Темы 5 мая 2011

Рыбинск-Уэлен: дорога испытаний

Продолжение. Начало в №№ 20, 24, 26, 30, 32

19 апреля 2011 года (день пятидесятый)
ПОСЕЛОК ЧОКУРДАХ
Пробег: 0 км

Этот день прошел в привычных экспедиционных хлопотах, шутка ли — мы на маршруте уже пятидесятый день. Осмотр техники, закупка недостающей провизии, заправка бензином и маслом.
Крепим новый датчик ГЛОНАСС/GPS. Теперь любой желающий может отслеживать наше местоположение через интернет.
Пакуем груз. Новые пластиковые накладки на сани решаем не ставить. Во­первых, для ремонтов в Чокурдахе нет условий, а, во-вторых, старые накладки еще вполне годны к эксплуатации. Так что пластик берем с собой.
Местные жители текут к нам рекой. У каждого есть вопросы по новой и по старой снегоходной технике ОАО «Русская механика». Терпеливо отвечаем, хотя, честно сказать, беседы отвлекают нас от сборов. Но что делать, общение с людьми — одна из наших основных миссий на маршруте. Спать ложимся далеко за полночь. Будильник заводим на 5.30

20 апреля 2011 года (день пятьдесят первый)
ОТТЕПЕЛЬ НА ИНДИГИРКЕ
Маршрут: Чокурдах — река Сундрун.
Пробег: 233 км

Быстро собравшись и позавтракав, мы покидаем двор гостиницы. Погода стоит солнечная, минус 8 градусов. Спускаемся на реку Индигирку. Нас ждет почти сотня километров пути по основному руслу, до поворота на Колымскую протоку. Попадаем на бульдозерную дорогу, ведущую к ближайшей рыбточке, — этакий котлован, вырытый на льду реки.
Идем стремительно. Однако тут же попадаем в ДТП. Первый снегоход притормаживает, а второй и третий сходу влетают в него по «классической» схеме. Что поделать — дорога узка, а под гусеницей чистый речной лед. Повреждения небольшие, бамперы мы выправляем за полчаса.
Дорога заканчивается через километр, дальше движемся по руслу реки. Оттепели последней недели сильно подтопили снег. Берега уже протаяли. Снег на реке серый, рыхлый — весна вступает в свои права. Воды пока нет, но прицепы проваливаются порой на полметра. Однажды даже пришлось отцеплять «Патруль» от саней и накатывать им дорогу.
Наши мучения заканчиваются с поворотом на Колымскую протоку. Здесь путь идет по возвышенной тундре, где оттепели еще не было. Но там, где растет низкорослый кустарник, снег рыхлый, и сани идут тяжело.
Людей совсем нет. Лишь под вечер встречаем живую душу — на одной из рыбточек рабочий долбит штольню в леднике.
Дальше наш путь идет к Ледовитому океану, Восточно­Сибирскому морю. Очень надеемся заночевать в доме, координаты которого нам подсказали в Чокурдахе. Однако, выйдя по навигатору в эту точку, уже почти в темноте находим лишь остов заброшенной рыбацкой хижины. Видно, спутали наши друзья избы и дали нам неверные координаты. Ну что ж — включаем фары-искатели, чтобы лучше видеть заструги, и движемся к морю. Там должно быть еще несколько хижин.
Через десяток километров находим одну из них. Жить можно, но без комфорта. Нары, где с трудом могут уместиться три человека, небольшая печка и квадратный метр пространства перед входом. Вот и вся обстановка. Можно добавить к ней щели с палец толщиной в крыше и бревенчатых стенах. Но мы остаемся — время уже позднее.
Затыкаем окно картоном, забиваем щели и топим печь, в избушке становится тепло и уютно.
Ветра за окном почти нет, мороз небольшой. Однако весь вечер с океана идет на нас стена темных свинцовых облаков. Это не предвещает ничего хорошего…

21 апреля 2011 года (день пятьдесят второй)
У ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
Пробег: 0 км

Утренняя сводка погоды подтвердила наши опасения — пришла непогода. Конечно, сейчас не зима, а конец апреля. Но здесь и берег не Черного моря, а Ледовитого океана. Воздух влажный, снегоходы к утру покрываются сантиметровым слоем изморози.
Дует, метет. Но, главное, не видно ни зги. Все бело: и снег, и небо. Темными красками на белом тундровом холсте нарисована лишь наша изба и три снегохода с санями.
Решаем сделать дневку, осмотреть технику. Все равно двигаться в такую погоду очень сложно — не видать даже застругов под лыжами.

22 апреля 2011 года (день пятьдесят третий)
БЕЛАЯ МГЛА
Маршрут: река Сундрун — река Большая Куропаточья.
Пробег: 171 км

Погода если улучшается, то ненамного. Та же изморозь, тот же ветер, та же белая мгла вокруг. Собираемся и едем, график есть график.
Движемся очень осторожно, не более 20 км/ч. Выходим на море. Берегов не видно, движемся по навигатору. Где-то справа, в стороне от маршрута, остается полярная станция Алазея, наш путь идет строго на восток.
К обеду видимость становится лучше. Один раз показывается солнечный диск и становится возможным разглядеть прибрежные холмы.
Дорога однообразна, берег моря на этом участке почти прямой и очень низкий. Заструги, заструги. Скачем, скачем. Целый день. К вечеру в устье реки Большая Куропаточья находим заброшенную метеостанцию. Чуть ниже нее расположен очень уютный балок — чистый, просторный и оборудованный со знанием «тундрового» дела. Принято решение — заночевать.

23 апреля 2011 года (день пятьдесят четвертый)
МЕДВЕЖИЙ УГОЛ
Маршрут: река Большая Куропаточья — фактория Чукочья.
Пробег: 221 км

Утром видно горизонт и слабый свет восходящего солнца. Но через час видимость снова ухудшается. Опять едем в «молоке».
Берег начинает плавно поворачивать к югу. Где-то впереди Колымский залив, слева, далеко в море, — Медвежьи острова. Где возможно, срезаем путь по берегу, благо он довольно низменный. Заструги здесь мягче, чем на море.
Выходим на кордон якутского Комитета по охране природы. Там как раз находится так называемый «медвежий патруль» — мини-экспедиция на вездеходе, которая только что вернулась с островов. Учет медведей они ведут по следам и по количеству берлог. Фотографируемся, дарим флаг «Русской механики» и дальше в путь.
От мыса Крестовский можно резать маршрут по морю, прямо на устье Колымы. Однако нам хочется заглянуть на факторию Чукочья, которая стоит на одноименной реке. К вечеру мы там. Обходим избы в поисках пригодной для жилья. Выбираем западную половину самого большого дома. Места там предостаточно, есть кровати, стол и печь.
Удивляемся, что в доме оставлено очень много техники, оборудования и инструмента. Все лежит на виду, дом не заперт. Вот такие здесь порядки, такие здесь живут люди.

25 апреля 2011 года (день пятьдесят шестой)
ПРИВЕТ КОЛЫМЕ!
Маршрут: фактория Чукочья — Черский.
Пробег: 201 км.

Стартуем в сторону Черского. Заканчивается шестая тысяча километров, пройденных нами. Огибая мыс Малый Чукочий, видим первую на нашем пути наледь. Под нами трещит лед, вода бьет фонтаном, но нам удается выскочить на снег под высоким берегом реки. Дальше крадемся вдоль склона. Как альпинисты, наши снегоходы идут по откосу. Но вот в одном месте наледь подходит к берегу вплотную. Первая попытка форсировать участок успехом не заканчивается, сани и снегоход «по уши» увязают в снежно-ледяной каше. Вытягиваем сначала машину, сани дергаем сходу длинной веревкой. Повторяем такую процедуру со всеми санями. Но вот и твердый снег, можно двигать вперед.
Идем по морю, Колымскому заливу. Входим в Чукочью протоку реки Колымы. Дальше движемся по зимнику на Черский.
И здесь оттепели сделали свое дело. На зимнике, идущем по протоке Походская Колыма, на прошлой неделе образовались наледи, и тяжелая техника, увязая в них, оставила после себя настоящие ледяные торосы. Объезжать их приходится, перескакивая с борта на борт дороги. Для подвесок наших снегоходов это тяжелое испытание, все же они предназначены для езды по снегу, а не по голому и твердому как камень льду.
Но вот и Черский. У реки нас встречают сотрудники местной администрации, погранслужбы, ГАИ, местной газеты. Всем интересно расспросить нас о нашей технике и экспедиции.
В поселке дороги давно растаяли — голый асфальт или грунт. С трудом въезжаем в гору, к гаражу, таща сани двумя снегоходами сразу.

26 апреля 2011 года (день пятьдесят седьмой)
ПОСЕЛОК ЧЕРСКИЙ
Пробег: 0 км
Общий пробег по головной машине 6038 км

Дальше — проверка состояния саней и снегоходов, сварочные дела, заправка топливом. Если все будет по плану, завтра стартуем в сторону Певека, на Чукотку.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме