новости 27 апреля 2011

Рыбинск-Уэлен: дорога испытаний

ЧРЕЗ ВСЕ ПРЕГРАДЫ

16 апреля 2011 года. День сорок седьмой
ПОСЕЛОК ТУМАТ
Маршрут: Казачье — берег реки Нучча.
Пробег: за день 179 км, общий 4275 км. Пробег головной машины  4835 км

Подъем в 5.00. Завтрак и сборы. Пасмурно, начинается слабая метель. Температура около нуля, сиденье на снегоходе и, соответственно, наши брюки мокрые. Идем вдоль зимника на поселок Тумат. Бульдозер вырыл в снегу траншею местами в человеческий рост, наковырял комья снега и почвы. Идти по зимнику не очень удобно, поэтому выбираем параллельный путь. Местами дорога идет по озерам, там удается разгонять снегоходы до 50 км/ч, в остальное же время плетемся 20-30 км/ч.
Поселок Тумат встретил нас очень радушно. Наши снегоходы облепила ребятня, подтянулись с вопросами и взрослые местные жители. Все как один нахваливают рыбинские «Бураны». Служат они, говорят, верой и правдой. Особенно качественная техника приходит к ним в последние три­четыре года.
Нас угостили рыбными блюдами — ухой, строганиной и жареной  рыбой. Извинились, что мяса у них нет, дикий олень в районе не показывался уже давно.
Поселок Тумат практически отрезан от всего мира. Раньше тут работала авиация, сохранился аэродром для приема небольших самолетов и вертолетов. Сейчас же единственный путь на большую землю лежит по зимнику на Казачье и дальше на юг по реке Яне. Но эту дорогу частенько заметает снегом. Летом же проехать в Казачье практически невозможно.
Сфотографировались на память у наших снегоходов и тронулись в путь. «Буранка» на восток была едва различима и скоро вообще затерялась в свежем метелевом снегу. Пришлось идти по навигатору. Вскоре на нашем пути показалась река Нучча, правый приток Чалдона, на котором стоит поселок Тумат. Река промыла глубокую извилистую долину, высота ее крутых берегов — 4-5 метров.
Вечереет. Ставим палатку и готовим ужин. В это время два снегохода отправляются на разведку: искать более­менее удобную переправу через Нуччу. В вечерних сумерках удобного пути мы не находим. Ложимся спать. Утро вечера мудренее.

17 апреля 2011 года. День сорок восьмой
РЕКИ-ЛОВУШКИ
Маршрут: берег реки Нучча — берег реки Хрома.
Пробег: за день 170 км, общий 4445 км. Пробег головной машины 5005 км

С утра в палатке полыхнул примус — подтек бензин через обратный клапан насоса. Пожар потушить удалось почти сразу, никто и ничто не пострадало. Завтрак готовили на запасном примусе.
На пути появились реки с крутыми берегами. Такого рельефа мы не видели, пожалуй, с самого начала маршрута. Для нас и для наших машин этот день выдался экстремальным.
С утра форсировали Нуччу. Действительно, утро оказалось мудренее вечера. Спуск и подъем нашелся довольно быстро. Правда, были они довольно круты. Заскакивать на берег с первой попытки удавалось не всегда. Пустым снегоходом торили дорогу, потом уже двигались с грузом. Когда сани застревали на подъеме, их дергали либо двумя снегоходами сразу, либо спускали вниз, накатывали след и делали новые и новые попытки.
Были и другие реки, «исцарапавшие» тундру глубокими долинами. Если мы не могли пересечь их с ходу, то отцепляли сани и отправлялись на разведку. Однажды нам пришлось в рыхлом снегу выстилать путь прибрежным кустарником, настолько подъем был крут и длинен.
В конце дня форсированным рекам мы потеряли счет. Естественно, местное население здесь ездит другим маршрутом. На то они и аборигены. У нас же, кроме навигатора, компаса и карты, больше ничего не было. Но с этими речками мы справились неплохо, за день намотав приличное расстояние.
Во второй половине дня солнце скрылось, видимость упала до нескольких сотен метров, и пошел снежок.
Под вечер спустились на реку Хрома, по самые подножки увязая в ее рыхлых снегах. Попетляв по руслу вдоль обрывистых склонов, нашли, может быть, единственно возможный подъем по притоку. Выдернули тяжелые сани двумя снегоходами на водораздел и заночевали в палатке. Основной примус вечером починили. Без тепла и горячей пищи мы не останемся! Настроение подняло и выглянувшее на закате солнце.

18 апреля 2011 года. День сорок девятый
БЕЗЛЮДНАЯ ТУНДРА
Маршрут: берег реки Хрома — Чокурдах.
Пробег: за день 207 км, общий 4652 км. Пробег головной машины: 5212 км

Здесь, на водоразделе рек Яны и Индигирки, никто не живет. От поселка Тумат до поселка Чкаловский больше 300 километров. Безлесная, безлюдная холмистая тундра, изрезанная долинами извилистых рек. Лишь иногда пробежит песец или наш путь пересечет след росомахи.
Движемся по навигатору к поселку Чкаловский, расположившемуся на высоком берегу реки Берелех. Жителей не много, интерес к нашей экспедиции проявляет в основном ребятня.
От поселка на восток уходит еле заметный след снегохода. Движемся по нему, теряя его и находя вновь. Какоето время идем только по навигатору. Погода «шепчет», легкий морозец и солнце, чудесный апрельский день.
Едем быстро, к вечеру выходим к крупному поселку Чокурдах на реке Индигирке. У проезжавших мимо милиционеров справляемся о гостинице. На УАЗике с мигалкой они сопровождают нас по поселку в поисках жилья и стоянки для техники.
Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме