3 ноября в Ярославле губернатор Сергей Вахруков вручил Михаилу Кузменко государственную награду — орден почета

- Вы знаете, где учился Суворов? — спрашивает у меня Михаил Кузменко.
- Не знаю.
- Нигде он не учился, все науки постигал дома. Этот генеральский сын ушел в армию в 14 лет солдатом, прослужил рядовым 10 лет и, в конце концов, стал великим полководцем.
О Суворове Михаил Кузменко вспоминает, когда речь заходит о коллективе. Любом коллективе людей, перед которым стоит цель. Но в первую очередь о том, которым Кузменко руководил в НПО «Сатурн» в течение десяти лет.
- Люди нуждаются в похвале. Может быть, не частой, не каждый день и даже не каждый год. Но положительная оценка, не обязательно высказанная словами, нужна любому человеку. Он должен понимать, что не зря жил, не зря работал. Главный мотив, который движет человеком, — это ощущение своей необходимости. Окрыленный осознанием нужности, человек может такое дать окружающим, чего они сами получить не в состоянии.
- А причем здесь Суворов?
- Его биографию должен знать каждый русский человек. Особенно историю взятия Измаила. С одной стороны фронта — Суворов и его армия из десяти тысяч человек в холоде и землянках, с другой — 36 тысяч турок в самой современной по тому времени крепости на берегу Дуная с гигантским арсеналом, рассчитанным на 3 года войны. Но подготовленные Суворовым люди в 6 утра начинают штурм, который к четырем вечера заканчивается. 10 тысяч русских пошли в атаку, и 6 тысяч из них погибли, но армия Суворова одержала победу. Из 36 тысяч турок в сражении погибло 27 тысяч, и еще несколько тысяч умерли в течение суток от ран. Это не сила русского оружия, а сила русского духа.
- То есть важны не тактика, не стратегия…
- Важны и тактика, и стратегия. Но определяет победу дух воинства, которое идет в бой и умирает, если это надо стране. Нацеленность на решение задач, желание честно исполнить свой долг — вот самое главное, чего нужно добиваться руководителю, чтобы в нужный момент иметь такую команду, которая способна взрываться идеями. Управленческие премудрости изучить несложно, но попробуй создать коллектив из людей, которым хочется ходить на работу, которым не хочется уходить с работы, которые готовы работать и в воскресенье, и 31 декабря, и 8 марта… Когда включается человеческая душа — самый сильный движущий фактор, — дело можно продвинуть не на 5-10%, а в десятки раз! Но есть обязательное условие — помните, я уже говорил? — осознание своей нужности. Для меня очень важно, чтобы мои товарищи почувствовали, что жизнь прожита не зря.
- Товарищи — это ваши коллеги?
- Это моя команда, которая на днях получила награду — орден почета.
- Позвольте, но это же ваш орден!
- Де­юре мой, но что бы я смог сделать без своих товарищей? Мы все заслужили награду за те комплексы работ, которые выполнили за 10 лет.
- А были какие­то работы, которые вспоминаются как самые сложные?
- Найти людей, которым можно верить, убедить их поверить в меня, настроить на успех. Самое сложное — это работа с людьми. Техника, железо, компьютеры — все это очень хорошо, но если нет людей, не будет предмета работы. Наверное, моя самая большая удача — это коллектив конструкторов, инженеров, рабочих, которых удалось собрать в НПО «Сатурн».
- К началу работы в Рыбинске вы были уже состоявшимся конструктором, успешным организатором. Чем вас смог так заинтересовать бывший тогда руководителем «Сатурна» Юрий Ласточкин?
- Задачи, которые поставил перед собой и передо мной Ласточкин, показались мне настолько увлекательными, что я просто не мог от них отказаться. Они сводились к созданию самого эффективного в стране конструкторского бюро и самого мощного российского двигателестроительного предприятия.
- Вы с задачей справились?
- На самом деле эта задача только начала решаться. Многое осталось недоделанным. Но есть чем и похвастаться. Например, энергетическим производством. Мы диверсифицировали деятельность НПО «Сатурн» от чисто авиационной в область наземных практических ценностей и создали установки, которые прочно заняли свое место в этом мире. Мы развивали военную тематику — ставилась задача производства двигателей для беспилотных летательных аппаратов. И мы создали такое производство. Сложные газотурбинные двигатели для беспилотников сегодня в России делает только НПО «Сатурн». Ну и, конечно, производство двигателя SaM 146 для регионального самолёта Sukhoi SuperJet 100.
- Вы начали его разрабатывать сразу после прихода в НПО «Сатурн»?
- Некоторое время мы думали, присматривались и пришли к решению работать вместе с французами. Для нас этот двигатель интересен не только своими техническими параметрами. Кроме того, это некая решенная задача, это инструмент, с помощью которого мы погружались в знания другого мира. Мы и жили, и работали с разными представлениями о методиках, концепциях, организации производства, величине затрат. И мы учились у французов. В конце концов, к одному и тому же результату можно прийти разными путями, но чем меньше тратишь времени на эту дорогу, тем быстрее приходишь к цели. Поэтому перекрестные знания очень важны. Они экономят время, позволяют выбирать более надежные варианты. Сегодня задача конструктора — это минимизация технических рисков, переход от метода проб и ошибок к сугубо осознанному проектированию с гарантированным результатом.
- Всегда казалось, что задача конструктора — генерировать блестящую идею. Дальше — дело менеджеров.
- Техника, которая есть сегодня у конструктора, — компьютерные комплексы, программное обеспечение — она как раз позволяет в максимальной степени использовать талант отдельных выдающихся людей для того, чтобы звездные идеи раздавать, размножать, вырабатывать миллионы вариантов. Я могу посеять поле идей, на котором вырастет очень много готовых к массовому производству продуктов. Может быть, это одна из самых главных задач организатора — разглядеть нечто незаурядное и заниматься именно этим.
- А вас не смущает, что SaM 146 — не в чистом виде российский двигатель?
- В чем проблема-то? Весь мир делает такие сложные дорогие вещи в кооперации. Стоимость разработки SaM 146 — 700 млн. евро. Это значит, что, истратив гигантские суммы, вы получите их обратно через десятки лет. А если не получите? Если не сможете продвинуть свой уникальный отечественный продукт, например в Европу?
- Нам что, российского рынка мало?
- Для того чтобы окупить вложения, мало. Нужно выходить на зарубежных потребителей в том числе. И поэтому мы сделали выбор в сторону кооперации с конкурентами. Они к тому времени продвинулись гораздо дальше нас. Пока мы занимались революциями, подгнивали при социализме, мир ушел очень далеко вперед. Хочешь продать свой продукт в развитые страны? Сделай то, что им нужно, а не то, что тебе нравится. Соответствуй показателям безопасности, надежности, эффективности, которые приняты в другом мире. При этом учитывай, что тебя там никто не ждет с распростертыми объятиями. И твоя гигантская работа с высокими затратами интеллектуальных и финансовых ресурсов не имеет никаких гарантий того, что будет успешно конкурировать с известными брендами. Более того, даже продвинув продукт, ты сталкиваешься с проблемой сервиса. Сколько будет стоить организация центров обслуживания твоего продукта, например в США, где без сервисного сопровождения даже самый лучший автомобиль покупать не будут. Мы все это понимали и пришли к мысли, что без компаньона нам не пробиться. Так что не страдайте псевдопатриотизмом, а реально оценивайте свои возможности, интеллект, познания.
- Хорошо, вы приняли решение разрабатывать двигатель совместно с французской фирмой Snecma, и сколько времени потратили, чтобы получить первый SaM146?
- Семь лет.
- Это обычный срок, в течение которого конструктор реализует свои идеи?
- Это очень короткий срок и совершенно беспрецедентный для российского опыта. Нас подстегивала и работа с французами, и наше желание сделать что­то новое, потому что многие вещи, за которые мы взялись, сначала казались нам невыполнимыми. Уровень параметров, коэффициент полезного действия, эффективность нашей работы — все очень сильно отличалось от того, к чему мы привыкли. Французы настаивали на своем. И мы, проклиная все на свете, искали факторы ускорения. В результате изменилась организация труда, способы производства, появились ранее неведомые нам методы аналитических проверок. В общем, мы стали работать лучше, качественнее, интенсивнее.
 - SaM 146 — ваша самая большая удача?
- Самая большая удача — это то, что некоторые свои замыслы мне удалось реализовать.
- А список реализованного предъявить можете?
- Для меня показатели сводятся к простым картинкам — вот перечень принятых государством двигателей, в разработке которых я принимал участие. Их больше 25. Это большое семейство машин в Перми, затем в Рыбинске, в НПО «Сатурн». Часть из них чисто авиационные, какие­то уже широко применяются, другие находятся в стадии доработки.
- То есть вы тот счастливый конструктор, на чьих двигателях летают самолеты?
- У вас какие­то устарелые представления о работе конструктора. Да, самолеты летают, но сказать, что на моих двигателях… Сегодня никто ничего не делает поодиночке, мы уже об этом поговорили. Все, что мы производим, это очень сложные и дорогие вещи, и над ними работает коллектив. Так получилось, что мне пришлось стать лидером коллектива и уже большой
командой организовывать решение поставленных задач. На нашем счету и военные двигатели, и гражданские, и промышленная энергетика. В этом смысле да, я счастливый конструктор. Хотя хотелось бы больше результатов.
- И в чем проблема?
- Год назад ушел на пенсию.
- Никогда не поверю, что вам захотелось покоя.
- Скажем так: мне порекомендовали, и я ушел.
- Что, характерами не сошлись?
- Мне трудно отвечать на этот вопрос.
- Но характер-то у вас не простой?
- Наверное, не подарок. Но, как сказал поэт, «каждый выбирает для себя…». И в некоторых ситуациях я выбираю девиз Долорес Ибаррури: лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
- Жесткий девиз. Он вам в жизни не мешал?
- Да как сказать… Зачастую людей судят не по конкретным результатам, а по тому, как они умеют нравиться начальству, не мешать, не нервировать, обеспечить спокойную жизнь.
- Как-то неинтересно так работать.
- Кому неинтересно? Мне? Вам? А кому-то спокойно жить очень интересно. Я думаю, что это стремление спрятаться от трудностей в ущерб профессионализму — одна из самых главный причин наших проблем. Но развивать эту тему я бы не хотел.
- Тогда другой вопрос: уйдя на пенсию, вы же не перестали быть конструктором?
- Я сейчас участвую в постановке силовых установок на летательные аппараты, в оценке состояния работ. Конечно, это совершенно другая деятельность.
- Может ли в нашей стране существовать независимое конструкторское бюро?
- Может. Но говорить об этом пока рано. Да и вопрос этот не самый главный.
- А какой самый главный?
- Для меня — чтобы не был потерян коллектив, которому я посвятил столько времени и сил. Чтобы завод и КБ не потерялись, не растворились, не размылись.
- Это зависит от таланта руководителя.
- Ну, если не можешь, надо пойти и застрелиться. Шутка.

ДОСЬЕ
Трудовая биография Михаила Леонидовича Кузменко началась в 1972 году в моторостроительном КБ Перми (ныне ОАО «Авиадвигатель»), где он прошел путь от инженера-конструктора до генерального директора — генерального конструктора предприятия. С 1998 по 2000 год М.Л. Кузменко работал первым заместителем генерального директора ОАО «А. Люлька-Сатурн» (Москва), в январе 2000-го был приглашен на работу в НПО «Сатурн» генеральным конструктором, в дальнейшем — техническим директором — генеральным конструктором компании.
За время работы в ОАО «Авиадвигатель» Кузменко принял участие в создании уникального двигателя Д-30Ф6 для самолета Миг-31, много и плодотворно работал по повышению надежности и ресурса двигателей семейства Д-30 и Д-30-КУ, КП для самолетов Ту­134, Ту­154М, Ил­62М и Ил­76. Принял активное участие в доводке двигателя ПС-90А на первом этапе его эксплуатации. Под руководством М.Л. Кузменко был разработан двигатель для самолета «Беркут» ОКБ Сухого.
Работая первым заместителем генерального конструктора, а затем генеральным конструктором — генеральным директором ОАО «Авиадвигатель», Кузменко возглавил работы по созданию ряда промышленных двигателей для нужд Газпрома и энергетики (двигателей класса мощности от 2,5 до 4 МВт и от 10 до 16 МВт). Под руководством Кузменко был заложен промышленный двигатель мощностью 25 МВт.
За время работы Кузменко в НПО «Сатурн» завершены доводка и сертифицированы двигатели ТВД-1500 и РД-600. Поставлено на серийное производство и сертифицировано семейство двигателей для беспилотных летательных аппаратов. Разработаны и сертифицированы двигатели М-75Р, М-70ФРУ для надводных кораблей ВМФ. Создан и сертифицирован целый ряд промышленных двигателей в классах мощности от 2,5 до 110 мегаватт (РМ-4, РМ-6,3, РМ-8, РМ-10, ГТД-110, Д049). Кроме того, разработаны газоперекачивающие агрегаты и энергоустановки на базе перечисленных двигателей, для чего создано специализированное конструкторское бюро и специализированное производство.
В НПО «Сатурн» М.Л. Кузменко возглавил работы по созданию совместного российско­французского двигателя SаM146 для российского регионального самолёта Sukhoi SuperJet 100 и провел его сертификацию (получен Сертификат Типа EASA и АР МАК). Под его руководством осуществлена закладка и доводка двигателей нового поколения для семейства истребителей Сухого. Одновременно по заказу ВВС Индии создан двигатель для учебно-боевого самолета АЛ-55И.
Михаил Кузменко является лауреатом премии Ленинского комсомола, премии им. А.Д. Швецова, премии АССАД имени В.Я. Климова, награждён орденами «Знак Почёта» и «За профессиональную честь, достоинство и почётную деловую репутацию» II степени, медалью «300 лет Российскому флоту», Почётным дипломом Международного конгресса промышленников и предпринимателей, нагрудным знаком «Почётный авиастроитель».
В июне 2010 года Президент РФ подписал Указ о награждении Михаила Кузменко государственной наградой — орденом почета.

Добавляйте и рекомендуйте:
  • Twitter
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Блог Я.ру
  • LiveJournal
  • МоёМесто.ru
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Blogger
  • Блог Li.ру
  • PDF
  • Print
  • RSS


Рекомендуем:

  • 17.07.2014 Скорая жилищная Помощь (0)
    Когда твои коммунальные проблемы решаются так долго, что, кажется, выход один - наводить порядок самостоятельно, не дожидаясь чужой помощи, не нужно опускать руки. Там, где тяжело добиться […]
  • 29.06.2011 Про это с начальником ГАИ (0)
    3 июля Госавтоинспекция отметит свое 75-летие. И о солидном возрасте ведомство сообщает с гордостью. О том, в какой форме и с каким настроением подразделение УВД встречает торжественную […]
  • 04.07.2012 Счастливые мгновения (0)
    17 июня исполнилось 70 лет заслуженному тренеру России по легкой атлетике Вадиму Николаевичу Зюзину. Кроме этого высокого звания, он имеет медали за плодотворный труд, высший почетный знак […]
  • 09.05.2018 Ветеран войны стал почетным гражданином Рыбинска (0)
    9 мая на торжественном митинге, посвященном празднованию 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, ветерану Александру Ивановичу Белову торжественно присвоили звание «Почетный […]
  • 21.09.2017 Испытание разрушителя (0)
    Сотрудники «Северного водоканала» испытывают новую технику. Небольшой прибор, получивший грозное название «разрушитель», позволяет прокладывать и менять коммуникации под землей, не нарушая […]