новости 25 января 2012

Размышления в супермаркете

«В середине января зашла в недавно открывшийся магазин в микрорайоне Копаево. Меня как покупателя с опытом удивила непонятная ситуация с ценниками. Чтобы было ясно, о чем я говорю, приведу пример. Среди моих покупок была 640-граммовая упаковка «Сосиски.РУ» по цене 176 рублей с копейками. Я подумала, что на ценнике указана цена за один килограмм этого продукта, как это делается в других торговых предприятиях. Не подозревая никакого подвоха, положила сосиски в корзинку и двинулась дальше по магазину. Помимо этого, я еще взяла мороженое. В витрине-холодильнике их было три наименования и всего один ценник, на котором была указана стоимость — 8 рублей 60 копеек. Поразмыслив, решила, что все три вида стоят одинаково. Однако на кассе выяснилось, что мои логические выводы неверны. Мороженое мне пробили по цене 16 рублей 80 копеек, что до сосисок, то выяснилось, что они стоят почти на сто рублей дороже, чем я думала. На мой вопрос администратор зала ответила, что на ценнике указана цена за упаковку, а стоимость килограмма пресловутых мясных изделий — 270 рублей за килограмм. Не слабо! Если учесть, что в других магазинах эти сосиски стоят намного дешевле, в пределах двухсот рублей. Я уже не удивляюсь, когда разница в цене на один и тот же продукт в разных магазинах варьируется, но зачем же тогда ставить на людей психологические ловушки, разве нельзя вместе с ценой за упаковку товара, указать и стоимость за килограмм? Ведь если взять те пресловутые сосиски, то рядом на витрине лежали другие, в ценнике на которые была указана цена за килограмм. Что за избирательный подход? Еще одна интересная подробность: в чеке, выбиваемом на кассе, стоимость килограмма продукта также не указывается. Если это не обман, то что же? В общем, после похода в новый супермаркет решила, что больше сюда не приду никогда».

Николаева В.

 

Хитрый ценник

 Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся с ситуацией, в которую попала наша читательница: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе он пробивается по другой цене, в основном завышенной. Как правило, продавцы объясняют несоответствие цены на ценнике и на кассе тем, что якобы администратор не успел поменять ценник в зале, а в компьютер кассы уже внесена новая стоимость, при этом сердобольно разводят руками: мол, ничего поделать с этим нельзя. Как разрешить данную ситуацию? Кто прав? И надо ли платить дороже?

Конечно, продавцы лукавят. Они делают упор на то, что пока товар не куплен, он — собственность магазина, а такие слова, как «переоценка», «забыли поменять» и «не хотите — не покупайте», вроде как снимают с них ответственность. Но нет, не снимают! Будь на месте вас проверяющий из Роспотребнадзора, магазин поплатился бы серьезным штрафом за столь грубое нарушение правил торговли. Фактически магазин нарушает Закон о защите прав потребителей: покупатель должен заплатить за товар цену, указанную продавцом на ценнике. Согласно п. 1 ст. 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор. П. 2 ст. 10 уточняет: среди таких сведений должны быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара. Еще один документ, который порой грубо нарушается, — Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Согласно п. 19 Правил каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником, на котором должны быть разборчиво указаны наименование продукции, сорт, цена за вес или единицу. Поэтому никакие объяснения о забывчивости поменять ценники или другой партии товара не могут стать основанием для покупки по навязываемой вам завышенной цене. В ситуации, когда кассир уже пробил чек, деньги уплачены, а после этого вы обнаруживаете, что истратили больше, чем планировали, вы также имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы или обменять товар на деньги. При этом следует ссылаться на статью 12 Закона «О защите прав потребителей». Так что проверяйте чеки, не отходя от кассы. Третий документ, который исключает подмену цены, — это Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности статья 14.7. Согласно ей предоставление недостоверной информации о цене товара — прямой обман потребителей. Если магазин отказывается продавать вам товар по указанной цене, возвращать разницу и уплаченные деньги, требуйте жалобную книгу и подробно изложите ситуацию, что вам был пробит товар по неправильному ценнику. Если вам отказано в предоставлении книги, обращайтесь с письменной жалобой в Роспотребнадзор и в организацию по защите прав потребителей. В качестве доказательства нарушения могут быть свидетельские показания, изложенные в жалобе и подписанные самими свидетелями, фотографии ценника и чека. По вашей жалобе будет проведена проверка магазина и выписан административный штраф на основании статьи 14.7 КоАП. Администрации магазина неправильные ценники обойдутся в 10-20 тыс. руб., а его работникам — в 1000-2000 руб. Более того, если Роспотребнадзор выяснит, что ценник на витрине не соответствует цене в накладной, на самом ценнике нет росписи ответственного лица, отсутствует печать, нет точной информации о продукте и даже на рекламных ценниках нет печати и росписи, администрация магазина будет оштрафована на очень приличную сумму.

Некоторые нюансы в оформлении ценников и этикеток с указанием цены имеются в том случае, если речь идет о весовом товаре, фасованном в заводскую упаковку и развешиваемом непосредственно в торговом предприятии. В первом случае производитель снабжает товар специальной этикеткой, на которой указывает не только свое название и наименование продукта, но и вес упакованного товара. В данном случае задача продавца снабдить его ценником с указанием стоимости за килограмм. Если же продавец сам фасует товар, то каждый пакет, упаковка также должны содержать вкладыш или этикетку с указанием цены за килограмм продукта и стоимости отвеса.

Что касается требований к содержанию чека, то в обязательном порядке в нем должны отражаться следующие реквизиты:

— наименование организации;

— идентификационный номер организации-налогоплательщика;

— заводской номер контрольно-кассовой машины;

— порядковый номер чека;

— дата и стоимость покупки (оказания услуги);

— стоимость покупки (услуги);

— признак фискального режима.

По сути дела, продавец вправе не указывать стоимость килограмма весовых изделий в чеке.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме