Темы 5 мая 2011

Жизнь «в походах и боях»

Новая книга «Медиароста» — о полководце Павле Батове

У каждого поколения свои герои. И это нормально. Но есть те, чьи имена вне времени и политического строя, те, кому не место на периферии общественного внимания, те, кто заслужил, чтобы помнили, чтобы знали…

Среди них Павел Батов, сын рыбинского крестьянина и блистательный военачальник, наш земляк и гордость страны, скромный человек и легендарная личность. Сейчас профессиональную историю его жизни назвали бы головокружительной карьерой, раньше это был боевой путь. О нем «В походах и боях» — новая книга издательства «МЕДИАРОСТ»

Человек-проспект

Спросите пенсионера: «Кто такой Батов?», и он расскажет вам все об этой уникальной личности. «Генерал. Дважды герой Советского Союза. Командовал крупнейшими танковыми соединениями во время войны», — чуть подумав, произнесут тридцатилетние. «Проспект», — запросто ответят современные школьники.

Легендарная фигура для нескольких советских поколений в последние десятилетия превратилась в абстракцию, «имя на слуху», упоминание в учебнике. «Подобное смещение приоритетов говорит о культурной и интеллектуальной несостоятельности общества, высокой степени его деградации. Призма официальной пропаганды, менторский тон школьных абзацев влияют на восприятие истинных масштабов, мешают осмыслению сути.

Если вдуматься: человек родился в глухой деревне, на той же земле, на которой родились и живем мы, прошел шесть войн, стал одним из ключевых главнокомандующих во время Великой Отечественной, определил стратегию ведения танковых сражений самой сильной армии в мире середины 20 века. От решений рыбинца, сына крестьянина, зависели судьбы сотен тысяч человек. Это по-настоящему уникальная ситуация.

О таких людях, как Павел Иванович Батов, нужно знать. Они слишком редко рождаются. Именно поэтому мы и приняли решение переиздать мемуары нашего великого земляка», — рассказывает о причинах «перерождения» книги генеральный директор компании «МЕДИАРОСТ» Виталий Горошников.

Походная жизнь

Воспоминания генерала Батова охватывают большой временной отрезок и рассказывают об исторических событиях, в которых он принимал непосредственное участие. О том, как прошла жизнь великого военачальника, говорит само название книги — «В походах и боях». Она активно издавалась в советское время и так же стремительно исчезла из круга читательских интересов в 90-е годы.

Для жителей нашего города, как ни для какого другого в России, внимание к выдающейся личности земляка является, если хотите, делом чести. Переиздание мемуаров — своеобразное доказательство того, что никто не забыт, ничто не забыто. Рыбинский вариант воспоминаний Батова дополнен большим блоком фотографий, которые отражают и жизненный, и профессиональный путь генерала.

Некоторые снимки являются настоящей редкостью и будут открытием для основного числа читателей. Кроме того, книга содержит развернутую вступительную статью, которая знакомит с основными вехами жизни героя. Сам он, будучи человеком скромным, говорил о себе крайне мало, концентрируясь на происходящих вокруг событиях.

Обновленные мемуары выйдут в мае. Тираж издания небольшой, чуть более тысячи экземпляров. Адресовано оно в первую очередь школьникам и студентам, которые смогут увидеть войну глазами очевидца, командира, патриота и понять, что мир на самом деле интереснее, чем кажется.

Конь, мадера и святой Георгий

Так что же в судьбе Павла Батова оказалось такого необычного, что сделало его генералом армии, дважды Героем Советского Союза? За что получил он сначала два Георгиевских креста, а затем восемь орденов Ленина (больше, чем маршал Жуков), орден Октябрьской Революции, три ордена Красного Знамени, три ордена Суворова, ордена Кутузова, Богдана Хмельницкого, Отечественной войны первой степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» третьей степени, не считая медалей и иностранных наград?

«Крохотная деревушка Филисово в Верхнем Поволжье, бедняцкая семья отца, всю жизнь мечтавшего о коне». Так вспоминал свое детство Павел Иванович Батов.

Он был младшим сыном в многодетной крестьянской семье, где каждая картошка была на счету, а сахар считался невиданным лакомством. Поэтому никто не пытался удерживать Павлушу, когда осенью 1908 года он собрался «в люди». «Людьми» оказались санкт-петербургские купцы братья Леоновы. Пять долгих лет таскал Павел в их фруктово-гастрономическом торговом доме тяжелые ящики с мадерой и мешки с мукой. И мечтал о золотых погонах — Первая мировая война была в разгаре.

В конце концов мечты воплотились в побег на фронт. В 1915 году командир отделения разведчиков Батов получил первое боевое крещение. Взяв «языка», группа попала под шквальный огонь противника. Ранение оказалось тяжелым, очнулся Павел уже в госпитале. Там вручили ему Георгиевский крест и направление на учебу в Петергофскую школу прапорщиков.

К 1918 году он имел звание прапорщика и добровольно вступил в Красную Армию. Она приняла героя Первой мировой с распростертыми объятиями. Большевикам остро не хватало молодых и опытных военных. И в том же 1918 году Павел Батов, будучи командиром пулеметного взвода 1-го Советского стрелкового полка, подавлял выступления против Советской власти Романово-Борисоглебского крестьянства, контрреволюционные мятежи в Рыбинске, Ярославле, Пошехонье.

После успехов в разгроме мятежей в составе 320-го стрелкового полка командир роты Батов участвовал в разгроме войск Врангеля и освобождении Крыма.

Пабло Фриц — Побережнику

В октябре 1936 года Батов уже командиром полка прибыл в Испанию, став Пабло Фрицем. Псевдонимы были непременным атрибутом интернациональных бригад. Сначала его назначили советником у одного из талантливейших военачальников антифашистской войны Энрике Листера, а затем у генерала Лукача — известного венгерского писателя Мате Залки. В 1937 году в машину Лукача попал артиллерийский снаряд. Генерал был убит, Батов получил тяжелые ранения. За проявленное мужество в Испании он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

О Батове ходит много легенд и историй. Вот одна из них, связанная с Испанией и способная пролить свет на характер генерала. Личным шофером Батова был Семен Побережник. Спустя много лет, вспоминая его, генерал напишет: «Он спас мне жизнь, вынеся тяжелораненым из боя…»

Побережник был разведчиком-осведомителем, собирал сведения о боевом составе итальянского военно-морского флота. Когда он вернулся в Москву, его обвинили в предательстве и осудили на 10 лет лагерей и 2 года проживания в спецпоселении. Полностью отбыв срок, Побережник нашел Батова. И генерал заставил органы пересмотреть дело разведчика. В результате Семен Побережник получил новый «чистый» паспорт.

Еще один любопытный факт связан с именем Эрнеста Хемингуэя. Некоторые источники утверждают, что именно Батов стал прототипом генерала Гольца в романе «По ком звонит колокол».

Как поссорился Монтгомери с Эйзенхауэром

После Испании Батов участвовал в освобождении Западной Белоруссии и в советско-финляндской войне в 1939-1940 годах. За бои на Карельском перешейке был награжден орденом Ленина. Начало Великой Отечественной войны Батов встретил командиром 9-го отдельного стрелкового корпуса. В августе 1941 года его перевели на должность заместителя командующего 51-й армией, оборонявшей Крым. Соединения армии под командованием Батова приняли активное участие в Керченско-феодосийской десантной операции. В январе 1942 года Батов получил под командование 3-ю армию Юго-Западного фронта, затем Брянского фронта.

При проведении операции «Кольцо» под Сталинградом Батов впервые применил метод артиллерийской поддержки атаки одинарным огневым валом — в полосе наступления советским войскам удалось создать концентрацию артиллерии и минометов, превышающую 200 единиц на километр фронта. Эта тактика в дальнейшем получила широкое распространение. За операцию «Кольцо» Павел Иванович Батов был награжден орденом Суворова I степени. Успешное форсирование Днепра принесло генерал-лейтенанту звание Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Однополчане вспоминают, что рыбинец был сторонником новых, неожиданных методов ведения боевых действий. Батов тщательно анализировал особенности боевой обстановки, определял сильные и слабые стороны врага, производил точный расчет и только тогда принимал решение. Он говорил: «Надо бить врага искусством, а это значит — малой кровью».

Так, при проведении Бобруйской операции в 1944 году по инициативе Батова на узком шестикилометровом участке прорыва для поддержки атаки пехоты и танков был применен двойной огневой вал на глубину в два с половиной километра. Вслед за мощным ударом авиации, артиллерии и стрелкового корпуса в сражение был введен 1-й гвардейский танковый корпус.

Это позволило армии Батова продвинуться до двухсот километров на Слуцком направлении, нанести противнику тяжелое поражение, создать условия для дальнейшего наступления. За успешное проведение этой операции Павлу Ивановичу было присвоено воинское звание генерал-полковника, вручен орден Кутузова I степени и золотые часы от Верховного командования.

«Мало кто знает, — рассказывает начальник Института военной истории генерал Павел Жилин, — но первым ворваться в Берлин и взять Гитлера в плен мечтал британский фельдмаршал Монтгомери. Из-за этого он даже поссорился с генералом Эйзенхауэром. Однако карты одному и другому спутал Батов…». Командарм первым форсировал Одер и открыл нашим войскам дорогу на Берлин, за что 2 июня 1945 года был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Рыцарь-командор

… Как и любая сильная и цельная личность, Батов сложен и противоречив. По воспоминаниям одних, он был тесно связан с войсками, отлично знал подчиненных, ценил их. Вторые свидетельствуют о том, что генерал был жестким человеком, который отправлял штрафбат на минные поля, чтобы уменьшить потери своей армии. Третьи приписывают ему «неверный звук» в угоду политическим интригам. Но не нам, жителям 21 века, судить военачальника, принимавшего решения в экстремальной обстановке.

Очевидно одно: Батов был незаурядным тактиком военных действий. Историки изучают и еще будут изучать операции, проводимые войсками генерала, чья биография не закончилась Первой мировой, гражданской, испанской, финской, Второй мировой войнами. Павел Батов — почётный гражданин Рыбинска, Ярославской области, городов: Новгород-Северского, Лоева, Речицы, Озёрки, польских Гданьска и Щецина.

Издание «Независимое военное обозрение» ставит его на второе место среди командующих общевойсковыми армиями. А король Великобритании Георг VI за Сталинградскую битву наградил его высшим орденом Британской империи с присвоением звания «Рыцарь- командор».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме