Темы 20 апреля 2011

Эволюция Дарвинского

В издательстве «Оффицина» выйдет книга о природе вокруг Рыбинского водохранилища

Дикая зона

«Мы въехали за кордон, шлагбаум опустился, и метрах в двадцати от нашей машины по-хозяйски, не спеша прошел кабан, это поразительно! — рассказывает о поездке по заповедному краю рыбинский издатель Алексей Алексашин. — Места и вправду удивительные, природа девственная, если можно так сказать об искусственно созданной среде, рукотворном море. Вмешательство человека сведено к минимуму: там нет охотников, рыбаков, грибников и туристов с кострами».

Дарвинский заповедник — полуостров в северо-западной части рукотворного  моря. Миллион лет назад  здесь было море с плезиозаврами, потом ледник, который, растаяв десятки тысяч лет назад, превратился в холодное озеро, в нем уже тогда водилась рыба, современный налим — по сути реликтовый вид. И спустя тысячелетия, это территория совершенно особенная, «место силы».

Хозяева здесь — медведи, лоси, енотовидные собаки, рыси, горностаи… В их мир, за кордон, не каждого человека и пустят, здесь протекает скрытая от наших глаз жизнь — жизнь дикой природы. Наблюдать ее могут разве что местные егери, лесники и ученые.

Последняя книга о заповеднике и та вышла лет тридцать назад. И если бы не его величество случай, то тайна Дарвинской эволюции еще долго была бы скрыта от нас за километрами воды и лесной чащобы.

Вначале была рыба

А вышло все совершенно случайно. В прошлом году «Оффицина» занялась интересным проектом под названием «Рыбинские рыбы».

«Мы поставили себе задачу — воспроизвести всех обитателей наших водоемов в виде сувениров из дерева, — рассказывает  Алексей Алексашин. — И тогда возник вопрос, что информации по этой теме практически нет. Последний авторитетный специалист — наверное, Сабанеев, который еще до революции создал подробное описание волжских рыб. А что представляет собой современная ихтиофауна? Загадка».

Но Алексашин не был бы собой, если бы остановился на полпути.

Так, в распоряжении рыбинского издателя появились свежие материалы о том, кто и как живет у нас под водой, за подписью ведущего научного сотрудника Дарвинского заповедника, кандидата биологических наук Андрея Кузнецова.

Прежде всего  удивило многообразие нашей фауны, признается Алексей. Оказалось, в глубинах Рыбинского моря живет около 40 видов рыб, самых разных. По сравнению с двухметровыми сомами берши, белоглазки, густера кажутся сущими мальками.

Снимите это немедленно!

Но если бы только справкой о современном состоянии ихтиофауны порадовал Алексашина ученый. Оказалось, Андрей Кузнецов, помимо научной деятельности, еще и профессионально занимается фотографией. За несколько лет им отсняты сотни ошеломительных кадров, каждый из которых как целая история из жизни дикой природы.

«Чего только стоит фото скопы в гнезде — представляете, сколько километров болот и отмелей прошел фотограф, как карабкался в гнездо «рыбного орла», устраивал там фотоловушку, прятался, чтобы получить такой редкий снимок!» — пролистывает альбом Алексей Алексашин.

Понятно, что за одну фотосессию такого не нащелкаешь, да ведь и Андрей Вячеславович — не какой-нибудь кабинетный ученый, в лесу и на море он свой человек, недаром три десятка лет посвятил исследованиям здешней фауны.

Скрыть от людей такие шедевральные снимки было бы преступлением, посчитал рыбинский издатель. И загорелся идеей выпустить в свет фотоальбом, посвященный Дарвинскому заповеднику. Странно, но раньше таких желающих не было, за много лет на Вологодчине (к которой юридически относится Дарвинский заповедник) идея не нашла поддержки.

Хотя те же череповецкие предприятия группы «Северсталь» —  ребята, прямо скажем, не бедные, и такое издание могло бы стать для них чем-то вроде экологической индульгенции за вредные сбросы в верховья водохранилища, но…

А вот рыбинцы долго запрягать не стали. Организационный импульс, не заставив себя  ждать, поступил от главы города Юрия Ласточкина. Финансовую поддержку  в подготовке уникального издания оказала компания «Русская механика», выпускающая снегоходную технику.

И это тоже символично. Не одно поколение егерей, лесников, научных сотрудников объезжают самые труднодоступные территории заповедника на рыбинских «буранах» и их современных «собратьях». Сейчас фотоальбом готовится в печать и уже к лету появится на полках книжных магазинов.

Своя экзотика

«Я — человек путешествующий, за свою жизнь побывал в разных странах с различным климатом и, сравнивая, понимаю, что наша природа ничем не хуже, она  — особенная. И мне как издателю хочется сделать такую книгу, которая в первую очередь будет интересной нашим детям. может, это громкие слова, но сейчас так нужна книга, которая научит их любить родной край», — обрисовал миссию фотоальбома Алексашин.

Новый «Дарвинский заповедник» — еще одно доказательство того, что у природы нет плохой погоды. Он разделен  на четыре части, по сезонам: суровую по-северному зиму побеждает лиловый первоцвет, выглядывающий из-под снежного одеяла; «ситцевое» лето скачет навстречу горящей рубином октябрьской клюкве.

Природа в наших краях — очень русская, простая, неброская. И нужно обладать особенной зоркостью, чтобы в каждой неприметной крохотке разглядеть чудо. Так что с автором фотографий издателю и, конечно же, нам, читателям, определенно повезло.

Кроме того, к своим снимкам Андрей Кузнецов составил комментарии. Они — еще одно несомненное достоинство книги. Это не строго научный текст, в котором неподготовленному глазу и не продраться через тернии латыни, а вполне душевные, богатые тонкими наблюдениями зарисовки — в духе Пришвина, что ли.

Судите сами: «Мирные на первый взгляд синички превращаются в отъявленных склочниц, когда им приходится конкурировать за дефицитный в зимних условиях корм». Такая вот среднерусская экзотика.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме