Темы 10 мая 2011

Власть артефакта

Медиарост выпустил книгу «Рыбинск: путешествие сквозь века. (Археология земли Рыбинской)»

О чем думали «прарыбинцы» 5 тысяч лет назад, процарапывая «чертовыми пальцами» узоры на глиняных горшках? Что за смертельные тайны хранили реально существовавшие избушки «на курьих ножках»? И как Усть-Шексна стала местом развязки одного из самых громких социальных конфликтов средневековой Руси?

Чтобы получить ответы, можно взять в руки лопату и приступить к раскопкам. А можно открыть книгу «Рыбинск: путешествие сквозь века. (Археология земли Рыбинской)», которая на днях вышла
в издательстве «Медиарост»


Научно-популярное издание претендует называться уникальным в своем роде. Новая книга рассказывает о рыбинской земле с глубокой древности — с момента, как сошел ледник, через средневековье и XVIII столетие к сегодняшним будням Рыбинской археологической экспедиции.

Первое, что бросается в глаза, — добротное оформление, обилие оригинальных иллюстраций — их здесь более 700, в основном фотографии уникальных находок, поднятых из тьмы веков в раскопах памятника Усть-Шексна. Книга написана просто и доступно, с одной стороны, и увлекательно — с другой. Это заслуга авторского коллектива, в который вошли археологи «со стажем» Александр и Ирина Рыкуновы.

По словам Александра Рыкунова, который на протяжении двух десятков лет руководит РАЭ, в книге обобщен колоссальный материал. Системный анализ находок разных эпох показывает, что рыбинская земля во все времена представляла собой нечто особенное. Первый человек появился в наших краях еще 20 тысяч лет назад, в конце палеолита. В средний каменный век на территории современного Рыбинска существовало как минимум две стоянки племен «бутовцев». Об этом говорят находки: конусовидные нуклеусы и ножевидные пластины.

Впервые здешний погост упоминается в «Повести временных лет» в связи с конфликтом 1071 года, чаще именуемым «восстание волхвов», и фигурой Ярослава Мудрого. Князь построил первый христианский город на Волге и всячески пытался утвердить православную веру среди язычников. Волхвы, естественно, оказывали лютое сопротивление новым порядкам. «Восстание» завершилось пленением зачинщиков в районе Белоозера, — читаем в книге. — Здесь находился посланный князем за данью с небольшой дружиной боярин Ян Вышатич — представитель известного рода».

Опираясь на закон «Русской правды», он отдал волхвов на расправу «повозникам», свозившим дань для дружинника, чьи родственники были убиты в ритуальных жертвоприношениях. «И сказал Ян повозникам: «У кого из вас кто из родни убит ими?» Они же ответили: «У меня мать, у того сестра, у другого дочь». Он же сказал им: «Мстите за своих». Они же, схватив, убили их и повесили на дубе: так отмщение получили они от Бога по правде!» — говорит летописец и упоминает, что произошло это «на устьи Шексны».

Так «предок» Рыбинска стал местом развязки одного из наиболее известных потомков социальных драм Древней Руси. К тому времени это уже был важный форпост на варяжском «восточном пути».

К Х столетию Усть-Шексна становится значимым и богатым торговым портом. Иначе чем объяснить найденный археологами клад серебряных монет эмиров из династии Саманидов? По меркам раннего средневековья здешнее поселение представляло собой и «Рублевку», и «Череповец» с мощным металлургическим производством. И это не какие-то «байки из склепа», а установленный факт — исследователям удалось раскопать аж 15 развалов сыродутных печей.

«Мы старались сделать так, чтобы на каждой странице читателя ожидало поразительное открытие», — говорит А. Рыкунов.

Но книга о раскопках — «это не просто «археологический ликбез», — уверяет нас член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Владимир Гречухин. — Для некоторой части горожан это, может быть, и ликбез гражданский. Ведь город по мере набирания физических размеров и материальных ценностей должен не просто становиться с каждым днем больше и состоятельней, но и граждански и цивилизованно взрослей.

Взрослому городу неприлично не интересоваться своим прошлым со всей серьезностью и ответственностью.
Чтобы не стать духовно нищими надобны и молитвы, и церкви, и книги, и — археология. А еще она нужна для того, чтобы проявить и воочию показать нам кровную преемственность с предками.

Так и в случае с Усть-Шексной. Ведь какой город нашли археологи? Не княжеский, не административно-управленческий, не примонастырский, а промысловый, торговый, деловой. Разве не ближняя родня сегодняшнему промышленному, торговому, деловому Рыбинску? Да это его самый прямой предшественник. Это его трудовой, расторопный, горячий предок». А посему знакомство со столь выдающейся «родней» по определению не может оставить читателя равнодушным.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме