случае их поломки оперативно вызвать слесарей.

Пока этот процесс автоматизирован лишь частично, поэтому главным инструментом специалиста по-прежнему являются глаза и руки. Хотя, по признанию Валентины Николаевны, все действия уже настолько ей привычны, что она может выполнять их с закрытыми глазами.

Компьютерный гений

Сейчас уже трудно представить работу МУП «Водоканал» без современной электронно-вычислительной техники и без талантливого руководителя группы инженерной информатики Владимира Рассохина, в чьем ведении находятся более ста «умных» машин.

Владимир — самый молодой руководитель подразделения на предприятии, но пользуется не меньшим авторитетом, чем его опытные коллеги. Владимира ценят за высокую работоспособность, ответственность и отзывчивость. В этом году его фотография появилась на Доске почета.

Какой бы электронный прибор ни вышел из строя, будьте уверены: Владимир его обязательно «вылечит». В годы, когда здешний парк ЭВМ только обновлялся, он буквально сутками пропадал на работе — и в будни, и в выходные. Подключал, программировал, создавал. Для него процесс автоматизации, который со временем уверенно набирает обороты, — огромное поле для творчества.

В декабре 2005 года в разгар отчетов он спас всю компьютерную сеть «Водоканала» от атаки вируса, который запросто мог привести к сбою в работе. За последние два года при непосредственном участии Владимира на предприятии установлена система видеонаблюдения, а также создан электронный сайт «Водоканала» — www.vodarybinsk.ru, где есть вся полезная информация, начиная от истории предприятия и заканчивая актуальными сегодня сведениями о приборах учета.

А сейчас все силы группы, которой руководит Владимир, брошены на оснащение канализационно-насосных станций контроллерами, выполняющими охранные функции и способными передавать сигнал об аварии. По словам Владимира, автоматизация производится не для того, чтобы заменить людей, а им в помощь.

«Вечный двигатель»

Лидия Зевдий пришла работать в «Водоканал» главным бухгалтером в самые сложные для экономики страны годы. В начале 90-х платить людям зарплату было нечем, поэтому нетрудно представить, какие настроения царили на предприятии. Каждый день в бухгалтерию приходили сотрудники с заявлениями, в которых просили оказать материальную помощь, не обходилось и без скандалов, угроз. Все «шишки» сыпались на главбуха.

Единственным спасением в тот период был свинокомплекс при «Водоканале», построенный в Копаево, — работникам регулярно выдавали мясные пайки. Лидия Михайловна лично контролировала, чтобы при забое свинина не «ушла» налево, а досталась нуждающимся.

Объем работы был колоссальный. Канализация, водопровод, транспорт, строительство — по каждому виду деятельности велась своя отчетность. Сколько налоговых проверок тогда пришлось пережить бухгалтерам, не сосчитать.

— Бывало, рабочий день у нас заканчивался в 11 часов вечера, — вспоминает Лидия Зевдий. — Но мы не думали об усталости, личных заботах — на первом месте стояла служба.

Даже в период дефицита старались создать для сотрудников комфортные условия труда. Помню, как изыскивала средства для организации здравпункта на предприятии, который просуществовал довольно долго.

Выйдя на пенсию, Лидия Михайловна продолжила работать в «Водоканале», правда, уже старшей табельщицей. Днем и ночью проверяла производственные участки. Именно она стала инициатором введения на предприятии пропускного режима и создания электронных табелей.

Сейчас Лидия Зевдий на заслуженном отдыхе, однако усидеть без дела не может ни минуты. «Движение — жизнь, — убеждена она, — а силы и энергию дает работа». Уже несколько лет Лидия Михайловна — бессменный председатель Совета ветеранов предприятия, которых здесь почти двести человек.

Помимо общественной деятельности она успевает заниматься еще и дачей. Теперь семейную династию работников «Водоканала» продолжают сын Лидии Зевдий — он водитель, и сноха — оператор очистных сооружений.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме