Темы 29 февраля 2012

Образовательный альянс

21 февраля в стенах СОШ №12 состоялась 10-я педагогическая конференция. Дважды в год те, кто сеет доброе, вечное, собираются вместе, чтобы обсудить, как улучшить качество обучения, освоить образовательные инновации.

У февральского форума всегда особая роль. Это не столько обсуждение проблем, сколько  взгляд в будущее. В текущем году он дал старт новой программе развития системы образования Рыбинска.

Тема «Формирование человеческого капитала как потенциал устойчивого развития родного города», пожалуй, впервые вывела педагогов на открытый диалог с властью. Члены городской администрации стали полноправными участниками конференции

Новая школа — новая жизнь

«Тема конференции принципиально важна. Человеческий капитал — главное, что обеспечивает конкурентоспособность любой системы: города, компании или страны, — подчеркнул глава Рыбинска Юрий Ласточкин. — От качества людей напрямую зависит качество города».

Бесполезно «форматировать» человека лет в шестьдесят, обучением и воспитанием нужно заниматься тогда, когда он еще в состоянии меняться. По существу, педагогическое сообщество как раз и работает с таким возрастом: детьми в детских садах, школьниками, учащимися техникумов и вузов, создавая человеческий капитал города. Понимая всю важность этого процесса, администрация не может оставаться в стороне.

«Не секрет, что длительное время, последние 30-35 лет, материально-техническая база городских школ не обновлялась и в большинстве учреждений пришла в упадок. Для того чтобы сегодня привести ее в порядок, нужны средства, и немалые — сотни миллионов, но мы будем их находить, выделяя деньги из местного бюджета, привлекая областные и, если удастся, федеральные средства. Для нас принципиально важно привести все школы города в нормальное, цивилизованное состояние. Я совершенно уверен, что это самое главное вложение, которое должен сделать город», — озвучил глава города свою позицию.

И хотя насущных проблем в городе масса: в сфере ЖКХ, здравоохранении, жилищном строительстве — приоритет был отдан системе образования. «Нужно заниматься людьми» — такую задачу поставила городская администрация.

В 2011 году началась реализация городской целевой программы реформирования системы образования, в этом — планируется нарастить ее темпы. Счет вложениям пошел на сотни миллионов рублей, что является беспрецедентным. В текущем году будет введен в строй корпус «Запад» СОШ №12, около нее появится спортивное ядро, начнутся работы по ремонту бывшей 33-й школы.

Повернувшись лицом к образованию, городская власть в свою очередь призывает педколлективы к жесткой экономии ресурсов, чтобы вложения не съедались «коммуналкой». Сегодня каждый четвертый бюджетный рубль уходит на оплату ресурсов — это слишком расточительно!

Поэтому задача — в сжатые сроки привести все детские сады и школы в порядок: установить современные теплоузлы, утеплить, отремонтировать… Сэкономленные средства можно направить на развитие, покупку оборудования и зарплату педагогов.

Особое внимание городских властей будет обращено к Заволжью. То, в каких условиях сейчас там учатся дети, никакого отношения к современной жизни не имеет. В микрорайоне планируется построить новую большую школу. Сегодня идет ее проектирование.

В каждой школе накопилось немало проблем. Взять, к примеру, СОШ №3: здание старое, ветхое, окна не закрываются, не хватает специализированных кабинетов — и это лишь видимая часть айсберга. Глава города настроен решительно: «Мы будем расчищать территорию рядом с учебным заведением, делать пристройку, стадион. Школа должна иметь все необходимое для обучения: современный спортзал, актовый зал, спортинвентарь, информационные возможности».

Будущее города — в наших руках!

С большим вниманием участники конференции выслушали первого замглавы Леонида Можейко, который, кстати, по своему первому образованию — педагог. Он констатировал, что Рыбинск еще не оправился от постсоветской реструктуризации и перестройки.

Утратив часть промышленного и инновационного потенциала, город не сумел полностью восстановить свое место в экономике страны. Каждый год рыбинск теряет 2000 жителей. здесь две причины: превышение смертности над рождаемостью и отток рыбинцев из города. Но ситуация поправима.

«Можно за 3-5 лет достичь таких позитивных изменений, которые позволят говорить об  устойчивом развитии, сделать так, чтобы люди захотели здесь жить и работать. И это вполне посильная задача», — уверен докладчик.

Вот почему уже сегодня городская администрация концентрирует ресурсы на улучшении всех сторон жизни горожан: создании удобных жилищно-бытовых условий, расширении возможностей для интересного досуга, обучения, развития, обеспечении социальной и экологической безопасности, что в конечном итоге сделает Рыбинск привлекательнее для проживания.

Вкладывая средства в образование, городская администрация вправе выступать в роли социального заказчика, определяя школе «техническое задание». Каким же должен быть идеальный городской житель на пороге школы, чтобы плодотворно трудиться на благо родного города, способствовать его развитию и успешно отвечать на вызовы времени?

По мнению Леонида Чеславовича, это должен быть человек с четко выраженной мотивацией — внутренней способностью ставить цели и их добиваться, с активной жизненной позицией, умеющий работать в команде, потенциальный лидер. Современная школа должна стать моделью общества, где молодой человек сталкивается с условиями реальной жизни, а не просто усваивает набор предметов.

Она должна трансформироваться в определенный социум, который развивается по всем направлениям: решает задачи физического совершенствования, работает с семьей, развивает культурно, учит работать в команде. Город заинтересован бороться за своих лучших выпускников, а они должны стать конкурентоспособными как в России, так и за рубежом.

Завтра создается сегодня

Еще 10 лет назад учителя не могли и мечтать об интерактивных досках и компьютерах. Обычная доска, мел и слово были оружием педагогов. Но и раньше, и сейчас вектор работы городской системы образования был направлен на улучшение качества предоставляемых услуг.

Сегодняшний день школы во многом определяют принятый на уровне правительства РФ новый ФЗ «Об образовании», инициатива «Наша новая школа» и переход на федеральные образовательные стандарты второго поколения.

Перед департаментом образования стоит немало важных задач: совершенствование содержания образовательного процесса, укрепление материально-технической базы, расширение сети учебных заведений, в частности, возвращение в строй ранее перепрофилированных дошкольных учреждений, создание в школах комфортных условий для обучения, работа с одаренными детьми.

По словам директора департамента образования Риммы Брядовой, этот год станет годом начала реализации новой городской целевой программы развития системы образования. В ее основу легли муниципальные инициативные проекты.

В рамках программы намечено продолжить реконструкцию и капремонт учебных учреждений, модернизацию пищеблоков, спортивных залов, медблоков, школьных библиотек. Актуальным остается выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов и организация центра дистанционного обучения. Получат свое развитие вариативные формы дошкольного образования, расширится и укрепится взаимодействие школ с социальными партнерами.

Пока, судя по результатам Интернет-анкетирования, проведенного среди рыбинских учителей, городские школы еще не в полной мере соответствуют современному уровню образования. И дело не только в материально-технической базе. Возможно, надо менять не только содержание образования, но и методы педагогического воздействия.

По мнению гостя конференции, представителя ярославского института повышения квалификации, кандидата искусствоведения Кирилла Сапегина, образовательные реформы не затрагивают психологию учителя и пробуксовывают не столько из-за ветхости школ, сколько из-за неготовности учителей воспринять инновационный сценарий.

Его основные предложения — введение метапредметов на стыке науки и производства, конструирование образовательного маршрута, создание на базе школ бизнес-инкубаторов, надпредметных объединений, семейных клубов.

Идея индивидуального образовательного маршрута нашла отражение в ходе конференции. Каждый из присутствующих мог принять участие в одном из форумов идей и дискуссионных столов. В процессе неформального общения учителя высказывали свои мысли, генерировали идеи, делились наработками в сфере повышения эффективности управления образовательным учреждением, взаимодействия с социальными партнерами, организации непрерывной профессионализации кадров, выстраивания индивидуальных образовательных программ.

Учительский форум прошел достаточно динамично, вселил оптимизм и уверенность в позитивности грядущих изменений и стал хорошим заделом на будущее.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме