Мнение 20 июля 2011

В Рыбинске вышел фотоальбом про Анатолия Лисицына

О книге — издатель Михаил Лукичев

В издательстве «РМП» вышел в свет фотоальбом про Анатолия Лисицына, 16 лет возглавлявшего Ярославскую область. Большие Сменки — это название деревни в Калининской области, где родился герой фотоповести. Вот вам масштаб пути — от простого мальчонки из глубинки до российского государственного деятеля. Подробности — в нашем интервью с издателем Михаилом Лукичевым

— Михаил, подготовка книги об известном человеке по определению подразумевает  нацеленность на факты незаурядные, «из ряда вон». Какие события из детства, юности, на ваш взгляд, определили дальнейший путь Анатолия Лисицына?
— Вот как раз в детстве, юности Анатолия Ивановича, пожалуй, и не было чего-то такого, что поразило бы. Он жил как все: рядовой столяр, начальник цеха на мебельном комбинате «Свобода», потом директор этого предприятия, глава райисполкома… Единственное, что выделяло — довольно молодой. В целом  до определенного момента — вполне обычная судьба.

Что позволило ему подниматься по карьерной лестнице, так это незаурядная целеустремленность и четкие жизненные ориентиры, которым он неизменно следовал. В книге есть небольшой текст про Виктора \ Черномырдина, который, кстати, неоднократно приезжал в Ярославль к Лисицыну, был с ним в дружеских отношениях. Этот текст я озаглавил «Настоящий русский мужик». Я бы это высказывание в полной мере и к Лисицыну применил.

— Что же стало катализатором, высвободившим политическую волю?
— 1991 год, на мой взгляд, — первая ключевая точка, которая кардинально поменяла жизнь Анатолия Лисицына. Выборы губернатора. Кандидатуры на пост главы региона три: Ковалев, Непряев, Лисицын. Первый — председатель областного исполкома, личность весьма известная, из старой номенклатурной обоймы. Второй — в противовес: самовыдвиженец, демократ, типичный представитель новой волны политиков.

А кто такой Лисицын в то время? Мэр Рыбинска. Не демагог. Он — крепкий хозяйственник. Все трое претендентов на губернаторское кресло были приглашены к Ельцину представить свою программу действий. И, к удивлению многих, именно 43-летний Лисицын был выбран возглавить Ярославскую область. Думаю, он оказался в нужное время в нужном месте. Вначале всех нас формирует жизнь, обстоятельства, а потом выдающиеся личности начинают сами формировать историю. Лисицын — из таких.

— Чем больше масштаб личности, тем сложнее непредвзято говорить о ней. Ведь так легко скатиться либо в рекламу, либо в черный пиар. Как вы отбирали материал?
— Сразу скажу, что с самим Анатолием Ивановичем я почти не работал. Это мой принцип: при подготовке как этого, так и любого другого издания я стараюсь «отстранить» главного героя от процесса, чтобы не оказаться под его влиянием. В случае с альбомом про Лисицына много информации я почерпнул в общении с его родственниками, друзьями, коллегами. Подбором фотографий мы занимались с супругой Анатолия Ивановича — Раисой Леонидовной. Так в альбоме появилась масса эксклюзивных, нигде ранее не публиковавшихся снимков.

— А почему вы обратились к прессе?
— Не могу сказать, что сделал это осознанно. На определенном этапе я понял, что в цепи повествования отсутствуют необходимые связующие звенья. Но я же не могу, к примеру, послать фотографа в 1993 год: «Не хватает такого-то сюжета, давай доснимем!»

И совершенно случайно взял подшивки газет и посмотрел на судьбу Лисицына другими глазами. В газетах, как в капле воды, отразились события, которые происходили тогда в России. Виден политический, социальный фон, на котором происходила деятельность губернатора, становится понятным отношение к этой власти людей.

— И как люди, судя по публикациям в прессе, относились к фигуре Лисицына и проводимой им политике?
— По-­разному. Чем больше масштаб личности, тем сильнее противоречия: кому-то человек нравится, кому-то мешает. А острых углов в его карьере было сколько угодно: и камни ему в окна кидали, и уголовное дело завели в 2004-м по статье «нецелевые расходы». Однако он сумел, как потом Путин ему сказал, отстоять честь губернаторского корпуса.

— В альбоме без малого пятьсот страниц. Обычно книги, выходящие в вашем издательстве, тоньше.
— Я сам не люблю большие книги, свыше 300 страниц. Когда была сделана первоначальная верстка альбома, оказалось, что его объем очень велик. И я задумался: может, уместно что­то вырезать? Как ни прикидывал, таких страниц набралось 10-15. Больше — ну никак. Не потому что жалко, а потому что разрушается логика событий, теряются звенья. В итоге — 472 страницы жесткого, плотного и, надеюсь, увлекательного материала.

Редкие фотографии из семейного архива Лисицыных сопровождаются сюжетами из газет тех лет, которые несут «запах» времени.  На фотографиях хорошо прослеживается, как изменился круг общения с момента заступления Лисицына на пост губернатора: это политики первой величины Чубайс, Черномырдин, Гайдар, Касьянов, белорусский «батька» Лукашенко и мэр Москвы Лужков…

Параллельно фотографиям идут отрывки из книг Анатолия Ивановича: «Либеральная революция в России. Изнанка», «Провинция: борьба за власть», «Арена-2000» и других. Так что без речи «от первого лица», как видите, не обошлось.

— А каким вы увидели Лисицына без чинов и регалий: в семье, среди друзей?
— Это вы поймете, пролистав фотоальбом. Супруга, дочь, внук — вы увидите их всех.  Открываются здесь и доселе мало освещенные страницы в судьбе публичной личности: как в молодости Анатолий Иванович бриолинил волосы и носил брюки клеш, как потом охотился в Киргизии, как болел за родной «Локомотив». И как стремительно менялся его имидж: от балоньевого плаща, как у всех, до блестящего стиля денди. «От Больших Сменок» — это книга о личности в истории, о том, как время влияет на человека в процессе его становления и как в дальнейшем сам главный герой формирует историю.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме