новости 5 октября 2011

Ты живешь здесь и сейчас

«Ты живешь здесь и сейчас, и черновиков в этой жизни не существует». Такой девиз выбрали для себя педагоги средней школы № 36. Находится она в микрорайоне Переборы, и это тоже в некоторой степени является признаком, характерной чертой этого образовательного учреждения

Переборы – закрытый район Рыбинска. Закрытый, конечно, не в том смысле, что вход и въезд сюда запрещен или осуществляется по определенным критериям. Просто люди здесь живут, учатся, отдыхают и даже порой работают, не выезжая за границы Перебор. А вот приезжают на постоянное место жительства сюда редко. Чаще уезжают навсегда, о чем оставшиеся сожалеют. И с ностальгией вспоминают былые времена, когда в полную мощь работал кабельный завод, строились десятками жилые дома, открывались магазины и школы. Последних в Переборах было три. Было – слово ключевое, потому что с этого учебного года осталось только две. 31-я перестала существовать как самостоятельная единица, а коллектив педагогов и учеников перешел в школу № 36.
Так вот о закрытости. Вероятно, именно эта территориальная особенность Перебор привела к тому, что люди здесь живут как соседи в доме. Здесь здороваются на улицах, приглашают друг друга в гости. И в результате ни один другой район Рыбинска не может похвастаться тем, чем отличаются Переборы – соседской атмосферой.
Хорошо это или плохо – каждый решает для себя сам. Но спорить с тем, что есть в этом определенные плюсы, не приходится. Елена Владимировна Благовещенская, отучившись в 31-й школе 8 лет, окончила школу № 36. Затем – педагогический институт и снова 36-я школа. Учитель начальных классов, историк, сегодня – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Эту же школу окончила ее дочь, в первом классе учится сын.
Ольга Васильевна Кашарайло тоже училась в 36-й. Но работать начала сразу после 10-го класса. Здесь же, в школе, вожатой. Училась в пединституте заочно, и сегодня работает заместителем директора школы по внеклассной работе. Дочь учится в девятом классе.
Таких, связанных по жизни со школой № 36, здесь немало. Равно как и тех, кто имеет одну запись в трудовой книжке. Может быть, поэтому так озабоченно, тревожно и одновременно с надеждой воспринимают учителя все изменения, которые касаются их учебного заведения.
А изменений в последнее время случилось немало. И были они кардинальные. Начиная с введения подушевого финансирования и заканчивая реструктуризацией городского образования.
— В прошлом году в школе, рассчитанной на 550 мест, учились 305 детей, — рассказывает Елена Благовещенская. — Был один первый класс, правда, большой, за 30 детей. Учить ребят в таком возрасте и в таком количестве, конечно, очень трудно. Некоторые кабинеты были закрыты, поскольку нужды в них никакой не было. Сейчас в школе 479 учеников, и мы используем все наши четыре этажа. И первых классов стало два.
Для того чтобы открыть пустовавшие годами учебные классы, потребовался ремонт. И не только кабинетов. Здание школы, построенное в 1939 году, ни разу капитально не ремонтировалось. За семьдесят с лишним лет накопилась масса проблем, большую часть которых начали решать в прошлом году. Отремонтировали спортивный зал, привели в порядок подвал, подготовили классы, по современным стандартам оборудовали медицинский кабинет. Такой школа и приняла 1 сентября 2011 года своих «старых» учеников и «новых», из 31-й.
— С 1 января 2012 года законодательно прекращается практика «перекидывания» денег со счетов богатых школ, в которых учится много детей, на содержание бедных, неукомплектованных, — говорит Благовещенская. — Поэтому с позиции финансирования объединение для нас — благо.
Действительно, сегодня школа № 36 может позволить себе, например, два компьютерных класса, при этом не думая о том, что денег на учительскую зарплату не хватит. А раньше, как вспоминают педагоги, либо ремонт, либо зарплата. На то и другое одновременно денег никогда не было. Да и откуда они возьмутся, если почти весь школьный бюджет «съедало» содержание четырехэтажного здания. Заметьте, заполненного наполовину. А подушевое финансирование школ напрямую зависит от количества учеников.
— Современным учебный процесс без денег не сделаешь, — говорит Ольга Кашарайло. — И уважения не заслужишь. Какое отношение к школе может быть у ученика, если дома у него новый компьютер, а в школе – древнее, ни на что не годное оборудование.
Можно спорить о том, насколько рациональна нынешняя система финансирования образовательных учреждений, принятая государством. Можно говорить, что деньги в школе – не главное. Еще можно утешать себя тем, что все зависит от людей, а не от того, насколько нова техника и красиво здание. Но когда есть выбор: учить ребенка в школе без спортзала и компьютеров либо в современных условиях, которые обеспечат высокие результаты обучения, решение приходит само собой.
Впрочем, как выяснилось, именно высокие результаты работы педагогического коллектива школы № 36 стали предметом споров при объединении. Да­да, не удивляйтесь, аргумент был именно таков: «у них» слишком высокие требования! И школе со своими «золотыми» выпускниками и уровнем поступления в вузы пришлось защищаться.
— Нам, как виноватым, пришлось оправдываться, — рассказывает Елена Благовещенская. — За что? За то, что у нас в прошлом году были две золотые медали, что наша выпускница единственная в городе написала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. За то, что весь выпускной класс в полном составе поступил в высшие учебные заведения.
Обвинения в «завышенных» требованиях к ученикам предъявили, как это ни удивительно, родители учащихся школы № 31. Конечно, не все. Просто есть папы и мамы, которым совсем не требуются медали детей и их поступления в вузы. И в некоторой степени это объяснимо. Далеко не каждый выпускник обязан получать высшее образование. Но трудно спорить с тем, что школьное время все дети должны проводить с пользой и результатом. И лучше, если эти результаты будут получены в нормальных условиях и с применением современных методов преподавания и воспитания.
— Посмотрите, сколько грамот получено нашими ребятами! — говорит Ольга Кашарайло. — Мы стараемся, чтобы в нашей школе всем было интересно. И дети с удовольствием участвуют в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.
Надо сказать, что, помимо обучающего процесса, различных мероприятий в школе проводится немало. Помогает не только департамент образования администрации Рыбинска. Добрые отношения с переборским дворцом культуры сделали возможным организацию различных праздников на профессиональном уровне. А проведение первого в городе телемоста с американскими школьниками прославило школу и за пределами Рыбинска. Затем был телемост с Францией, в котором участвовали не только ребята школы № 36, но и московские школьники. Сегодня педагоги думают о том, как и с кем организовать следующий выход в «прямой эфир».
— Мы ставим задачу адаптировать детей к обществу, — говорит Ольга Кашарайло. — Для этого и проводим телемосты, участвуем в городских конкурсах и праздниках, расширяем круг общения наших ребят.
Если учиться в школе № 36 с первого класса, очевидно, требования педагогов не покажутся завышенными. К хорошему привыкаешь сразу и навсегда. А как живется тем, кто пришел сюда из другой школы, в которой были свои правила и традиции?
— У маленьких адаптационного периода вообще не было, — рассказывает Ольга Кашарайло. — Они практически сразу стали своими. Сложнее со старшеклассниками. Большинство уже освоилось, но есть ребята, которые и сегодня, спустя месяц, воспринимают объединение в штыки.
Да, у каждого свой характер, и даже детские коллективы имеют свои традиции. А с привычками порой приходится бороться долго и не всегда плодотворно. Но педагоги школы № 36 и бывшей школы № 31 терпеливы и опытны. Плюс надежда на неписаный переборский «закон соседских отношений». Школа, как и микрорайон, для тех, кто работает и учится в ней, – родная среда обитания. Вспомните: «Ты живешь здесь и сейчас, и черновиков в этой жизни не существует». «Здесь и сейчас» делают все для того, чтобы дети не только получили знания и воспитание. Их адаптируют к жизни вне школы, научат общаться, выпустят во взрослую жизнь. И не суть важно, будет ребенок учиться в вузе, техникуме или сразу пойдет работать. Главное, что в школе № 36 он получит все, что может дать современное образование. Ведь «черновиков в жизни не существует».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме