Темы 21 декабря 2011

В допуске отказано!?

Кому запрещено входить в рыбинские магазины?

«Вход с собаками запрещен», «С мороженым нельзя», «На роликовых коньках не въезжать» – подобные таблички на магазинах и кафе стали для нас привычной практикой. Но почему, кроме собаки на роликах с мороженым, персонами «нон грата» в рыбинских организациях торговли и общепита нередко становятся мамы с детскими колясками и фотолюбители – в общем, самые обычные граждане.

Запрещенные колеса

Юлия Макарова -­ молодая мама. За продуктами она привыкла ходить с детской коляской. И табличка «Вход с детскими   колясками  запрещен» – для нее далеко не сюрприз. По ее словам, такие объявления «радушно встречают» мамаш на  дверях некоторых магазинов, в том числе и детских (!), кафе и даже аптек.

­ Как правило, приходится сталкиваться с этим там, где помещение торгового зала очень маленькое и с коляской там не развернуться, ­ входит в положение продавцов «запрещенная» мама.

—  ­ Я, конечно, понимаю продавцов -­ они борются с воровством. Но все же страшно оставлять коляску на улице – вещь недешевая, приходится следить в окно, чтобы не украли. Да и с ребенком на руках делать покупки неудобно.

Но каково же было ее изумление, когда в одном из крупных продуктовых супермаркетов, не грешащих узкими проходами, путь ей решительно преградил охранник: «Не положено!». Юлия пыталась возразить, но он так сурово посмотрел на нелегальное транспортное средство, что ей стало не по себе.

Из нерадушного храма торговли ей пришлось ретироваться и отправиться за покупками в другой магазин – пусть более далекий от дома, но лояльный к маломобильным гражданам.

А вот другая жительница Рыбинска, столкнувшись с колясочной дискриминацией, терпеть не стала. Она подала на торговую компанию в суд с тем, чтобы взыскать 50 тысяч морального ущерба.

Все разрешилось в рамках досудебного урегулирования конфликта,  женщина отказалась от исковых требований, но тем не менее и грозное объявление, запрещающее вход с колясками, бесследно исчезло с дверей. Теперь в этом магазине очень любят маленьких детей в колясках, а их мам больше не считают людьми «не того сорта».

­ Закон – на стороне женщины с коляской, ­ четко обозначила юридическую сторону вопроса начальник отдела по защите прав потребителей городской администрации Светлана Пушкина. ­ Отстаивая свои права перед охранником, администратором или владельцем магазина, можно апеллировать к закону о защите прав потребителей: продажа товаров в магазине является публичным договором, и отказать в его заключении магазин никому не вправе.

Будьте готовы к тому, что охранник, указывая вам на дверь, преисполнится важности и сошлется на какое­нибудь распоряжение администрации магазина. При этом он, скорее всего, боится, как бы не пришлось соблюдать должностную инструкцию, а именно бродить по залу и следить, чтобы мамочка чего-­нибудь не стянула и не припрятала в недрах коляски.

На его требование покинуть заведение смело зовите администратора, любое другое начальство и заявляйте: это не вы, а они нарушают закон! Аргументируйте ответ. На этот случай бывалые «колясочницы» советуют иметь при себе распечатанный текст закона о защите прав потребителей.

Контрольный выстрел – вспомните главный документ нашего государства – Конституцию РФ. В ней сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (Вы видели когда­-нибудь, как мамаши­-диверсантки штурмуют с колясками атомную электростанцию или осаждают Белый дом? Бред…)

А это значит, что все самодеятельные запреты, не являющиеся федеральным законом, ­ всего лишь бумажки вроде «Машины не ставить – штраф лопатой по спине». Какими бы грозными ни казались, они не имеют под собой никакой юридической силы. И отказать в допуске на такие «стратегические» объекты, как «Продукты» или «Нижнее белье», вам никто не вправе.

Если природный нюх на неприятности не проявится у служащих торговли даже после того, как вы продемонстрируете свой юридический минимум,  и они продолжат грудью стоять на пути четырехколесного раздражителя, можно, конечно, покинуть заведение и, как Юля, «проголосовать ногами» в пользу другой торговой точки.

А можно и побороться с несправедливостью. Например, обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, отдел по защите прав потребителей, прокуратуру или суд, наконец. По вашему письменному обращению будет организована проверка, и при подтверждении факта нарушения администрация учреждения может быть наказана штрафом согласно КоАП. Также можно сделать запись в книге отзывов и предложений, но при этом помните, что реагировать на нее администрация магазина не обязана.

Что касается продавцов, то проводить профилактику воровства в торговом зале – дело, безусловно, нужное. Однако, по словам Светланы Пушкиной, делать это можно цивилизованными способами, не оскорбляющими достоинство покупателей. Как варианты – видеонаблюдение, специальные брелоки на товарах, которые звенят, если вещь хотят пронести «мимо кассы»; да тот же охранник может тактично, ненавязчиво проследовать за женщиной с коляской.

В число исключений, куда путь с детским транспортным средством может быть заказан, по закону входят музеи. Как памятники архитектуры, находящиеся под охраной государства, они вправе устанавливать запрет на вход с детскими колясками, руководствуясь внутренними нормативными документами. Но магазины явно не попадают в этот список.

Стереть из памяти!

Еще одно популярное и столь же неоднозначное табу в заведениях торговли и общепита – фото­ и видеосъемка. И хотя с жалобами в отдел по защите прав потребителей и исками в суд по этому поводу никто не обращался, но стоило опросить знакомых в социальных сетях, как примеры подобных историй посыпались один за другим.

Оказывается, в ситуациях, когда запрещают фотографировать в магазинах и коммерческих организациях, люди оказываются довольно часто. И при этом даже не подозревают, что это не они преступили закон, а, напротив, были нарушены их права.

Василий Пономарев готовился к семейному торжеству и отправился в магазин за подарками. Жене он решил купить фен. Но, оказавшись лицом к лицу перед огромным выбором достижений заграничной индустрии, растерялся. Фены возлежали на нескольких полках, были разного цвета, размера, с кучей непонятных насадок и функций и, соответственно, сильно «разбегались» по цене.

Дабы не попасть впросак, мужчина решил пожертвовать сюрпризом, но уж точно угодить супруге. «Была­-не была, — решил Василий, ­-  сфотографирую­-ка я все модели с ценниками на телефон. И покажу дома жене, посоветуюсь, пускай сама выбирает!» За этим благим делом и «застукал» его продавец­-консультант.

­ Молодой человек подошел ко мне, потребовал прекратить съемку и, что самое обидное, удалить из памяти все кадры, ­ расстраивается покупатель. ­ На вопрос, почему нельзя фотографировать, он ответил, что это… коммерческая тайна. Но там даже не было такого объявления!

Другим знакомым запрещали фотографироваться на фоне колбас и сыров в супермаркете; третьим сделали замечание в салоне сотовой связи и пригрозили выдворить из заведения. Видимо, продавцы и администраторы плохо изучали все тот же закон о защите прав потребителей. Иначе они бы знали, что все их требования безосновательны. Согласно закону, покупатель имеет право получать и использовать любую информацию о товарах, услугах любым удобным для него способом: пристально разглядывать, записывать в блокнот, а также снимать на фото и видео. Запретить делать это никто не может. Ни под каким предлогом. (Ограничения на фото­ и видеосъемку работают только в исключительных случаях. Это касается особо охраняемых режимных объектов, которым официально присвоен такой статус).

Чаще всего продавцы пускают в ход заклинание: «Частная территория!». А если припомнят еще и статью 209 Гражданского кодекса, в которой описываются права собственника, то действует безотказно.  Используйте оружие противника в своих мирных целях! Отсылайте еще раз повнимательнее перечитать эту статью. Там, в частности, сказано, что собственник имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться своим имуществом.

Но ведь, фотографируя, вы никак не ущемляете его прав. Более того, там же говорится, что, реализуя свои права, собственник не вправе ограничивать установленные законом права других лиц. Такие, например, как получать и использовать информацию о товаре.  И не важно, фотографируете вы исключительно из любопытства, собираете доказательную базу о несвежих продуктах или просто захотели запечатлеться на память у красивой витрины.

В любом случае запретить снимать в торговом зале вам не могут, а тем более заставить стереть сделанные кадры. А «преступление», в котором обвинили Василия, ­ вообще полный бред, говорят юристы. Общедоступная информация, какой являются ассортимент товара и цены, априори не может быть коммерческой тайной.

Отправляясь за покупками с камерой, помните, ваше право на получение и использование информации закреплено в Конституции (ст. 29), законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации», законе «о защите прав потребителей».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме