новости 2 ноября 2011

Классика, не искаженная «измами»

Выставка «Мастер и ученик», открывшаяся в Рыбинском музее­заповеднике, представляет работы педагогов и учащихся Школы акварели Сергея Андрияки. На этот раз художники привезли свои живописные впечатления из путешествий по Европе

Сразу как входишь в выставочный зал, из всего буйного разноцветия взгляд выбирает «вместительное» полотно  размером примерно 2 на 1,5 метра сдержанной зеленовато-кофейной гаммы. Здесь Сергей Андрияка «расставил» десятки бутылок  самых разных конфигураций. Все здесь дышит стариной — и главные героини натюрморта, и кружевная плетеная шаль, и черно­белые фото на стене. Думаете, народный художник России заманил нас в какую-то бабушкину избушку в богом забытой деревушке? Ан нет! В мутной амальгаме векового зеркала всплывает не только отражение мастера, но и, похоже, знакомый силуэт МГУ на Воробьевых горах за окном. Стало быть, это самый центр Москвы!
Вот и всем своим творчеством Школа акварели Андрияки словно останавливает ход времени, предлагая повернуться лицом к классике, к русской реалистической живописи. А своей главной задачей здесь называют продолжение академической системы художественного образования.
Связь времен у акварелистов в крови. Поэтому неудивительно, что и в выставочной деятельности они обратились к вековому опыту русских передвижников.
С проектом «Мастер и ученик» Школа акварели Сергея Андрияки объехала почти всю Россию. В Рыбинске под этим названием проходит уже третья выставка, и всякий раз они несут яркое, живое, эмоциональное общение с классическим искусством, над которым не властно время. Сотрудничество Школы акварели Сергея Андрияки и нашего музея имеет свою историю. Оно завязалось несколько лет назад. Тогда в Москве в рамках проекта «Шедевры музейных коллекций» проходила выставка акварелей старых мастеров из собрания Рыбинского музея-заповедника, который, надо сказать, очень славится своей коллекцией. В качестве «ответного визита» было решено привезти в наш город работы современных живописцев, которые бережно хранят традиции русского реалистического искусства. Первые выставки Школы акварели Сергея Андрияки 2004 и 2006 годов прошли с большим успехом и получили много восторженных откликов рыбинцев.
Художники делятся со зрителями своими впечатлениями от зарубежных поездок. Юных и опытных акварелистов вдохновляют Греция, Италия, Швейцария, Австрия. Трудно представить более «классическую» географию. Это настоящий пир для глаз, искусство, не искаженное всякими «измами». Здесь представлены работы учеников — от простых карандашных рисунков до сложных акварельных пленэрных творений — и рядом картины мастеров: Натальи Беседновой, Ольги Волокитиной, Алексея Кравченко и самого Сергея Андрияки. Это изысканные орхидеи и солнечные дыни, венеция под дождём и замки Тироля, итальянские маски и  психологические портреты — все напоено гармонией и радостным принятием жизни. Поэтому при виде  воздушного и живого, будто источающего аромат букета пионов или играющего в лучах солнца бушующего моря не задумываешься, какая на самом деле это сложная техника. «Акварель сама по себе — материал привередливый, не терпящий никаких исправлений. А техника многослойной акварели трудна вдвойне. Она требует огромного мастерства и терпения. Здесь каждый предыдущий слой должен обязательно высохнуть прежде, чем художник приступит к следующему», — посвящает в тонкости искусства куратор выставки Любовь Пирвердиева.
Обучение в Школе Андрияки ведется по авторской методике, разработанной самим Сергеем Николаевичем. Она заключается в параллельной работе преподавателя и ученика над одним заданием. (Сравнивать такие парные творения — особый интерес для внимательных зрителей и профессиональных художников. Вроде бы и предмет изображения один, а настроение и нюансы всегда разные). Рыбинской художнице Майе Гусариной довелось наблюдать, как оживают традиции русского реалистического искусства. «В этом году мы с сыном побывали на творческой даче в Переславле, — вспоминает она. — Как раз в это время на практике находилась и группа из Школы Андрияки. Мы с интересом наблюдали, как они работают. Преподаватель, заслуженный художник России Алексей Кравченко, пишет сам, попутно объясняя детям последовательность действий, раскрывая профессиональные приемы. Надо сказать, что у них строгие требования к дисциплине. Группа выходила на пленэр с самого утра, бывало, что еще до завтрака, и работала до глубокой темноты. Но никто из ребят не жаловался, не хныкал, не было никаких капризов. Задания сложные, они учились запечатлевать разные состояния природы: рассвет, закат и даже ночные пейзажи. Школа Андрияки — это труд, труд и труд. С утра до вечера».
Выставка будет полезной для детей, обучающихся изобразительному искусству,  преподавателей, состоявшихся художников. Она расширяет рамки наших представлений о добротной реалистической живописи, поднимает планку, на которую стоит ориентироваться. Работы, которые привезла Школа акварели Сергея Андрияки, — это живая классика, эталон, к которому нужно стремиться.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме