Темы 15 июня 2011

Ушли не попрощавшись

Без вести пропавшими числятся 67 рыбинцев. Однажды эти люди бесследно исчезли

Сергей Чернов с трудом выкроил в полотне полицейских будней время для разговора. У него, старшего оперуполномоченного 2-го отделения отдела угрозыска УВД по Рыбинску, всегда времени в обрез.

Впрочем, как и у других сотрудников подразделения. Они занимаются не только розыском преступников и установлением личностей неопознанных трупов.

Разыскивать приходится несовершеннолетних, которые неизвестно где гуляют, граждан, которые покидают стены специализированных домов-­интернатов, ищут утративших связь с родственниками и пропавших без вести.

Без следа

Примерно половина без вести пропавших граждан в воду канули или заплутали в лесу — это рыбаки, грибники и ягодники. Чаще всего это пожилые люди. Как правило, не очень здоровые. В том числе сердечники, гипертоники, диабетики.

Но рыбалка и «тихая охота» для них была пуще неволи и дороже жизни.

— В данном случае мы осуществляем поиск пропавших людей во взаимодействии с сотрудниками лесной охраны, МЧС и военно-служащими. Вместе с ними мы прочесываем лес. Такие поисковые мероприятия проводятся каждое лето и осень. Людей находят и живыми, и мертвыми.

Бывает, с помощью мобильной связи выводят к населенным пунктам или на дорогу целые семьи.
Сергею Чернову запал в память прошлогодний случай. Пожилой мужчина, заплутавший в лесу под деревней Торопово, до последнего боролся за свою жизнь. Его искали почти двое суток.

Связь с ним поддерживалась по мобильному телефону. Благодаря этому его в конце концов обнаружили в глухой чащобе. К сожалению, помощь опоздала. Грибник умер, сжимая в руке телефон, в котором разрядился аккумулятор.

Всего в 2010 году без вести пропали в лесу два человека и три — канули в воду Рыбинского водохранилища (одного в этом году нашли). Если тело пропавшего в лесу человека не обнаружат в течение года — двух лет, то шансы найти его когда­-либо становятся иллюзорными. Человек органично (точнее — органически) сливается с природой.

Где попало заночуем

Выпивают наши граждане. Да что там выпивают — иные пьют, не зная меры, всякую гадость. И пьют с кем попало и где попало. Дома не ночуют. Работу прогуливают. Семьи бросают. Родственники, стало быть, беспокоятся.

— Заявления о пропаже граждан, злоупотребляющих алкоголем, поступают к нам практически каждый день.

В течение определенного времени большинство пропавших мы все­таки находим.

Ну а как обстоят дела с криминальными исчезновениями?

— Версии криминального исчезновения мы, безусловно, проверяем. Но за последние два года таких уголовных дел не возбуждалось в связи с отсутствием состава преступления.

Не дают скучать сыщикам беглецы — дети и подростки, которые убегают из семьи или из детдома. В основном это девочки. Возраст — от 14 лет. Они хотят жить вольно. Находят приятелей, знакомых и вместе с ними уезжают в другие города.

Сейчас нет известий о двух подростках. Один из них давно пропал, другой, вернее, другая — в прошлом году.

Люди ниоткуда

Утром 3 октября 2003 года из вагона пригородного поезда на перрон станции Рыбинск-Пассажирский вышел двадцатипятилетний мужчина приличного вида и приятной наружности. Все его попутчики ушли, а он подошел к стоявшему на перроне милиционеру и удивил его:

— Помогите мне. Я не знаю, кто я.

Этот уникальный случай в практике Сергея Чернова, который занимался установлением личности «человека ниоткуда».

Коллеги из ЛОВД по станции Рыбинск передали странного незнакомца в УВД — сотрудникам группы по розыску пропавших без вести людей. Те проверили его по картотеке — пусто. Мужчина в розыске не числился. Раз так — держать его в КПЗ нельзя. Однако в милицейской практике встречаются джентльмены удачи, которые «тут помнят, тут не помнят». Поэтому молодого человека направили на обследование в психлечебницу.

Рыбинские психиатры его обследовали и пришли в недоумение: с подобным случаем полной амнезии они столкнулись впервые. В его сознании всплывали лишь фрагменты былого. Он вспомнил два города, возможно, связанные с его прежней жизнью — Мурманск и Архангельск. А также то, что какие­то люди держали его в дачном домике в лесу. Вспомнил, что долго плутал в лесу, пока не вышел к железной дороге.

Переночевал в здании железнодорожной станции. Проводник пригородного поезда согласилась довезти его до Рыбинска бесплатно.

Надежда у врачей и сыщиков забрезжила, когда однажды мужчина четко назвал полное имя — Круглов Александр Михеевич.

— Так было записано в российском паспорте, который показывали мне люди, у которых я находился, — вот что он вспомнил.

Возможно, ему выписали бы впоследствии новый паспорт с такими данными. Начальник паспортно-­визовой службы Евгения Шатова отметила, что подобная практика была после войны, когда в детских домах оказалось много детей-­сирот, ничего толком не знавших о себе.

Медкомиссия определяла их возраст, а органы ЗАГС по представлению администрации детдомов выдавали свидетельства о рождении. Этот документ по достижении ребенком совершеннолетия служил основанием для получения паспорта. С Александром Кругловым могло произойти то же самое.

Моментом истины стала передача «Жди меня». В конце декабря 2003 года Саша Круглов оказался в Институте психиатрии имени Сербского в Москве. Светила столичной медицины решили показать его всей стране в популярной телепередаче, благодаря которой многие разбросанные судьбой люди нашли друг друга.

По ходу передачи Саша вспомнил, что он, кажется, сварщик. Принесли сварочный аппарат. Он безукоризненно выполнил шов. После показа передачи нашлись его родственники и друзья. Выяснилось, что он вовсе не Александр Круглов, а Юрий Баринов из города Осташкова Тверской области. По профессии сварщик. И семейный человек. Ему заново пришлось привыкать к жене, друзьям и товарищам по работе.

Три или четыре года назад в Переборах блуждал мужчина не от мира сего. По возрасту — чуть за пятьдесят. Кто он и откуда, он этого не помнил. Как оказался в Рыбинске, тоже не мог сказать. Благодаря ориентировкам, направленным из рыбинского УВД, удалось найти его родственников. В итоге его удалось вернуть домой, в Москву.

Что стерло этим людям память о прошлом, так и осталось тайной, покрытой мраком.

Что свет, что тьма

Еще два случая исчезновения людей Сергей Чернов выделил особо. Потому что оба они с религиозной подоплекой.

В 2010 году загадочно исчезла врач-терапевт горбольницы №5 Ольга Смирнова. Ушла в отпуск и после его окончания на работу не вышла. В милицию с заявлением о пропаже человека обратился главврач больницы, встревоженный отсутствием работника. На телефонные звонки Ольга Аркадьевна не отвечала. Дома ее не было. Сын о местонахождении матери ничего не знал.

— По словам ее знакомых, Ольга Аркадьевна в последнее время прониклась религией. Она часто посещала церкви и монастыри, ездила в паломнические поездки, читала православную литературу. Поэтому мы не исключаем того, что она решила покинуть мирскую жизнь и остаться жить в каком­нибудь монастыре, — не отвергает такой вероятности Сергей Чернов.

Второй случай связан не со светом православной веры, а с тьмой бесовщины.

Девушка 1992 года рождения, учащаяся Рыбинского полиграфколледжа, примкнула к объединению готов. В августе прошлого года она сказала родителям, что пошла к знакомым, — и пропала.

Ее исчезновение вызвало у сыщиков большие опасения. У всех на слуху совершенно дикий случай, который произошел в Ярославле в Красноперкопском районе.

Там группа подростков, считавших себя готами и сатанистами, устроила кровавый ритуал. В жертву дьяволу они принесли четверых ровесников. Не так давно юных изуверов осудил Ярославский областной суд. Как выяснилось, пропавшая девушка общалась с этой компанией.

Так что криминальный характер ее исчезновения сыщики не исключают. В то же время в кругу знакомых она высказывала пожелание начать жизнь заново. С тех пор ее никто не видел…

Полезная информация

Есть мнение, что для того, чтобы обратиться в правоохранительные органы с заявлением о пропаже человека, нужно выждать трое суток. Это не так. Если у вас есть основания полагать, что ваш родственник пропал, не дожидайтесь этого срока, а сразу обращайтесь письменно или устно в правоохранительные органы. По закону ваше заявление обязаны принять.

В случае пропажи родственника и знакомого следует обратиться в городское отделение милиции по месту жительства, либо позвонить по телефону 02, либо лично прийти в дежурную часть УВД по г. Рыбинску и Рыбинскому муниципальному району (ул. Карякинская, 49) или позвонить по телефону: 21-00-11.

Сотрудникам уголовного розыска, занимающимся поиском без вести пропавших лиц, звонить по телефонам: 24-25-99 или 21-78-25.

Срок розыска пропавших без вести людей со дня подачи заявления о пропаже — 20 лет. По истечении этого срока розыск прекращается.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме