новости 1 июня 2011

Владимир Путин: «Самоуправление должно быть дееспособным»

В понедельник, 23 мая, премьер-министр РФ Владимир Путин провел в Пскове расширенное заседание Президиума Совета при Президенте РФ, на котором обсуждались проблемы развития местного самоуправления. Глава Правительства отметил, что сохраняется сильная диспропорция в развитии регионов и отдельных муниципальных образований:

Добавить автономии
— На федеральном уровне мы выработали единый подход к порядку предоставления финансовой помощи регионам. Здесь у нас вопрос решён, а вот в связке регион-муниципалитет этого пока не сделано. Каждый субъект Российской Федерации действует по своему усмотрению. При этом регионы предпочитают использовать целевые субсидии, а не так называемые необусловленные деньги, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Понятно, что контролировать субсидии легче, однако эта практика значительно снижает финансовую автономию органов местного самоуправления. Муниципалитетам можно было бы, на мой взгляд, дать и больше свободы в использовании финансовой поддержки — естественно, при адекватном росте ответственности с их стороны…
Нужен такой механизм, который не просто выравнивал бы бюджетную обеспеченность, но и играл бы роль катализатора развития городов. Конечно, главным источником доходов муниципалитетов должны быть фискальные поступления. Знаю, что существуют предложения вновь вернуться к теме перераспределения налогов. В действующем законодательстве между тем предусмотрено уже право регионов передавать на муниципальный уровень часть поступлений от региональных налогов и сборов. Считаю, что регионы должны шире использовать эту возможность.

Патенты — активировать
— У муниципалитетов, которые активно и инициативно работают, должны быть дополнительные стимулы и ресурсы для осуществления своих планов… В ближайшее время будут приняты поправки в Налоговый кодекс. Мы практически целиком, в объёме 90%, передадим муниципалитетам доходы от патентов…

Источник развития: налог на недвижимость
— Кроме того, уже в недалеком будущем существенным, а возможно, и ключевым источником дохода местных бюджетов станет налог на недвижимость. Но сначала нужно очень тщательно продумать границы ставок и вычетов, чтобы в результате реформы не пострадали социально уязвимые граждане. Мы не можем допустить ситуации, при которой пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, инвалиды будут вынуждены тратить почти все свои пенсии и пособия на оплату налога на недвижимость за единственную квартиру или скромный садовый участок.

Проверки в рамках здравого смысла
— Расширение финансовой свободы муниципалитетов, передача дополнительных источников доходов не будут служить целям развития без качественного управления и жёсткой бюджетной дисциплины. Понятно, что вопрос эффективности управления городским хозяйством не решить за счёт бесконечных визитов проверяющих органов — это, конечно, так. На деле часто получается обратный эффект от этих проверок. Муниципалитеты тратят время не на реальные проблемы граждан, а на составление справок для прокуроров и контролёров. И я прошу Минрегион, Минэкономразвития совместно с Генеральной прокуратурой подготовить предложения по сокращению количества необоснованных проверок деятельности органов местного самоуправления… Проверять, конечно, надо, но всё должно быть в рамках здравого смысла.

Улучшить условия жизни
— Для любого человека базовые вещи — это дом, в котором мы живём, двор, в котором дети гуляют. И от того, в каком состоянии они находятся, во многом зависят мироощущение людей, их социальное самочувствие, уверенность в том, что они делают, как они живут, в своём будущем, стремление строить свою жизнь там, где они родились, выросли. К сожалению, большая часть наших граждан живёт далеко не в лучших условиях.
Конечно, необходимо строить новое жильё. На федеральном уровне мы поставили задачу к 2015 году увеличить темпы строительства в 1,5 раза до 90 млн. кв. м в год…
Вместе с тем не следует гнать квадратные метры ради выполнения плановых показателей и шлёпать бетонные коробки то там то сям — где угодно. Во-первых, нужно строить по новым технологиям и стандартам, а во-вторых, необходимо заранее продумать транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру, бережно относиться к сложившемуся облику городов, чтобы, например, точечная застройка не вела к уничтожению памятников истории и архитектуры.

Избавиться от «головной боли»
— Вот, что касается инфраструктуры, — крайне важная вещь. Можете мне поверить, да и вы сами наверняка с этим сталкиваетесь: нередко приходится решать вопросы задним числом, когда-либо запланирована, либо уже выполнена часть работ по строительству, а потом приходят за деньгами — дороги нет, того нет, сего нет. Заранее нужно такие вопросы решать, заранее! Тогда и легче будет, и дешевле.
Нужно ремонтировать и обновлять существующий жилой фонд. По самым скромным оценкам, капитального ремонта требует треть всего жилищного фонда страны — это более 1 млрд кв. м. Нам удалось несколько снизить остроту проблемы с помощью механизма Фонда содействия реформированию ЖКХ. Только в ваших городах — административных центрах и регионах — на ремонт ветхого и аварийного фонда уже направлено 130 млрд рублей. Безусловно, нам нужно ускорить эту работу, поэтому думаем над тем, чтобы уже в текущем году направить часть дополнительных доходов федерального бюджета на капитализацию фонда жилищно-коммунального хозяйства.
Следующий вопрос — это коммунальная инфраструктура. В среднем уровень износа здесь превышает 60%, в некоторых городах приближается к 90%. За ближайшие десять лет нам нужно полностью привести в порядок жилищно-коммунальную сферу — из вечной головной боли превратить её в современную отрасль. При этом главными источниками модернизации ЖКХ должны стать частные инвестиции. Кстати говоря, за последние два года, несмотря даже на кризис, доля коммерческих организаций в коммунальном комплексе возросла до 70%. Бизнес проявляет интерес к этой сфере деятельности, идёт туда, работает.
Муниципалитетам необходимо завершить техническую инвентаризацию фондов ЖКХ, активно включать их в коммерческий оборот, использовать такие формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство, концессии и аренда. Минрегиону и Минэкономики пора уже завершить подготовку комплекса мер по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций.

Ограничить аппетиты управляющих компаний
— И особо подчеркну: обновление жилищно-коммунального хозяйства не должно ложиться на плечи граждан. Нельзя решать проблему за счёт резкого повышения тарифов, необходимо в этом году выдержать установленную планку — в среднем не более 15% роста. Кстати говоря, в реальности в достаточно большом количестве регионов удалось удержать рост в пределах 12%, а в дальнейшем нужно снизить темпы роста тарифов до уровня инфляции.
Стоимость услуг ЖКХ увеличивается не только за счёт роста тарифов естественных монополий и коммунальных организаций, но и из-за аппетита управляющих компаний. Нужно вести чёткий контроль их деятельности и в случае необходимости останавливать их, по рукам давать там, где нужно. И прошу вас за этим следить.
Мы же говорили и приняли соответствующее решение на законодательном, правительственном уровнях: информацию должны раскрывать полностью — какие услуги, сколько стоят, — чтобы люди могли всё сравнить, оценить качество их работы. От неблагополучных организаций, неэффективно работающих, нужно избавляться просто — снимать их с рынка, пробега и дать возможность гражданам выбрать дееспособные организации.
Безусловно, нужны системные решения по механизму управления жилым фондом, чтобы исключить коррупцию, низкое качество оказываемых услуг, повысить ответственность работников предприятия и организации коммунального комплекса за эффективность принимаемых решений. Здесь тоже оперативно нужно работать, ведь муниципальным органам власти дано право в соответствии с принятыми решениями, если граждане обращаются в местные органы власти с проблемой плохой работы управляющих компаний, за пять дней собрать собрание, а ещё в течение 15 дней нужно принять решение о том, что с этой управляющей компанией делать. И я прошу вас этот инструмент, этот механизм использовать.
На федеральном уровне у нас тоже идёт соответствующая работа. В начале мая Правительство утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг. Установлены чёткие параметры качества, исключена так называемая 13-я платёжка, изменён порядок расчёта оплаты коммунальных ресурсов за общие домовые нужды. Если предоставлена гражданам некачественная услуга, деньги должны быть возвращены гражданину, а ненадлежащий исполнитель может быть и должен быть оштрафован. Я прошу Минрегион разъяснить на местах нормы этого документа, чтобы не возникло непонимания и срывов в работе.
Нужно создать конкурентные и прозрачные условия в сфере управления многоквартирными домами, чтобы с рынка уходили, как я уже сказал, разного рода мутные организации. Тот, кто не может обеспечить достойный уровень обслуживания граждан, должен в сторону отойти. По отношению к управляющим компаниям должны быть определены понятный набор требований и мера ответственности, которую они должны нести перед гражданами. Здесь тоже ничего не нужно перегибать, нужно поддерживать, помогать тем компаниям, которые работают эффективно — таких тоже достаточно.
Нужно усилить государственный контроль в сфере управления жилым фондом. Прошу Минрегион ускорить работу над соответствующим постановлением Правительства. Подчеркну, наши усилия будут иметь эффект только в том случае, если будут опираться на поддержку на местах.

Кто в ответе за потери?
— Ещё одна очень сложная тема — разграничение сферы ответственности в ЖКХ. Непонятно до сих пор, кто должен возмещать финансовые потери, которые возникают из-за разницы между реальными затратами, например, котельной на производство тепла и тарифом для рядовых потребителей, который теперь устанавливает регион. Вот такие ситуации в жизни уже возникают: регион установил определённый тариф, а затраты, допустим, на производство тепла больше этого тарифа. Кто потери возместит?
Чётко зона ответственности между субъектом и муниципалитетом в законодательстве по-прежнему не разграничена. Это касается и сферы теплоснабжения, и водоснабжения, и водоотведения. Сейчас идёт поиск наиболее оптимального решения на законодательном уровне, и эту работу нужно ускорять.

Благоустройство в приоритете
— Важнейшая задача муниципальной власти — благоустройство городов. Речь идет о целом комплексе вопросов. Самые простые и тривиальные на первый взгляд — это уборка снега, озеленение, строительство детских площадок и так далее и тому подобное. Все эти простые вещи влияют на качество жизни людей. И даже в региональных центрах эти вопросы не всегда могут быть решены эффективно, не всегда решаются эффективно: кое-где до сих пор не освещена и половина городских улиц.
Конечно, тут нужна совместная работа. Так, на федеральном уровне нужно завершить урегулирование всех законодательных вопросов, в том числе это касается определения самого понятия «благоустройство» и требования к нему…

Питательная почва
— Важнейшей задачей муниципальной власти является и создание благоприятной среды для граждан для самореализации, организации собственного дела, создания семьи, воспитания детей, чтобы талантливая и инициативная молодежь оставалась жить и работать в своих родных местах, сохранялся и укреплялся человеческий потенциал.
Наши города должны быть удобными для жизни, гармонично и рационально устроенными.

Транспортный коллапс
— Следующая острая проблема — это состояние парка общественного транспорта. Возраст почти трети автобусного парка по России — свыше 10 лет, пятой части троллейбусов — свыше 20 лет, двух третей трамваев — больше 15 лет. Это проблема не только комфорта, но, конечно, прежде всего безопасности граждан.
В период кризиса мы выделили 30 млрд рублей из федерального бюджета, которые в том числе пошли на закупку дорожной и коммунальной техники, а также пассажирского транспорта для нужд муниципалитета. Сейчас обсуждаем, как для обновления парка использовать новые решения и подходы. В этой связи намерены расширить возможность использования лизинга для модернизации парка общественного транспорта.
Разумеется, новая техника не должна ездить по разбитым дорогам: надо приводить в порядок и развивать дорожную инфраструктуру. Для этого у нас появляются дополнительные ресурсы — органам местного самоуправления дано право создавать муниципальные дорожные фонды и определять источники их наполнения. И это, конечно, может стать очень существенным фактором, который позволит развивать дорожную сеть. Мы рассчитываем на серьёзный приток денежных средств.

За медпомощь ответит губернатор
Отдельно хотел бы остановиться на вопросах, связанных с социальной сферой. С будущего года полномочия по организации оказания медпомощи передаются от муниципалитетов на уровень субъектов Российской Федерации. Конечно, возникают вопросы и у руководителей муниципалитетов, и у медицинских работников (даже определённое беспокойство возникает), и здесь нужно объяснять ключевые принципы этого события, этих действий.
Во-первых, регионы должны будут сохранить трудовые коллективы, все социальные гарантии, которые предоставляются медработникам со стороны муниципалитетов. Это касается, кстати говоря, и специальных муниципальных доплат, и условий обеспечения жильём. Самое главное — качество медпомощи и её доступность должны стать лучше. Именно такую цель мы и преследуем, передавая на более высокий уровень этот вид деятельности.
Во-вторых, губернаторы должны взять процесс передачи полномочий в сфере здравоохранения под свой личный контроль, а федеральные ведомства обеспечить методическое сопровождение и мониторинг этого процесса, чтобы на местах не было никаких сбоев в работе системы здравоохранения.

Учителям — достойную зарплату
— Другой крупный проект в социальной сфере — это модернизация российской школы. За два предстоящих учебных года федеральный бюджет выделит не менее 120 млрд рублей на эти цели: улучшение условий обучения школьников, переподготовку педагогов, повышение заработной платы. В конечном итоге это должно пойти, поскольку регионы смогут высвободившиеся средства как раз и направить на эту цель — повышение заработной платы учителей. Уже с 1 сентября 2011 года фонд оплаты педагогов должен вырасти в среднем на 30%. Фонд оплаты — хочу это подчеркнуть, — не каждая заработная плата, а фонд оплаты.
Во многих регионах губернаторы и руководители крупных муниципальных образований крупных городов мне сказали, что мы уже в текущем году сможем выйти на уровень заработной платы учителя, средней по экономике региона. Уже в этом году смогут сделать, наверное, где-то и не смогут. В некоторых регионах, кстати, уже этого добились: средний заработок учителя равен среднему по экономике региона. Во многих, повторяю, сделают это с 1 сентября. Безусловно, вот это самые ближайшие цели, которых нужно достигнуть.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме