новости 1 июня 2011

Кисточка для непоседы

Детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, оставшимся без попечения родителей, Детская художественная школа помогает открыть дверь в «Прекрасное далёко», так называется уникальный образовательный проект

Что скрывается за абстрактными формулировками — «дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию» или «опасное социальное положение»? Это когда дома либо есть нечего, либо все пьяные, либо в школе большие проблемы, а бывает, ребенок остается без попечения родителей, а то и вовсе круглым сиротой. Подробности лучше всего знают воспитанники социально-реабилитационного центра «Свеча». Здесь живут, учатся, проходят курс психологической и социальной адаптации ребята в возрасте от 3 до 18 лет.
Маленькому шустрому Никите Гурскому 10 лет, его тоненькой симпатичной сестре Кристине — 15. Ребята очень любят рисовать, но до того, как попали в «Свечу», нигде этому не учились. Два месяца назад им предложили записаться на занятия в рыбинскую художку. И теперь пойди сосчитай кошек и собак, нарисованных мальчуганом. А гуашевый космический корабль сестры отправился на конкурс рисунков в Санкт-Петербург. Таких ребят, как Гурские, целая группа. Два раза в неделю они ходят на занятия в художественную школу, где постигают основы живописи, графики, расписывают декоративные блюдца и вазы, делают глиняные свистульки, знакомятся с историей русского искусства, приобщаются к прекрасному на выставках в музее-заповеднике. Всё это и есть «Прекрасное далёко», которое открывают для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, преподаватели ДХШ и центр «Свеча». И делают это исключительно на благотворительной основе на протяжении нескольких лет.
Первые «прививки прекрасного» были сделаны воспитанникам социально-реабилитационного центра три года назад по инициативе рыбинского «Ротари-клуба» при поддержке американских коллег. Когда проект завершился, в художественной школе решили подхватить инициативу и развивать ее уже самостоятельно. Тем более, что после переезда в новое здание на Полиграфе «Свеча» оказалась совсем под боком. Стали дружить домами. Краски покупает центр, бумагу — школа.
— В «Свече» школьники изучают предметы только основного цикла, учатся писать, читать, считать, предметов же эстетической направленности нет. Вот мы и стараемся восполнить этот пробел, — рассказывает директор ДХШ Татьяна Мануилова. — Ребята, что приходят к нам, почти не умеют рисовать. Но любят. Есть очень способные дети, их бы развивать дальше! Учился у нас один мальчик, очень талантливый, так он перед мольбертом на коленях стоял — как ему нравилось рисовать!
Юные художники из «Прекрасного далёка» отличаются от обычных воспитанников художественной школы, подмечают педагоги. Несмотря на маленький возраст, они успели столько пережить, как не всякий взрослый; многие из них обделены не только общением с искусством, но главное — родительским вниманием. Неудивительно, что воспитанные «улицей», предоставленные сами себе мальчишки и девчонки — народ непоседливый и резвый.
— Увлечь таких ребят, а потом удерживать их внимание, конечно, не так просто, — Татьяна Ромашова преподает живопись. — Поэтому мы стараемся изобретать задания поинтереснее. Есть и другая специфика — группа «Свечи» разновозрастная: свои первые мазки делают ребята от 10 до 16 лет. Нужны неординарные коллективные задания.
— Сначала каждый рисовал на отдельном листе цветы, вырезал их, чтобы потом «воткнуть» в большой общий букет. Классный коллаж получился, — Жанне Ивановой, как и Кристине, — пятнадцать. Ей нравится выполнять творческие работы вместе с младшими товарищами. Она и в «Свече» частенько возится с малышами, воспитатели знают, что на нее всегда можно рассчитывать, если нужна помощь. На занятия в художку Жанна ходит с удовольствием, говорит, что педагоги дарят ребятам частичку души, помогают, подсказывают, если что-то не получается. И если в ее школе, когда она покинет «Свечу», будет кружок ИЗО, то обязательно запишется. Да и в ДХШ, уверяет Татьяна Мануилова, всегда рады принять ребят на льготной основе, если у них есть желание.
Могут ли кисти и краски отвлечь непосед от «улицы»?
— Могут, — считает воспитатель «Свечи» Ирина Георгиева. — Но при условии, если заниматься постоянно. Однако возвращаясь домой, дети и подростки не всегда имеют такую возможность. Но даже если один ребенок из группы увлечется, это уже достижение. И такие примеры у нас есть перед глазами. Когда расписывали глиняные тарелочки, ребята просили по две, по три, чтобы подарить воспитателям, родителям, друзьям. Иногда из школ звонят, хвастаются, что наши бывшие воспитанники ходят в кружки, у них появилось новое хобби.
Говорить о поддержке детского творчества, спорта, туризма можно много и долго, при этом зачастую вся эта говорильня сводится к сетованию, что все плохо и бесперспективно, а поколение молодых безнадежно потеряно по определению. На этом мрачном фоне белыми воронами смотрятся те, кто не перекладывает всю ответственность на государство, не кивает на фонды, бизнес и чужого дядю, а сам берет инициативу в свои руки, как педагоги рыбинской художки. К слову, «Прекрасное далёко» — не единственная социальная программа в ДХШ. Более двадцати лет здесь бесплатно учатся глухие и слабослышащие подростки и дети.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме