новости 7 сентября 2011

Переплетения судьбы

Жительница Рыбинска Светлана Эдуардовна Сазонова раскопала историю своей семьи вплоть до XVI века. Ее родственники были связаны и с исследователем Севера Георгием Львовичем Брусиловым, и с первыми авиаторами нашей страны. Нашлось родство даже с французским писателем Ги де Мопассаном. И судьба ее родственников была настолько интересной, что таких поворотов не придумает даже самый изысканный писатель

ВСЕМУ ЕСТЬ СВОЕ НАЧАЛО
Бабушка Светланы Эдуардовны пыталась реабилитировать имя своего мужа, исследователя Севера Александра Владимировича Евсюкова, писала письма в различные инстанции, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Затем эстафету приняла мать Светланы Эдуардовны, которая с помощью Всеволода Ивановича Лавренца — писателя, автора книги «Летчики России», Героя Социалистического труда — сумела реабилитировать имя своего отца.
После смерти матери изыскательскую эстафету приняла дочь. Во время нашей беседы со Светланой Эдуардовной мы более подробно остановились на судьбе именно ее деда — Александра Владимировича Евсюкова, того самого легендарного исследователя Севера, и его родного брата Петра Владимировича Евсюкова, который был одним из первых летчиков Советского государства.

НА ПУТИ ВСТАЛИ ЛЬДЫ
В начале 20-х годов XX столетия США и Канада начали выдвигать территориальные претензии на остров Врангеля, который рассматривался не только как промысловый район, но и как возможное место создания промежуточной авиабазы на будущей трассе воздушного сообщения между Западной Европой и Аляской. СССР надо было упрочить здесь свои позиции. Экспедицию, получившую название «Особой гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана», возглавил известный гидрограф и исследователь Арктики Борис Владимирович Давыдов. Александр Евсюков был старшим помощником командира. Что интересно, вся подготовка к экспедиции была проведена всего за месяц, что являлось беспрецедентным во всей истории полярных исследований.
На Север была отправлена канонерская лодка «Красный Октябрь», совсем не предназначенная для такого рода путешествий. Строилась она для работы в порту, и запаса угля хватало всего на восемь дней. Но другого варианта не было. И летом 1924 года судно отправилось в экспедицию, главной задачей которой стало достижение острова Врангеля и поднятие на нем флага СССР.
На пути судна встали льды. Они буквально затирали «Красный Октябрь», не давая идти вперед. Но люди все же выстояли и выдержали этот труднейший переход. В 12 часов 20 августа 1924 года над островом Врангеля был поднят советский флаг. Приложив неимоверные усилия, борясь со льдами, судно вернулось назад.
29 октября 1924 года «Красный Октябрь» вошел в бухту Золотой Рог, где ему была устроена торжественная встреча. 3 февраля 1925 года члены экипажа канонерской лодки «Красный Октябрь» были награждены особым нагрудным знаком.
Буквально после этого Александр Владимирович был репрессирован, прошел Соловки, работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала, в 1935 году направлен в рыбинский Волголаг.  В Переборах он стал начальником водного пути. Осенью на Волге произошла авария на барже, погибли люди. Александру пришлось участвовать в спасении пассажиров, долгое время провести в ледяной воде. Простудился. Врачи поставили диагноз – воспаление легких, потом начались плеврит и чахотка. Его сердце остановилось в 1937 году.
…Будучи на Соловках, Александр познакомился с Сергеем Львовичем Брусиловым, племянником знаменитого генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Александр Евсюков и Сергей Брусилов подружились. И оба местом жительства после освобождения выбрали Рыбинск.
— Они оба умерли от чахотки. Жена Сергея Львовича – Вера Карловна Асмус – поселилась у моей бабушки. И свой век они доживали вдвоем, — продолжает повествование Светлана Эдуардовна.
Еще один интересный факт. У Сергея Львовича Брусилова был родной брат – Георгий Львович, исследователь Севера. Именно он послужил прототипом капитана Татаринова в романе Вениамина Каверина «Два капитана».
Шхуна Георгия Львовича Брусилова «Святая Анна» и 11 членов экипажа пропали бесследно.Чтобы найти эту пропавшую экспедицию, Петр Владимирович Евсюков (родной брат Александра Владимировича Евсюкова), в будущем один из первых авиаторов России, разработал проект летательного аппарата. с его помощью он планировал добраться до места гибели «Святой Анны».

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ АВИАТОРЫ
Итак, Петр Евсюков — молодой, увлеченный идеей воздухоплавания человек. Интерес к небу у мальчика проявился неспроста. Его отец страстно мечтал о прорыве человека в иную стихию. Будучи земским врачом, все свободное время отдавал расчетам, конструированию и изготовлению крыльев. Он был большим поклонником Леонардо да Винчи, изучал и использовал его рисунки.
Весной 1911 года в Гатчине открылась авиационная школа Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн». Одним из первых учеников этой школы стал петербургский студент Петр Евсюков. После ее окончания с июня по октябрь 1911 года Петр Владимирович Евсюков работал инструктором школы «Гамаюн» и одновременно летчиком-испытателем на заводе Первого российского товарищества воздухоплавания.
В числе подготовленных им пилотов первая русская летчица Лидия Виссарионовна Зверева, признанный мастер преднамеренного штопора Константин Константинович Арцеулов, певица, знаменитая рекордсменка Любовь Александровна Галанчикова, военный летчик Федор Федорович Колчин…
Есть у Светланы Эдуардовны редкая и уникальная фотография — первых летчиков России.
За спиной людей – удивительное творение рук человеческих, летательный аппарат. Мотор в 50 лошадиных сил поднимал в воздух машину весом в 600 килограммов, обеспечивая скорость 65 километров в час.
Петр Владимирович Евсюков принимал участие в добровольческом авиационном отряде, который был отправлен в район Балкан, где в сентябре 1912 года началась война народов Черногории, Греции, Болгарии и Сербии против Османской империи.
Летом 1914 года он вошел в состав готовящейся в Александровске-на-Мурмане (город Полярный) экспедиции по поискам пропавших арктических экспедиций полярных исследователей Георгия Яковлевича Седова, Георгия Львовича Брусилова, Владимира Александровича Русанова. Увы, в связи с началом Первой мировой войны Петр Евсюков был отозван в Петроград. Спасательная шхуна «Эклипс» покинула Екатерининскую гавань без него.
Перед отправлением на фронт он готовил к сдаче партию летательных лодок. Полет 31 августа 1914 года стал для него последним. Вечером поднялся на летательном аппарате против порывистого ветра, перед самой водой смог выровнять его, но было уже поздно. На высокой скорости он врезался в песчаное дно залива. Петр погиб. Тогда ему было всего 24 года…
В 2007 году на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге был установлен памятник Петру Владимировичу Евсюкову — пионеру русской авиации. Этому предшествовала большая кропотливая работа. Хотя бы в том, чтобы найти могилу Петра Владимировича и перевезти памятник из Рыбинска в Петербург.
Вот такие судьбы, переплетения жизней.
— Это только линия моей матери, — продолжает Светлана Эдуардовна, — а по линии отца мы нашли родство с французским писателем Ги де Мопассаном.
Но это уже совсем другая история.
Светлана Бакунина

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме