Темы 15 февраля 2012

Цвет Маковских

Если художники в трех поколениях штурмуют высоты реалистического метода, — это редкость. А когда их творения собраны вместе в одном выставочном зале, — это почти фантастика. В Рыбинском музее-заповеднике работает выставка работ семи представителей яркой художественной династии России – Маковских.

«Маковскими» открывается передвижная выставочная серия «Ваши любимые художники», посвященная знаменитым русским мастерам XIX века. Концепция этой культурно-просветительской миссии родилась в стенах Ярославского художественного музея. И роль дебюта в большом проекте не случайно досталась именно Маковским.

Пожалуй, вряд ли в истории России можно отыскать столь талантливую и художественно одаренную династию: семь представителей, три поколения. Они оставили богатое художественное наследие. На выставке в Рыбинске, как старые родственники после долгих лет разлуки, встретились более ста произведений живописи, графики, книг и журналов из фондов музеев Ярославля, Рыбинска, Переславля, Иванова, Костромы, Вологды.

Кто же такие Маковские? Родоначальником творческой династии был бухгалтер Экспедиции Кремлевских строений Егор Иванович Маковский. В 1830-50-е годы его дом был неформальным культурным центром столицы, сюда не зарастала тропа художников и музыкантов, актеров и писателей.

Хозяин, стоявший у истоков Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сам был одаренным рисовальщиком-любителем и страстным коллекционером. Неудивительно, что и дети, воспитанные в этой творческой атмосфере, посвятили свою жизнь служению искусству. Трое сыновей Маковских — Константин, Владимир и Николай — вместе с сестрой Александрой стали художниками, еще одна дочь — Мария — певицей.

Большинству из нас известны имена Константина и Владимира Маковских, которые еще при жизни снискали широкую славу. Несмотря на кровное родство, в искусстве их взгляды расходились диаметрально. Константин — это академическая манера письма, парадные портреты аристократов, а также сюжеты из глубины веков. Владимир — реалист, известнейший передвижник. Двух братьев не спутаешь на выставке. Вот блестящие портреты детей и светских львиц, где, по выражению живописца Ивана Крамского, цвета подобраны, словно букет.

«Боярышни на крыльце» 1884 года выдают в авторе большого знатока русской старины: в каких подробностях выписаны резные балясины крыльца, сарафаны и кокошники девиц и даже орнамент на ларце. Это, безусловно, Константин. А вот остроумная зарисовка «Без хозяина». Слуга, развалившись в барском кресле, не выпуская тряпку из рук, затянулся сигарой — воображает… Такой психологизм и тонкую драматургию могли воплотить только кисти Владимира Маковского. Он же, с его вниманием к деталям и живым юмором, выполнил иллюстрации к повестям Гоголя. На выставке представлены литографии, посвященные «Пропавшей грамоте» и «Сорочинской ярмарке».

Николай Егорович и Александра Егоровна Маковские, пусть и не столь известные, как их братья, представлены на выставке как талантливые пейзажисты.

Следующее поколение Маковских продолжало жить искусством. Сын реалиста Владимира Егоровича, Александр, продолжил традиции передвижников. Завораживает его картина «Вечер», хронологически она из 1920 года, но не духом: летнее солнце клонится к закату, в его лучах играет пятиглавая церковь и отражается в реке, вдоль берега, по самой кромке, бредет одинокий монах.

Не растрепал революционный ураган и талант его двоюродной сестры — Елены Константиновны Лукш-Маковской. Большую часть жизни она провела в Европе. Ее имя — тайна для современного российского зрителя, но в искусстве австрийского модерна начала 20 века она была значимой фигурой. Ее дети продолжили художественную династию. Но это уже новая страница в биографии рода Маковских.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме