Все началось с безобидного «кап-кап». Яна, хозяйка квартиры № 93, зарылась поглубже в подушку, чтобы спрятаться от навязчивого звука. «Опять потек бачок, надо сделать», — подумала она, все еще не собираясь просыпаться. Однако шум раздражал и, кажется, усиливался. Яна, твердо решив поворотом крана «придушить» разболтавшуюся сантехнику, встала и направилась в туалет. Часы показывали три часа ночи. Тогда она еще не знала, что вернется в теплую кровать только через сутки

КВАРТИРНЫЙ АКВАПАРК
Ночную побудку Яне устроил не бачок унитаза, а стояк с холодной водой. Капли падали с потолка, гулко разбиваясь о кафель. Девушка раздраженно схватила тряпку, желая заткнуть ею рот незапланированному будильнику. И вдруг потекло ото всюду и сразу. Вода хлынула по стояку, потолочным швам и дверным проемам, ручьями стекая по стенам и косякам. Обои внезапного «закаливания» не оценили, надувались и шли пятнами, демонстрируя протест. Перед Яной встала задача похлеще квадратуры круга: как уместить в трех тазах и одном ведре восемь водопадов. Поиграв в пятнашки со скобяными изделиями и поняв всю бессмысленность своих усилий, хозяйка бросила квартиру на растерзание стихии и понеслась к соседям этажом выше. На вопрос «У вас все в порядке?» всклокоченная, в одной ночной сорочке, но выдержанная Анна Ивановна спокойно ответила: «Нет. Течет». Как выяснилось позже, к подобным «осадкам» она уже привыкла. Соседи с третьего этажа топили ее регулярно. Дабы обезопасить собственное имущество от «мокрого дела», она даже предлагала им за свой счет установить в их квартире пластиковые трубы, на что получила ничем не объяснимый отказ. Но на этот раз лужи на линолеуме превысили все прежние ватерлинии. Вода, накопившись в подвесном потолке, нашла выход через встроенные светильники, потоки, пробравшись «за спиной» кухонного гарнитура, расползались по полу, дверные проемы «занавешивала» бурная капель. В общем, Анна Ивановна оказалась в одной лодке с Яной. Авария произошла этажом выше, хозяйка квартиры сама прибежала к соседям, терпящим бедствие, с просьбой о помощи. По ее сбивчивым объяснениям стало ясно, что лопнул стояк с холодной водой, а как вызвать аварийную службу, женщина не знает. Анна Ивановна схватилась за квитанцию на квартплату, Яна побежала искать телефон в Интернете. Ни тот ни другой путь успехом не увенчались. На квитанции ООО «ЖКУ» указан лишь телефон бухгалтерии, которая при всем своем внимании к платежам населения в четвертом часу ночи не работает. Молчал и телефон, указанный как дежурно-диспетчерский на официальном сайте администрации города. Извиняющимся тоном, просьбами и неоднократными «пожалуйста» Яне удалось получить заветную комбинацию цифр в «Горэлектросети», несмотря на явное недовольство дежурного ролью справочного бюро.
Когда мастер был наконец вызван, девушка обвела взглядом квартиру. По комнате плавали тапки; стены, сплошь в водных подтеках, напоминали одутловатое зареванное лицо; кошка с бешеными глазами, забравшись на спинку кресла, жалобно звала своего Мазая в лице хозяйки. «Хорошо, что я живу на первом», — впервые в жизни Яна была довольна этажностью своего жилища. Вскоре прибыл мастер, перекрыл воду и ушел. Потолочный ливень стал ослабевать, перейдя от потоков к ручьям. «Затопленницы» взялись за «гидромелиорацию» квартир. Лужу в ванной Яна вычерпывала ведром, в комнатах море разливанное пришлось осушать тряпками. Пытаясь согнать влагу с потолка, девушка получила ощутимый удар током: проводка не вынесла соседства с водой, под штукатуркой что-то шипело и потрескивало. Промокли даже подушки на неубранной постели, рядом с которой на «дне морском» покоился сотовый телефон, по привычке брошенный владелицей на пол.
Наступивший рассвет обнаружил тоскливую картину. Виниловые обои еще пытались держаться, в то время как бумажные уверенно разбухали, превращаясь в промокашку. Сквозь потолочную плитку методично падали капли, ударяя в таз. То там то тут раздавались звуки отваливающейся штукатурки, «стреляла» проводка, оставляя после себя бурые пятна. Завершали образ домашнего «аквапарка» запах сырости и горбатый пол в коридоре. Деревоплита решила, что горка для аттракционов — ее призвание, поэтому старательно вздувалась, хлюпая при нажатии. «Кто за все это будет платить?» — спрашивала себя злая и уставшая Яна. Ремонт у нее в квартире, доставшейся от бабушки, был не бог весть какой, но сделанный собственными силами, на собственные средства. Волновал и телефон, который упорно отказывался работать после «купания». Остальная техника, к счастью, пережила потоп. Рассудив, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, Яна решила не пускать квартирное наводнение на самотек и не ждать, когда компенсация сама приплывет ей в руки.

«МОКРОЕ ДЕЛО»
Итак, что делать, если вашу квартиру затопили? Для начала нужно сообщить об аварии в обслуживающую организацию. Специалисты управляющих компаний должны зафиксировать вызов и прислать мастера. Он определит и устранит причину протечки, которая потом отразится в акте осмотра пострадавших площадей. По возможности сфотографируйте или снимите на видео все повреждения. Времени это много не займет, а дополнительные свидетельства никогда не бывают лишними. Следующим шагом будет написание заявления в родную УК о вызове комиссии. Яне и Анне Ивановне предложили составить его в свободной форме. Женщины написали что-то вроде: «Прошу произвести осмотр квартиры и зафиксировать причиненный ущерб с последующим предоставлением соответствующего акта». Здесь обязательно нужно указать дату, время и место аварии. Заявление составляется в двух экземплярах, на которых секретарь должен поставить дату принятия документов. Один возьмите себе. Затем ждите комиссию. Время ожидания зависит от профессионализма компании, от добросовестности и эффективности ее руководителей и сотрудников. Не впадайте в истерику, если квартиру не осмотрят в тот же день. Специалисты рекомендуют проводить обследование не раньше чем на вторые или третьи сутки после ЧП. Вода, оставшаяся в перекрытиях, может еще напомнить о себе в виде дополнительных подтеков и пятен. Ту же ДСП «пучит» не сразу, сопротивляться влаге может и потолочная плитка. Поэтому жильцам даже на руку более позднее прибытие комиссии. «Странно слышать от людей претензии типа «пока вы шли, все уже высохло, и ничего не видно». Радоваться надо, что обошлось без последствий, самим же работы меньше. Существенные повреждения никуда не денутся», — комментирует сотрудник УК, пожелавший остаться неизвестным.

ПОЛНЫЙ ОСМОТР
Квартиру Яны осмотрели на следующий день, хотя и не без напоминаний в стиле: «Придем, но когда не знаем». Девушке пришлось взять отгулы на работе за свой счет как в день аварии, для того чтобы элементарно привести квартиру в относительный порядок, так и на следующий — для ожидания коммунальщиков. Юристы советуют включать эти финансовые потери в так называемую упущенную выгоду, которая является одним из видов убытков. Цифры, разумеется, должны подтверждаться документом из бухгалтерии, а не быть взятыми с потолка. Пусть даже залитого. Вообще, чем больше бумаг, тем больше шансов на полноценное возмещение ущерба.
Когда комиссия из управляющей компании (ТСЖ, ЖСК) наконец появится на пороге, задача жильцов — указать на все повреждения и внимательно следить, чтобы они нашли отражение в акте осмотра. Важный момент! Акт — не оценивающий, а фиксирующий документ. Он не устанавливает сумму ущерба, а протоколирует повреждения. Другими словами, там не пишут: «В комнате площадью 18 кв.м необходима замена обоев стоимостью 200 рублей за рулон», а просто указывают, что «в комнате площадью 18 кв.м необходима замена обоев». Но если у вас на стенах не бабушкины цветочки, то попросите указать улучшенное качество покрытия. Обратите внимание специалистов на скрытые повреждения, например, на неработающие розетки или вышедшую из строя люстру. Один экземпляр акта оставьте себе. Важно помнить, что копия не является документом, просите оригинал с синей печатью.
В Янином случае ремонта требует почти вся квартира, что нашло отражение в акте. А вот занести в документ испорченный телефон, коммунальщики отказались, сославшись на то, что они фиксируют только повреждения конструктивных элементов. Однако закон в любом случае на ее стороне. Если в результате затопления вышла из строя техника, владельцу нужно отдать ее на экспертизу, которая вынесет заключение о причинах поломки. Стоимость ремонта, как и затраты на экспертизу, необходимо включить в сумму ущерба. Определяет эту самую сумму либо пострадавший, либо независимый оценщик. Здесь важно знать, каким путем вы хотите решить проблему.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. ПО-СОСЕДСКИ
Если авария произошла по вине жильца, то с него и спрос. Неважно, собственник он или проживает в квартире по договору социального найма. Следить за состоянием коммуникаций — его прямая обязанность. В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме причинителем вреда. Правда, когда в роли «водяного» выступает арендатор жилья, претензии лучше направить собственнику, который сдал квартиру. Определив «вредного причинителя», попробуйте договориться о компенсации в досудебном порядке. Обговорите с соседом сумму возмещения и способы ее получения. Придя к общему знаменателю, оформите его у нотариуса, так будет спокойнее. Все устные обязательства — всего лишь разговоры, не гарантирующие действия. Виновник может предложить вам «отработать» часть затрат: поклеить своими силами обои или перестелить линолеум. Соглашаться на «натуральное» возмещение или нет — выбирать вам. В любом случае решение «мокрого дела» по-соседски — самый простой и менее нервный вариант. Но и самый редкий. Расставаться с деньгами легко, без стонов, готовы немногие. Чаще всего материальный вопрос портит людей похлеще квартирного. Соседи, торгуясь за каждый погонный метр и пачку клея, готовы перегрызть друг другу горло, не говоря уже о полном разрыве доселе приятельских отношений. Пожалейте свою психику, если найти понимания с виновником вам не удалось. Утихомирьте эмоции и готовьтесь к судебному процессу.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ. ВСТРЕТИМСЯ В СУДЕ
Решив искать справедливость у Фемиды, сразу настройте себя на то, что она — дама неторопливая и имеет большую страсть к бумагам. Все ваши претензии должны быть конкретными и четко аргументированными. Поэтому для обоснования суммы ущерба вам понадобится заключение независимых оценщиков. Их телефоны можно найти в нотариальных конторах, в Рыбинской торгово-промышленной палате, в БТИ и у лицензированных строителей. Договариваясь с оценщиками о дате осмотра квартиры, учтите важный момент. Вам необходимо пригласить виновника залива для участия в осмотре. Причем «особое приглашение» он должен получить за три рабочих дня до визита специалистов. Обычно в качестве блюдечка с голубой каемочкой используют телеграмму с уведомлением. Почтит ответчик вас своим вниманием или нет — неважно, но предупредить его вы обязаны. Далее специалисты проводят работы по установлению размера ущерба, нанесенного вашей квартире. При определении его величины составляется смета на стоимость ремонтно-восстановительных работ по исправлению повреждений и дефектов. Она должна базироваться на государственных расценках на работы, поскольку суд признает только их. Хорошо, если у вас найдутся чеки или квитанции на отделочные и стройматериалы, испорченную мебель и другое пострадавшее имущество. Если чеков нет, то стоимость материалов берется исходя из рыночных цен. Иногда сумма рассчитывается с вычетом износа. Но даже, если у вас «100 лет» не было ремонта и ответчик уверяет, что ваши «древние» обои в свое время стоили копейки, пусть попробует найти точно такие же.
Получите на руки отчет об оценке ущерба от залива и на его основании подавайте иск в судебные органы. За помощью в составлении требований лучше обратиться к юристам. При грамотной формулировке доводов и претензий защитить свои интересы в суде вы сможете самостоятельно, хотя не нужно забывать, что траты на адвокатов и оценщиков компенсирует виновная сторона. При заказе услуг юриста требуйте подписания договоров и правильно оформленных документов оплаты (квитанции или корешок приходно-кассового ордера с кассовым чеком). Эти документы позволят возместить убытки. Специалисты советуют не начинать восстановительный ремонт до вынесения решения суда, так как может быть назначен повторный осмотр квартиры или встречная оценка.

СПОРЫ С УК
Владельцы «нехорошей» квартиры могут быть невиновными в затоплении вашего жилья, даже если авария случилась на их квадратных метрах. Не все коммуникации находятся в зоне ответственности собственников. Существует общедомовое имущество. Его отличительный признак в том, что оно предназначено для обслуживания более чем одной квартиры. Ремонт и поддержание этого имущества в исправном состоянии — задача управляющих компаний, за что жильцы платят им каждый месяц. Причем, если некоторая часть общедомового имущества (например, как в Янином случае, отрезок водопроводного стояка) расположена внутри чьей-то квартиры, это ничего не меняет. Все равно за содержание этих узлов отвечают не жильцы, а УК. Перечень общедомового имущества указан в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждены постановлением Правительства РФ № 491 от 13 ав-густа 2006 г. В частности, там четко указано, что «в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства» и т.д. То есть Яна должна решать вопрос о компенсации ущерба не с жильцами квартиры, а с управляющей компанией. Алгоритм тот же самый, что и при решении проблемы с собственником. Кстати, если вы регулярно оплачиваете в квартплате страховку, то есть возможность возместить ущерб через страховую компанию.

Краткая пошаговая инструкция при заливе квартиры:
1. Вызвать работника УК (ТСЖ, ЖСК) для фиксации факта залива.
2. Написать заявление в УК о вызове комиссии для составления акта осмотра квартиры. Один экземпляр оставить себе.
3. Уделить особое внимание составлению акта осмотра. Один экземпляр оставить себе (оригинал обязательно понадобится для получения страховки).
4. Попытаться договориться с виновниками о компенсации в досудебном порядке. Если удастся, дальше можно не читать.
5. Обратиться в оценочную компанию для определения ущерба.
6. Пригласить ответчика за три рабочих дня с помощью телеграммы с уведомлением.
7. Получить заключение о размере ущерба.
8. Собрать документы, подтверждающие дополнительные финансовые потери (экспертиза сломанной техники, документ из бухгалтерии о неоплаченных отгулах и т.д.).
9. Обратиться к юристу с просьбой представлять интересы в суде.
10. Не начинать восстановительный ремонт до вынесения решения суда.

Добавляйте и рекомендуйте:
  • Twitter
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Блог Я.ру
  • LiveJournal
  • МоёМесто.ru
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Blogger
  • Блог Li.ру
  • PDF
  • Print
  • RSS


Рекомендуем:

  • 27.02.2014 Народная власть и народная ответственность (0)
    Территориальное общественное самоуправление развивается в Рыбинске с 2002 года. В настоящее время в городе действуют 28 комитетов ТОС, в которые объединились более одной тысячи активных […]
  • 20.02.2014 Каскад Верхневолжских ГЭС опубликовал итоги работы за 2013 год (0)
    Филиал ОАО «РусГидро» - «Каскад Верхневолжских ГЭС», объединяющий Угличскую и Рыбинскую гидроэлектростанции, за 2013 год выработал 1 643,1 млн. кВт.ч, что на 10% больше, чем в прошлом […]
  • 25.11.2016 «Аистенок» согреет (0)
    На днях завершился капитальный ремонт фасада рыбинского детского сада № 115 на пр. Революции. Стены учреждения утеплили, герметизировали швы, наложили штукатурку и покрасили в […]
  • 29.08.2014 День Рыбинска в прямом эфире (0)
    В День города активными участниками торжеств станут губернатор Ярославской области Сергей Ястребов, первые лица города, а также известные ярославские политики и общественные деятели. […]
  • 27.06.2014 Нам предстоит сделать выбор (0)
    29 июня в Рыбинске состоится предварительное народное голосование, организованное ВПП «Единая Россия». Для участия в нем заявились 120 кандидатов. В некоторых избирательных округах […]