Темы 16 марта 2011

Ресурсы — на ветер

РЗП давно занимается альтернативной энергетикой. Однако полей с ветряками в окрестностях Рыбинска нет. Почему — рассуждает гендиректор Николай Крундышев

На прошлой неделе в Хакасии состоялось заседание госсовета, посвященное вопросам функционирования электроэнергетического комплекса России. Тема достаточно животрепещущая, учитывая постоянный рост тарифов на электроэнергию, старение энергетического хозяйства.

На страницах нашей газеты уже не раз поднимались вопросы, посвященные развитию энергетического сектора региона, планам его модернизации, обсуждалась и тема нетрадиционного подхода к электро- и теплоснабжению, в том числе использования возобновляемых источников энергии. К тому же в нашем городе накоплен значительный опыт по созданию и эксплуатации ВИЭ.

Теперь эту тему подняли и региональные СМИ. Предлагаем Вашему вниманию статью, опубликованную в газете «Ярославский регион»

В мире сегодня лишь 1% электроэнергии производится из альтернативных источников. Остальное — уголь, вода, нефть, торф, атом. Тем не менее считается, что только возобновляемые или практически неисчерпаемые природные ресурсы могут стать будущим всей энергетики. И человечество это отчетливо понимает

Труба для трех старушек

Рыбинский завод приборостроения — предприятие, которое давно и целенаправленно занимается альтернативной энергетикой. Однако нескончаемых полей с гигантскими ветряками ни в окрестностях Рыбинска, ни на просторах России никто не наблюдает. У нас что, ветра мало?

— Да что вы! — говорит генеральный директор РЗП Николай Крундышев. — Ветер здесь нормальный. В Коприно уже лет 20 стоит наш ветряк, давно деревьями зарос, а энергию производит. Но покупателей на эту продукцию в России — единицы. В некоторых европейских странах до 20% электроэнергии производит ветер, у нас это — после запятой невидимая цифра. Реально работающие ветроустановки можно пересчитать по пальцам. Из них российских еще меньше.

Крундышев знает, что говорит. Его предприятие занимается разработкой оборудования для альтернативной энергетики не один десяток лет. И даже выпускает его. Но штучно, под конкретный заказ. Почему?

— Потому что у нас много нефти и газа, — смеется директор. — Потому что мы тащим трубы в глубинку, где живут три старушки, погибающие без газа, о которых вы, средства массовой информации, трогательно рассказываете всему миру.

Смех смехом, а действительно, почему трубы, столбы, провода? Не дешевле ли ставить в таких случаях компактные альтернативные установки?

— Нет, не дешевле, — считает Крундышев. — Себестоимость электроэнергии, полученной с помощью ветра, во всем мире самая дорогая. Поверьте на слово, не вдаваясь в технические тонкости. Но она экологически чистая, безопасная и возобновляемая. Поэтому в Дании, которая бедна природными ископаемыми и очень заботится об экологии, производство энергии из альтернативных источников питания дотирует государство.

О Дании Николай Сергеевич рассказывает интересно. Датчанин, пожелавший построить энергоустановку, получит 2/3 стоимости строительства из государственного бюджета, а 1/3 — долгосрочный кредит на очень хороших условиях. Излишки электроэнергии, полученной на частной станции, обязана принять ближайшая энергетическая компания, заплатив за нее тройной тариф. Расходы компании компенсирует тоже государство.

По российскому законодательству энергетические компании тоже обязаны оказывать содействие при подключении возобновляемых источников энергии. Но на практике: вот тебе счет на подключение, вот — на строительство подстанции. Сейчас на Рыбинском заводе приборостроения идет модернизация системы энергообеспечения, и директор уже предполагает, что излишки тепла летом будут сбрасываться в воздух.

Очевидно, в Рыбинске нет лишних потребителей недорогой тепловой энергии.

Тепло из-под ног

— Все это происходит потому, что у нас не налажены горизонтальные связи, — считает Крундышев. — Каждый отдел, управление, департамент отвечает за свой участок. Отвечает, может, и хорошо, но нет единого видения проблемы. Каждый тащит одеяло контроля и наказания на себя. И когда надо связать воедино все — экологию, финансы, налоги, интересы предприятий, возникают большие трудности.

С такой проблемой предприятие столкнулось 15 лет назад, установив в селе Филиппове Любимского района геотермальную котельную.

— Это оборудование использует низкопотенциальное тепло земли, — рассказывает Крундышев. — Тепловой насос работает, как холодильник: в одном месте греет, в другом создает холод. Мы установили в школе систему отопления с использованием низко-потенциального тепла земли. Тепло подавали в школу, холод сбрасывали в скважину и овоще-хранилище для школы. Все были довольны.

Но через некоторое время выяснилось, что соседние школы топятся углем, который доставляют совершенно бесплатно, за счет областного бюджета. А наша школа должна платить за электроэнергию по коммерческим расценкам из собственных средств. После разбирательств тогдашний РЭК вынес соломоново решение: вот вам, школы, деньги! Хотите — топите углем, хотите — альтернативной энергией. И одновременно практически приравняли дневной и ночной тарифы.

Конечно, перспективная тема заглохла. Кстати, в Москве в то же время приняли другое решение: тем организациям, которые используют возобновляемые источники энергии, разрешили платить за электричество по ценам населения. В то время была существенная разница в цене киловатта для частных и юридических лиц.

Ставка на сапфиры

Еще одна модная тема — пеллеты, или топливные гранулы. Это экологичное и энергоемкое биотопливо делают из отходов деревообрабатывающего производства, некондиционного леса, торфа. РЗП изготавливает пеллеты и отапливает ими свои помещения на базе отдыха «Коприно».

— Мы можем изготавливать хорошее оборудование для производства пеллет, — рассказывает Николай Крундышев. — Подписано соглашение о намерениях со словацкими партнерами. Но лицензия стоит 4,5 миллиона евро. Расчеты показали, что затраты на лицензию окупятся после изготовления 20 комплектов оборудования. Ярославская область могла бы стать заказчиком нескольких комплектов. 70 процентов леса в регионе — некондиция, многие деревни и села до сих пор не газифицированы. Завод по производству пеллет — это минимум 50 рабочих мест, чистый лес в радиусе 30 километров, тепло в домах. Но за лес у нас отвечает один, за рабочие места — другой, в общем, пока это проект будущего.

Ветряки, тепловые насосы, пеллеты — все завод может, но серийно не производит. Как говорит Крундышев, для него альтернативная энергетика — хобби и резерв на будущее: однажды государство обратит на нее внимание, а мы уже готовы! Правда, есть еще один проект, который, в этом директор уверен, будет реализован.

— Открываем новое производство по изготовлению искусственных кристаллов — сапфиров для энергосберегающих ламп, — рассказывает Крундышев. — Производство будет прибыльным. Но, как говорится, дайте шкуре отрасти. Областное правительство обещает нам налоговые льготы. Когда производство станет окупаемым, мы вернем все сторицей. Ну а альтернативная энергетика будет ждать своего часа.

Возможностей у предприятия, как видите, достаточно.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме