Мнение 26 октября 2011

Госзакупки — под строгий контроль

Президент РФ поручил в кратчайшие сроки завершить работу над законом о Федеральной контрактной системе, который должен прийти на смену нашумевшему 94-му закону о госзакупках. Законопроект должен быть внесен в правительство уже к 1 ноября.

О сути грядущих перемен мы побеседовали с ведущим специалистом отдела муниципального заказа администрации Рыбинска Владимиром Ветровым

— Владимир Вячеславович, чем вызвана необходимость реформ в сфере госзакупок?
— Действующий в сфере госзаказа ФЗ-94, несмотря на огромное количество внесенных с 2006 года поправок, во многом так и остался несовершенным, более того, создал почву для коррупции. По самым скромным оценкам, за 2010 год в России нецелевые расходы, цены, явно превышающие среднерыночные, и как следствие «откаты» составили не менее триллиона рублей, которых не досчитался бюджет. Эта цифра прозвучала в Президентском послании 2010 г. как призыв начать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и современной. В недрах Минэкономразвития родился проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), при этом был учтен иностранный опыт.

— В чем разница между отечественной и иностранной системами госзакупок?
— Отличие заключается в разнице приоритетов. Как и в России, за рубежом цена контракта является основным критерием при оценке конкурсных заявок. Однако высокое качество выполненного заказа – не менее важный фактор. В России заказчик прописывает цену, срок и конкретное задание, а потенциальный исполнитель имеет возможность лишь согласиться на беспрекословное выполнение такого задания, указав при этом свою цену. Таким образом, победит в торгах тот исполнитель, который предложил наименьшую цену, а качество остается на совести исполнителя. ФКС поставит во главу угла качество и технические характеристики товара, работ или услуг.

— Какую задачу прежде всего призвана решить ФКС?
— Федеральная контрактная система должна будет усовершенствовать сферу госзаказа, сделать систему закупок более открытой и прозрачной. Сейчас государство с помощью ФЗ-94 контролирует только размещение заказа, новая система должна обеспечить работу полного технологического цикла обеспечения госнужд. Иначе говоря, новый законопроект будет регулировать не только заключение самих контрактов, а весь цикл госзакупок: от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до аудита и контроля за исполнением заказов.

— Что предлагается сделать для исключения главного зла: лоббирования интересов?
— В отличие от ранее действовавшей системы госзакупок в законе о ФКС установлен исчерпывающий перечень требований к участнику торгов. Теперь заказчик обязан заранее устанавливать критерии оценки и сопоставления заявок, а также значения этих критериев, поэтому произвольное определение победителя торгов будет  исключено.

— ФКС должна поднять госзакупки на принципиально иной уровень. Как?
— Будет полностью исключена ситуация, когда заключением госзаказа занимаются люди, далекие от экономики. У каждого госзаказа будет «контрактный офицер» — человек, который входит в Контрактную службу заказчика и сопровождает всю процедуру, начиная от составления технического задания, проведения самой процедуры, этапа заключения и исполнения контракта.
Персональная ответственность за заключение и выполнение госконтракта станет одним из краеугольных камней нового законопроекта. Предусмотрены в нем и меры ответственности чиновников за нарушения. Она может быть как административной, так и уголовной.

— Известно, что в процессе обсуждения закона возникли споры между двумя ведомствами: Минэкономразвития и ФАС. В чем суть разногласий?
— МЭР настаивает, что действующий закон о госзакупках негибкий, имеет «перекос в сторону аукциона». Для исправления министерство предлагает расширить возможности чиновников для размещения госзаказа – ввести наряду с электронными торгами конкурентные переговоры и предварительный отбор участников торгов. В новом законопроекте нашли отражение уже апробированные госзакупщиками открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, закупка из единственного источника. Есть и нововведения — конкурс с ограниченным участием, который будет применяться в случае запроса на оказание специфических товаров, работ или услуг, а также двухэтапный конкурс, который предлагается проводить в случае, если необходимо уточнить характеристики объекта закупок, для чего нужны обсуждения с участниками. Появится и такой новый вид закупки, как запрос предложений. Он будет применяться  в том случае, когда необходимо проведение срочной закупки или когда проведенные ранее процедуры закупок были признаны несостоявшимися. Однако ФАС  не согласно с расширением способов госзакупок, усматривая в этом коррупционную составляющую.

— Что в свою очередь предложило ФАС?
— Прежде всего ужесточение контроля и ответственности для заказчика, отмену такого способа размещения заказа, как запрос котировок и замена его «коротким аукционом».
Следующее новшество — «обеспечение жалобы» — это своеобразная госпошлина, которая уплачивается участником торгов при обжаловании в контролирующих органах. В случае, если жалоба будет признана обоснованной, средства ему возвратятся. Данный механизм исключает возможность давления на заказчика путем обжалования. Также ФАС предлагает в обязательном порядке включать в проекты контрактов ответственность, расписывать более подробно порядок сдачи­приемки, а также обязать заказчика предъявлять санкции в случае, если подрядчик исполнил контракт недобросовестно.

— Нерадивых подрядчиков, действительно,  хватает. Как ужесточатся меры воздействия к ним?
— Сейчас недобросовестные подрядчики заносятся в специальный реестр, но не секрет, что те же люди быстренько организуют новую фирму и вновь выходят на конкурс. ФАС предлагает вносить в реестр не только названия провинившихся фирм, но и данные руководителей. Это абсолютно новая в нашем законодательстве норма. Мин-экономразвития в своей системе предлагает делать ставку на новые способы контроля за заказчиками и подрядчиками, а именно на общественный контроль.

— Как он будет осуществляться на практике?
— Пока это сложно представить. Предполагается, что будут созданы общественные советы, состоящие из представителей общественных организаций. Они будут иметь право не только запрашивать документы по конкурсам, но и смогут посылать своих представителей в конкурсные комиссии для контроля ситуации на местах. Общественность будет точно знать, какой конкретно чиновник отвечает за каждый из публикуемых госконтрактов. Другое дело, что общество у нас не горит желанием контролировать то, что его не касается непосредственно. Ну посмотрят общественники документацию, планы­графики закупок, но без экономического и юридического образования они с тем же самым успехом могли бы заглянуть в учебник по китайскому языку.

— Как вы лично оцениваете новый законопроект?
— Выражу общее мнение: идея  хорошая, правильная, но сырая, требующая доработки, конкретизации. Буквально каждую статью нужно брать и расписывать механизм реализации. Но уже сейчас ясно, что работы нашему подразделению прибавится.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме