Темы 5 мая 2011

Ихтиандры шли повзводно

В августе 1941 года под Горьким, в местечке Моховые Горы, со всего Советского Союза была собрана группа инструкторов легководолазного дела, окончивших в 1940 году Всесоюзные центральные курсы комсостава спасательной службы Союза ОСВОДа СССР.

Старшим группы был назначен рыбинец Анатолий Мацюра. Под строжайшим секретом им надлежало за полтора месяца подготовить стрелковый полк «ихтиандров» — командиров и бойцов, готовых к форсированию водных рубежей под водой

Атака из-под воды

Было это на одном из участков Западного фронта в октябре грозного 1941 года. Немцы упорно двигались к Москве, прорвав на Можайском направлении оборону наших войск. 13 октября пала Калуга, 16 октября — Боровск, 18 октября — Малоярославец. Естественной преградой для врага стала река Протва.
И вот что там случилось…

Темная октябрьская ночь, подсвеченная вспышками зарниц от разрывов снарядов и осветительными ракетами, только-только стала переходить в рассвет. Немецкие часовые в эти предрассветные часы утратили бдительность. Да и кого им было опасаться. Все эти дни солдаты вермахта наступали, и лишь здесь, у реки с труднопроизносимым названием, стремительное наступление остановилось. Река помешала гнать русских дальше, к Москве, до которой осталась всего сотня километров.

Задремавшие часовые не заметили, как на реке появилась зыбь. Потом на поверхности показались похожие на шары предметы, у них выросли туловища, ноги — и на берег вышла шеренга существ неземного происхождения с абсолютно лысыми головами, с гибкими хоботами и глазами-блюдцами. Следом вышла еще шеренга, и еще, и еще. Скоро весь берег покрылся движущейся массой «инопланетян», которые устремились к немецким позициям. Штыковой удар был сокрушительным. Устрашенные внезапной атакой из-под воды гитлеровцы в ужасе искали спасения в бегстве.

Из истории битвы за Москву известно, что в октябре 1941 года на Можайской линии обороны немцы были задержаны на семь — девять дней, а на волоколамском направлении затяжные бои продолжались десять — двенадцать дней. Это время командование Красной Армии эффективно использовало для уплотнения боевых порядков оборонявших столицу войск.

Двенадцать апостолов подводного спецназа

Пожалуйста, не принимайте мой рассказ за чистую монету. Нигде в военной и послевоенной печати, в мемуарах фронтовиков об этом не написано ни слова, ни полслова. Одно могу утверждать: в 1941 году под руководством нашего земляка — рыбинца Анатолия Мацюры — взаправду был сформирован стрелковый полк для форсирования водных рубежей в подводном варианте. И даже не один, а два таких полка!

«Пожалуй, можно было и не обратить внимания на эту историю, поведанную мне в 1981 году инженером службы безопасности мореплавания Каспийской флотилии капитаном 3-го ранга в отставке Анатолием Ивановичем Мацюрой. Но что-то подсказало — это заслуживает внимания…» — так рассуждает Виталий Пашиц — автор книги «Подводный спецназ России», которая вышла в свет в 2006 году. Он семнадцатилетним парнишкой в 1939 году связал свою жизнь с Военно-морским флотом СССР и впоследствии стоял у истоков зарождения суперсекретного советского морского спецназа.

В предисловии Виталий Пашиц пишет, что в книге нет выдуманных историй, приукрашенных фактов и подтасовок. И лишь в одном-единственном случае, повторяя рассказ своего флотского товарища Анатолия Мацюры, он делает оговорку: «Уж больно необычной мне показалась эта история…»

Суть вкратце такая. В начале войны решением наркомата обороны СССР в 9 км от города Горького, в местечке Моховые Горы, на берегу Волги, начались военные сборы под руководством опытных инструкторов легководолазного дела. Их было столько же, сколько было христовых апостолов — двенадцать.

Старшим группы инструкторов был назначен начальник спасательной службы ОСВОДа Рыбинска и Рыбинского района Анатолий Мацюра. Цель сборов — подготовка личного состава стрелкового полка к форсированию водных рубежей в подводном варианте. Для этой цели был выделен стрелковый полк, расквартированный в Горьком.

В октябре 1941 года подобная же подготовка проводилась с другим стрелковым полком в районе Ярославля.
«К большому сожалению, сведений о фактической боевой деятельности этих полков на советско-германском фронте нет» — закрывает эту страничку военной истории в своей книге Виталий Пашиц.

Главный спасатель на рыбинском море

Мне посчастливилось пообщаться с Анатолием Мацюрой при его жизни и, как говорится, из первых уст услышать невероятные истории этого необыкновенного человека. Анатолий Мацюра с юмором вспоминал, что попал в Рыбинск по воле НКВД:

— Я родился 24 июня 1918 года в Петрограде. Время было голодное. С двух селедок и осьмушки хлеба, которые получал в виде пайка отец-железнодорожник, не растолстеешь. Поэтому родители переехали сначала в Осташков, потом в Винницу и в конце концов осели в Донбассе. Когда был объявлен комсомольский набор на флот, я подал заявление в горком ВЛКСМ и оказался во 2-м Высшем военно-морском училище в Севастополе.

Арест отца закрыл для меня черноморские просторы. В ноябре 1938 года меня как сына «врага народа» из училища отчислили. Мы с матерью переехали к ее родне в Рыбинск.
Мне посоветовали обратиться на спасательную станцию. Шел туда не без робости, так как дети «врагов народа» были изгоями. Но начальника Рыбинской городской спасательной станции Александра Фомичева это обстоятельство мало интересовало. Так я стал матросом.

Рыбинским спасателям всегда работы хватало: они выручали из беды людей, лошадей, машины. Забот у них прибавилось в связи со строительством Рыбинской ГЭС и созданием Рыбинского водохранилища.

— Перед нами была поставлена задача эвакуировать людей из затопляемой зоны, — вспоминал Мацюра. — Наполнение водохранилища началось в апреле 1941 года. Нашими наблюдательными пунктами стали уцелевшие церкви, колокольни которых еще долго возвышались над водой.

С колокольни был хороший обзор окрестностей. Если наблюдатели замечали на образовавшихся островах людей, то к ним тут же направляли плавсредства. Таким образом, церкви служили и наблюдательными, и сборными пунктами, откуда оказавшихся в зоне затопления людей вывозили на материк.

Секретная командировка

С началом войны Анатолий Мацюра подал несколько рапортов с просьбой направить его на фронт. Но каждый раз молодой начальник спасательной службы ОСВОДа Рыбинска и Рыбинского района получал отказ. Его призвали на военную службу лишь 22 октября 1942 года. Он был направлен в Волжскую военную флотилию, на катерах-тральщиках уничтожал немецкие магнитные мины на Нижней Волге. Затем с ноября 1943 года воевал в составе Днепровской военной флотилии, участвовал в операции «Багратион» в Белоруссии. Тралил мины на Черном море.

Но была в его биографии секретная командировка. В августе 1941 года Анатолий Мацюра поступил в распоряжение наркомата обороны СССР. Он думал, что его наконец-то направят на фронт. А его привезли под Горький, в местечко Моховые Горы.

Там он встретил ребят, в том числе земляков-ярославцев Авдонина и Троицкого, вместе с которыми обучался в 1940 году на Всесоюзных центральных курсах командного состава спасательной службы Союза ОСВОДа СССР. В декабре 1940 года Анатолий Мацюра с отличием окончил эти курсы и вскоре был назначен начальником спасательной службы ОСВОДа Рыбинска и Рыбинского района.

Рассказывая мне об учебе, Анатолий Иванович особо отметил:
— На курсах в подмосковных Химках мне довелось осваивать первые советские легкие водолазные изолирующие аппараты ВИА-2. Тяжелый водолаз был «привязан» к шлангу, по которому подавали в скафандр воздух для дыхания. В свинцовых ботах, которые весили по 9 кг, и на земле было трудно и шаг шагнуть.

А вот легкие водолазные аппараты позволяли достаточно быстро передвигаться под водой. Это были модифицированные аппараты горноспасателей. На голову надевалась маска, выдыхаемый воздух проходил через фильтр регенерации и вновь становился пригодным для дыхания. Благодаря этому можно было находиться под водой в течение получаса.

И вот там, в Моховых Горах, инструкторы-водолазы под командованием Анатолия Мацюры обучали командиров и красноармейцев пользоваться легководолазным снаряжением при форсировании водных преград. А такой для них была Волга. Однако развивать эту тему в разговоре со мной Анатолий Иванович тогда не стал. Видимо, у него были серьезные основания беречь тайну, несмотря на то, что все грифы секретности с нее уже слетели…

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме