новости 2 ноября 2011

Рыбинская «чайка»

Рыбинск мог потерять самое красивое сооружение Верхней Волги, символ города и его визитную карточку – Спасо-Преображенский собор. Мог, но, к счастью, не потерял. А дело было так. Первоначальный проект строительства моста через Волгу, реализация которого началась в 1940 году, предусматривал уничтожение собора. Чем помешала краса Волги тогдашним строителям – теперь не имеет значения, строительство было отложено.
А в конце пятидесятых был принят новый проект, и Рыбинск потерял только лестницу, по которой в 1777 году на берег ступила царственная нога Екатерины II. И приобрел шестипролетный шестисотметровый автомобильный мост, прозванный в народе рыбинской «чайкой»

Точная длина моста через Волгу – 640 метров, а вместе с мостом через Черемуху и путепроводом через железную дорогу – 1885 метров. В проектной документации он назван одним из крупнейших мостов на Волге. Высота моста от уровня воды до настила – 22 метра, а до высшей точки – 30 метров. Малые арки длиной 80 метров, две большие – по 128.
Два больших пролёта — второй и третий от правого берега – судоходные. Второй предназначен для судов, идущих вниз по Волге, третий — для судов, поднимающихся вверх.
Интересно, что это первый мост в стране, сделанный не из сборного железобетона, а из монолитного. Самого же бетона при строительстве было потрачено 20 тысяч кубических метров.
Первоначальный проект моста в Рыбинске предусматривал не чугунные парапеты, а тоже бетонные. В те годы металл в строительстве использовали редко. Однако партийное руководство города настояло на изготовлении чугунных ограждений, которые были отлиты в литейках Рыбинска.
Архитектор моста – Сергей Уланов, брат великой балерины Галины Улановой – спроектировал для Рыбинска арочный мост с пролётными строениями, основными несущими конструкциями которых служат своды. При сооружении мостов наиболее трудоёмким и дорогостоящим (до 50 процентов общей стоимости) является устройство опор. И вот в одной из них – пятой по счету – проблемы возникли в процессе строительства.
Эта опора, по воспоминаниям очевидцев, еще во время сдачи моста в эксплуатацию в 1963 году вызывала сомнения. Даже невооруженным взглядом можно было заметить, что плавно поднимавшееся к середине моста полотно у пятой опоры казалось опущенным вниз. Тогда это объясняли тем, что именно здесь сделаны отверстия для стока дождевой воды, а значит, впадина предусмотрена проектом. Дескать, мост слишком длинен, и долго бегущая по нему вода получила бы слишком большую скорость и постепенно разрушала бетон. Однако спустя 35 лет «дождевой сток» у пятой опоры вынудил перекрыть движение на мосту на два месяца и провести капитальный ремонт опоры. Технические ли просчеты стали причиной проблем, или непростые гидрогеологические условия – сегодня не берутся сказать даже специалисты. Любой мост – это сложное гидротехническое сооружение, а рыбинский, арочный, несимметричный из-за фарватера Волги, является особенно трудным для воплощения.
Как у любого необычного объекта, у рыбинского моста есть свои тайны и трагедии. За полтора года до окончания работ здесь произошла крупная авария, подробности которой открылись лишь в начале 90-х. 26 января 1962 года группа монтажников находилась в верхней части арки. Одна такая металлическая конструкция даже без бетонного покрытия весила 105 тонн. Внезапно арка начала крениться и рухнула в реку, а вместе с ней в холодной зимней воде оказались 14 человек. Спастись удалось только 12 строителям, двое погибли. Причиной происшествия была названа небрежность при укреп­лении вспомогательных конструкций.
…25 августа у рыбинского моста день рождения. В этот день в 1963 году здесь торжественно была разрезана красная лента, и с правого на левый берег Волги проехала первая машина. И сегодня мы уже не представляем себе город без огромных бетонных арок, так похожих на крылья чайки.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме