новости 21 сентября 2011

Герои мирных войн

Полтора десятка пожилых мужчин, собравшихся пасмурным сентябрьским утром в сквере у Никольской часовни, привлекали внимание прохожих. Они приветствовали друг друга, возлагая цветы к подножию памятника рыбинцам, пострадавшим в радиационных катастрофах, и говорили о чем-то своем

Присутствие журналистов заметно обрадовало организатора этой встречи Юрия Николаевича Крылова. И он охотно отвечал на все вопросы, сетуя, что о тех, кто на себе испытал всю мощь атомного и ядерного оружия, почему-то совсем забыли.
Действительно, подавляющее большинство с легкостью вспомнит события в японских городах Хиросима и Нагасаки, а вот о Семипалатинске, Новой Земле и Тоцком полигоне мы знаем непростительно мало. С течением времени очевидцев тех лет становится все меньше. Сейчас в Рыбинске их осталось чуть больше сорока человек. На встречу пришли и того меньше. Кому-то помешала болезнь, другие предпочитают не бередить старые раны, вспоминая о тех страшных событиях.
Владимир Анатольевич Соколов родился в Рыбинске в 1940 году. Поучившись в школе, пошел работать в колхоз. В 1959-м призвали в армию. 19-летний Володя попал в Семипалатинск — первый и один из крупнейших ядерных полигонов Советского Союза. Рельеф местности позволял производить различные взрывы не только в воздухе, но и под землей. Но всего этого молодой парень из Рыбинска, конечно, не знал. «Посадили в поезд и повезли куда-то, — вспоминает Владимир Анатольевич. — Днем стояли, а по ночам ехали. Добирались до места очень долго. Так и попал я в Семипалатинск. Первые испытания, на которые я попал, были в 60-м году. Конечно, ничего нам не объяснили — поставили на точку, сказали, чтобы легли на землю в нужном направлении. Мы лежали лицом вниз. Была такая вспышка, что даже с закрытыми глазами почувствовали свет. Затем нам приказали встать, и нас захлестнуло ударной волной. Она была такой силы, что пилотки попадали с головы. Страшно было». Всего же в общей сложности Владимир Анатольевич принял участие в четырех испытаниях, а за сорокалетнюю историю полигона их провели 468. Цифра, над которой стоит задуматься — суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в период с 1949 по 1963 год на Семипалатинском полигоне, — в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Сейчас Владимир Анатольевич Соколов на заслуженном отдыхе. На здоровье не жалуется, да и о пережитом старается говорить как можно сдержаннее. Переживания выдают только глаза, которые видели столько, что многим и не снилось. Недаром на груди у моего собеседника прикреплен памятный знак в виде креста с надписью «Ветеран подразделения особого риска».
Встречи у памятника происходят дважды в год: 26 апреля — в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС и 14 сентября — в память об испытаниях на Тоцком полигоне.
В 1954 году в этот день 45 тысяч человек приняли участие в операции под кодовым названием «Снежок». На ее подготовку потребовалось более года. Суть учений состояла в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия. Мощность бомбы равнялась двум, сброшенным в Японии. Учения проходили в обстановке строгой секретности. Руководил ими лично маршал Георгий Жуков.
В ходе учений бомбардировщик сбросил ядерную бомбу, а затем прогремел воздушный взрыв на высоте 350 метров. После чего в атаку на зараженную территорию направились 600 танков, 600 БТРов и 320 самолетов. Задачей «наступающей» стороны было воспользоваться образовавшейся после взрыва брешью в обороне; целью «обороняющихся» — предотвратить возможный прорыв. В учениях приняли участие 45 тысяч человек. Все они дали подписку о неразглашении. Поэтому долгое время о данных событиях никто не знал. Вспомнили об этих людях лишь после трагедии в Чернобыле.
Всем им уже за 70, но они стараются жить, несмотря на проблемы со здоровьем. Находят в себе силы, чтобы приходить сюда, на набережную Волги, и вспоминать своих товарищей, которых год от года становится все меньше. «Все меня слышат, — громко говорит Юрий Николаевич Крылов, — не вздумать умирать. Чтобы все дожили до 100 лет. Понятно?!»
На этой жизнеутверждающей ноте мы попрощались с ветеранами подразделений особого риска и оставили их одних. Им было о чем вспомнить…

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме