Темы 13 апреля 2011

Время перемен

Вместо трех школ в Переборах останутся две — № 15 и № 36

Ученики и педагоги школы № 31 перейдут учиться и работать в стены 36-й, а высвободившееся здание будет реконструировано под детский сад — такое решение принято городской администрацией и поддержано в области.

7 апреля в школе № 36 собрались представители родительской общественности, педагогических коллективов. Их волнение и беспокойство понятны, но логичны и доводы специалистов департамента образования о целесообразности и экономической обоснованности принятого решения

Зри в корень

Большинство из нас консервативны, особенно, если речь идет об образовании наших детей. Любые изменения в этой сфере воспринимаются очень болезненно. Но время перемен для системы школьного образования Рыбинска настало. Необходимость реорганизации диктуют новые экономические условия, сложная демографическая ситуация, необходимость создания условий для перехода на новые федеральные образовательные стандарты 2-го поколения.

Можно все воспринимать в штыки, а можно постараться разобраться в сути проблемы.
«В Рыбинске самый низкий показатель наполняемости классов среди городов Ярославской области. При норме в 25 человек, он составляет 22,8. Одни школы загружены больше, другие — меньше, но в среднем — на 75%. Из-за этого средства на материально-техническое обеспечение учебного процесса расходуются крайне неэффективно», — объясняла собравшимся родителям заместитель директора департамента образования Светлана Смирнова.

После перехода образовательных учреждений на нормативное финансирование на каждого ученика в бюджет образовательного учреждения приходит определенное количество денежных средств, которые направляются в фонды оплаты труда сотрудников и материального обеспечения учреждения. Сократить число работников нельзя, есть нормативы штата обслуживающего персонала, учителей тоже должно быть столько, сколько необходимо для обеспечения учебного процесса. В итоге денег на приобретение учебников, обновление мебели, закупку компьютерной техники и т.д. катастрофически не хватает.

Фактор наполняемости классов влияет и на долю коммунальных расходов, в среднем по городу он ниже областного показателя. Чем меньше учеников, тем меньше выделяется средств на решение назревших коммунальных проблем. А они есть практически в каждой рыбинской школе, ведь «возраст» 44% образовательных учреждений превышает полвека.

Что лучше: иметь несколько школ, влачащих жалкое существование из-за малочисленности контингента, или укрупняться? Не только в Рыбинске, но и в других городах пошли по пути сокращения неэффективных расходов, повышения наполняемости классов за счет перераспределения контингента и вывода из эксплуатации помещений, не соответствующих современным требованиям, предъявляемым к учебному процессу.

Путем присоединения

Раньше никому бы и в голову не пришло говорить о том, что для этого небольшого микрорайона достаточно всего двух школ: основной и средней. Учеников хватало всем трем. В 80-е годы в школе № 36 учились в две смены.

Ухудшение демографической ситуации в 90-е годы привело к резкому сокращению количества классов во всех параллелях. Сейчас 36-я при вместимости 550 человек загружена всего на 45%. У школ № 15 и № 31 дела с набором обстоят лучше, но учиться ребятам приходится в очень солидных по «возрасту» зданиях, накопивших немало проблем.

Почему принято решение закрыть школу № 31, хотя здание 15-й меньше по площадям и старее? Дело в том, что в 31-й нет спортивного зала, дети уже сейчас недополучают качественную образовательную услугу в плане организации уроков физической культуры.

«Это основная школа, здесь учатся ученики 8-9-х классов, и организовать для них физкультуру в коридоре нереально, особенно игровые виды. Школа заключила договор со стадионом, но, я точно знаю, что уроки там не проводятся», — вскрыла негативные факты Светлана Владимировна. Как в такой ситуации обеспечить стандарты 2-го поколения, предусматривающие 3 часа физкультуры в неделю? Нет в 31-й и кабинетов труда.

Ребята занимаются в мастерских СОШ № 36. Здание этой школы самое большое по площади и относительно новое. В текущем учебном году здесь был отремонтирован спортзал и пищеблок.

Слухи о том, что школам придется укрупняться ходили по микрорайону Переборы уже несколько лет. Увы, демографический прогноз неутешителен. Просчитав выпуски дошкольных учреждений на перспективу, проанализировав все аспекты, специалисты департамента образования решили, что единственно возможный вариант реорганизации школ в микрорайоне — это присоединение одного образовательного учреждения к другому.

Новый учебный год ребята и педагоги школы № 31 начнут в 36-й. Причем дети будут учиться прежними коллективами под руководством своих учителей. Не будет только старых стен, за годы учебы ставших родными. Понятно, что в 31-й школе нажиты традиции, образовался свой особый микромир, который жалко терять и детям, и родителям, и педагогам, вложившим немало сил и средств в обустройство учебных кабинетов.

Но, вникнув в язык цифр и фактов, нужно признать: невозможно создать условия для реализации новых стандартов там, где их нет изначально даже для простого образования. Оставив обиды, нужно смотреть вперед, осознав, какие преимущества дают эти изменения детям.

Конечный результат

Благодаря переходу будет обеспечена полная загрузка школы № 36, в результате чего в фонд материального обеспечения учреждения поступит гораздо больше средств. Это позволит создать лучшие условия для образовательного процесса. Появятся деньги на новые учебные пособия, компьютеры, мебель, появится реальная возможность полностью заменить изношенную систему отопления, снять с повестки многолетние проблемы.

Не будет пустовать и здание школы № 31. Оно перейдет в систему дошкольного образования и после ремонта получит второе рождение, в его стенах откроется детский сад на 80 мест. Этого вполне достаточно, чтобы полностью ликвидировать существующую в микрорайоне очередь, а значит, решить еще одну злободневную социальную проблему. Средства на реконструкцию поступят из областного и местного бюджетов. Объект был включен в областную программу расширения сети дошкольных учреждений.

Произведено обследование здания. Намечены необходимые мероприятия по его реконструкции.
Сейчас очень важно снять напряженность, волнение учеников, родителей, педагогов, вполне объяснимые в сложившейся ситуации.

«Можно удариться в митинги, но нужно ли? Мы должны, сдерживая эмоции, сделать все в интересах детей, чтобы процесс реорганизации школ прошел безболезненно, — нацелила представитель департамента образования. — Хотелось бы по максимуму сохранить классы и педагогический коллектив школы № 31. Это возможно только при сотрудничестве администраций этих учебных заведений, родительской общественности».

Школа № 36 в представлениях не нуждается. Это одно из старейших образовательных учреждений города, ведущее свою историю с 1961 года. О высоком уровне знаний ее учеников говорят стабильно высокие результаты мониторинга образовательной деятельности в 4-х классах, ГИА и ЕГЭ. Здесь сложился дружный педагогический коллектив, многие учителя работают не один десяток лет. Школа постоянно находится в процессе развития. В 2010-м успешно прошла аттестацию. С 2007 года здесь внедрена программа экологизации процесса обучения.

Мне самой посчастливилось несколько лет работать в этой школе, и потому могу со всей ответственностью сказать, что учить здесь умеют. А еще стены 36-й всегда были гостеприимными. Человек, переступивший ее порог, будь-то ученик или педагог, сразу становился своим.

Так что деления на «своих» и «чужих», о чем так переживают учителя и родители учеников, уж точно не будет, коллектив приложит все силы, чтобы процесс адаптации прошел безболезненно. А пока руководство школы № 36 выступило с инициативой поближе познакомиться с новыми учениками и их родителями, пригласить в гости на экскурсию.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме