Мнение 13 июля 2011

Коллектор идет к рыбинским должникам

Подробности — от гендиректора коллекторского агентства

Растущие долги за услуги ЖКХ серьезно заботят рыбинскую администрацию. Управляющие компании, которые должны обеспечивать собираемость платежей, фактически расписываются в собственном бессилии — подготовка обращений в суды идет черепашьими темпами, а уже принятые судебные решения надолго «зависают» на исполнении у судебных приставов.

Один из реальных выходов из этой ситуации — обращение к коллекторским агентствам. И они охотно берутся за возвраты не только кредитов, но и долгов по квартплате — суммы здесь крутятся немаленькие.

Свои услуги рыбинским управляющим компаниям в рамках еженедельных совещаний в городской администрации уже предлагают ярославские и московские коллекторы.

Не так давно такое предложение поступило от компании Morgan&Stout — одного из лидеров рынка по взысканию просроченной задолженности в пользу предприятий ЖКХ и энергетики, банков, крупных корпораций. Это агентство работает в 47 регионах РФ, а также в 23 странах за рубежом.

Так все-таки существует ли разница между судебным приставом и коллектором? Стоит ли неплательщику, едва заслышав телефонный звонок с просьбой погасить кредит, переписывать на тещу квартиру и скрываться в неизвестном направлении? Вдруг после этого звонка нагрянут крепкие ребята с утюгами и паяльниками и вынесут всю мебель?

Ответы на эти вопросы мы решили получить у гендиректора Morgan&Stout Антона Дианова.

— Какие долги взимают коллекторские агентства?
— Различного происхождения: это и просроченные банковские кредиты, и неуплаченные страховые взносы, и долги за услуги ЖКХ. Последние становятся особенно актуальны, и все чаще к услугам коллекторских агентств обращаются управляющие, сбытовые и генерирующие компании. Причем долги за услуги ЖКХ растут каждый месяц.

К сожалению, не все жители, в том числе и Рыбинска, осознают, что тепло и энергия — это ресурс, за который надо платить в срок и в полном объеме. Мы провели исследование, в ходе которого было выявлено, что доля работающих и обеспеченных должников, то есть потребителей, способных оплачивать ресурсы в полном объеме, варьируется от 50 до 85%. Поэтому в 90% случаев с должником удается договориться с самого начала, и через некоторое время задолженность погашается.

— Чего ждать должникам: преследований, ареста имущества?
— Мы в своей деятельности следуем букве закона. Работа коллекторского агентства по взысканию долгов проходит в несколько этапов. На первом — агентство пытается самостоятельно взыскать долг: рассылает неплательщикам уведомления об имеющейся задолженности, сотрудники call-центра звонят должнику, напоминая о непогашенном долге. Если человек не вступает в контакт, следуют повторное уведомление или телефонный звонок.

Как правило, в процессе общения кредитора с должником перечисляется стандартный набор проблем, которые могут возникнуть при невыплате долга: испорченная кредитная история, запрет на выезд за границу, конфискация личного имущества, которая может последовать в результате судебного разбирательства. Коллекторы в ходе диалога предлагают заемщику несколько вариантов погашения кредита.

Если до должника не удается дозвониться или он не реагирует на уведомления, к нему с целью вручения документа — требования по погашению долга — лично выезжает коллектор. Его задача — сформулировать требования и согласовать сроки погашения задолженности. Если же контакты с должником не складываются, тогда агентство обращается в суд.

— Если все так интеллигентно, почему в народе сложилось негативное отношение к коллекторам?
— Во-первых, дают о себе знать стереотипы, связанные с эпохой 90-х, воспоминания о рэкете и беспределе тех лет. В то время некоторые предприниматели предлагали услуги «гарантированного» возврата задолженности. Во-вторых, зачастую образ коллектора рисует та самая категория должников, которая предпочитает укрываться от обязательств. Они искусственно создают образ коллектора, который пришел с угрозами и вымогательством. В конце концов, есть должники, а есть мошенники, которые живут на кредитах и неплатежах. Им проще обвинить коллектора в вымогательстве, чем признать свою неправоту.

* * *
Кстати, Минэкономразвития РФ опубликовало проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», который устанавливает правила рынка коллекторских услуг и определяет права кредитора, посредника и должника.

Так, после вступления закона в силу коллекторы уже не смогут (по крайней мере, законно) звонить по ночам: законопроект гласит, что взыскатель не сможет каким-либо образом взаимодействовать с должником в период с 22.00 до 6.00. Кроме того, взыскатель не может слишком часто — более трех раз в сутки или двух раз в течение часа — напоминать о долге.

Между тем в проекте, например, есть предложение об изменении некоторых пунктов закона «О персональных данных». В этом случае государственные органы будут обязаны отвечать на запросы выбивателей долгов, предоставляя любую информацию о гражданах (в том числе справки об имуществе, характеристики и т.д.), кроме составляющей гостайну. Предприятия, где работает человек, которым заинтересовались коллекторы, обязаны будут предоставить данные о его зарплате, месте регистрации и т.д.

Более того, документ предусматривает право приходить к должнику домой (надо полагать, для воспитательных бесед), рассылать ему sms-уведомления и письма.
Словом, если этот вариант законопроекта пройдет, то коллекторы, по сути, получат функции правоохранительных органов.

Как вести себя должнику, если в дверь позвонил коллектор?

Самый первый совет — не скрываться от коллектора, а идти на контакт. Профессиональный коллектор — это не громила с утюгом и паяльником, основной метод его работы — убеждение и помощь в выходе из сложившейся ситуации. Главная задача профессионального коллектора — установить контакт с должником, объяснить ему его права и возможности при работе с просроченной задолженностью.

Но для начала гражданину нужно убедиться, что он имеет дело именно с коллектором, то есть представителем кредитора. Для этого нужно попросить у сотрудника долгового агентства документы — доверенность, удостоверение. Убедившись, что перед вами настоящий взыскатель, лучше впустить его, честно рассказать о своем финансовом положении, а затем настроить на сотрудничество и договориться о рассрочке платежа.

В любом случае не нужно прятаться от коллекторов. Конечно, самый легкий способ — это уйти от проблемы, но тогда с течением времени она будет становиться сложнее и сложнее, а решать ее все равно придется.

Помните, что кредитор имеет полное право обратиться в суд с требованием о взыскании с вас суммы долга. В том числе и за счет изъятия и последующей продажи имущества, находящегося в вашей собственности.

Поэтому намного удобнее, правильнее и дешевле урегулировать вопрос и погасить долг до суда, прибегая к помощи и советам коллекторского агентства.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме