новости 21 марта 2012

Требуется… учитель

Пожалуй, нет такой профессии, которая бы была столь уважаема в нашем обществе, как профессия учителя. Предвижу, что найдется немало читателей, которые захотят поспорить с этим утверждением. Скажут, если так, то почему тогда в школах наблюдается нехватка педагогов, почему молодежь не считает это поприще таким уж завидным? За примером далеко ходить не надо, практически в каждой рыбинской школе есть вакантные должности. Как решается эта проблема, мы поинтересовались у заместителя директора департамента образования Светланы Смирновой.

— Светлана Владимировна, насколько актуальна для нас проблема нехватки учителей?

— Кадровые проблемы существовали всегда. Жизнь есть жизнь: люди переезжают, уходят на пенсию. Плюс ко всему имеет место тенденция увеличения числа классов в школах, мест в дошкольных учреждениях. Поэтому возрастает потребность в педагогических кадрах.

В настоящее время у нас в дефиците учителя начальных классов, в разные школы города требуется 21 педагог. Также вакантны девять ставок учителей математики, восемь — английского языка, свободны шесть мест учителей физической культуры. На данный момент школы испытывают дефицит педагогов группы продленного дня. В условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов вторая половина дня у детей начальной школы должна быть организована. И если это направление деятельности целиком возлагать на учителей начальных классов, то мы должны понимать, что качество их основной работы от этого не улучшится. Сейчас нам необходимо девять педагогов групп продленного дня.

Продолжает оставаться острой ситуация с учителями технологии у мальчиков. На данный момент открыто четыре вакансии учителей труда. Трудовое обучение часто оказывалось на второстепенных ролях. Но это направление работы очень важно — дети не могут постоянно сидеть за партой в статичном положении, необходимо развивать мелкую моторику рук, пространственное представление, учиться создавать продукты собственного труда. Дефицит кадров на предприятиях подтверждает, что необходимо менять ситуацию, уделяя внимание модернизации школьных мастерских, а также профориентационной работе, которая бы повышала в глазах учащихся именно рабочие специальности.

— Статистика по педагогическим вакансиям вырисовывается отнюдь не радужная…

— Материальный аспект играет значительную роль в ее улучшении. Совсем недавно было принято решение в целом по стране увеличить заработную плату педагогам школ до средней по экономике региона. В свою очередь в Ярославской области решили, что соразмерную прибавку должны получить и воспитатели детских садов. Не остался в стороне и город — на муниципальном уровне было принято решение об увеличении заработной платы этой категории педагогов на 2 тысячи рублей. Конечно, нельзя сказать, что заработная плата педагогов становится достаточной, но то, что она не самая низкая в сравнении с другими профессиями, — это факт.

Например, молодой специалист, устраивающийся на работу в школу и имеющий среднее специальное образование, получает ставку 5780 рублей, плюс 30% надбавки. В результате получается сумма 7514 рублей. Это без учета того, что нагрузка может быть чуть больше, чем положенные 18 часов, плюс к этому можно взять на себя классное руководство. Учителя физической культуры имеют возможность поработать в вечернее время в рамках программ дополнительного образования.  Но парадокс в том, что молодые педагоги, сетуя на маленькую заработную плату, отказываются от классного руководства, не всегда берут дополнительную учебную нагрузку.

Будем откровенны, по сути, молодежь уходит из школы, столкнувшись с первыми же профессиональными и бытовыми трудностями. Как ни крути, сложно их винить в этом: выпускники нашего педагогического колледжа, а также педагогического университета, чтобы решить квартирный вопрос и другие насущные бытовые проблемы, находят себе более хлебные места — учителя математики и информатики устраиваются в кредитно-коммерческие учреждения, учителя химии находят себе применение на производстве.

Помимо нехватки учителей, остро стоит вопрос и с воспитателями детских садов — на данный момент вакантны 29 ставок.

— Будет или нет стимулировать престиж работы в школе такая поддержка, как субсидирование учителей по жилищной ипотеке?

— Думаю, со мной многие согласятся в том, что профессия учителя требует особых условий в плане организации домашнего быта: надо готовиться к урокам, решать творческие задачи в максимально комфортных условиях.

Для того чтобы стабилизировать ситуацию, еще в 2011 году премьер-министром РФ Владимиром Путиным губернаторам областей было дано поручение рассмотреть возможность разработки программ, предусматривающих льготы при получении жилья педагогами. В Ярославской области такая работа началась еще в минувшем году. В результате появилась областная программа АИЖК в сфере ипотечного жилищного кредитования. Но участвовать в ней, как выяснилось, может далеко не каждый педагог. По документам на каждого члена его семьи должно приходиться не больше 10 квадратных метров общей жилплощади. Есть и другие ограничения. Например, по стажу работы.

Но уже двое наших педагогов из школ №№17 и 41 получили заветные сертификаты. Одна учительница живет в общежитии в Волжском. Вторая вместе с четырьмя родственниками прописана в однокомнатной квартире. Чтобы создать хоть какие-то условия для комфортной жизни и работы, семье приходится жить на съемной квартире. Сумма, которую им выделили на пятерых, значительная —
1 миллион 350 тысяч рублей. По их расчетам, на приобретение выбранной квартиры им потребуется еще миллион рублей. При этом на протяжении пяти лет они смогут выплачивать эту сумму, не загоняя себя в финансовый тупик.

Люди оценили преимущества участия в этой программе. Для учителей, а также медиков существуют значительные преференции. К примеру, рядовые граждане, участвующие в программе льготного ипотечного кредитования, могут воспользоваться субсидией государства в размере не более чем 300 тысяч рублей, в то время как максимальный размер безвозмездного первоначального взноса для бюджетников (педагогов и медицинских работников) значительно выше — от 300 до 500 тысяч рублей. Это так называемая субсидия №1, которая рассчитывается исходя из количества человек, входящих в семью педагога.

Если речь идет о специалисте в возрасте до 30 лет, который только недавно пришел на работу в образовательное или медицинское учреждение, то принять участие в программе он может после того, как отработает 6 месяцев по специальности, и при условии заключения трудового договора сроком как минимум на пять лет. Педагогу более старшего возраста необходимо иметь стаж работы не менее двух лет и трудовой договор на тот же период.

Пять лет — оправданный срок. дело в том, что на его протяжении идет погашение суммы, которая включена в общую стоимость жилья. По особым процентным ставкам за каждый год: в первый год ежемесячно за счет государственных средств погашают 50% от установленной ежемесячной выплаты, но не более 10 тысяч рублей; второй год — 40% и далее по убывающей. Получается, что в зависимости от стоимости жилья, его метража можно получить безвозмездно значительную сумму от государства. Программа работает на условиях софинансирования: часть средств предоставляет область, часть — город.

При предоставлении документов в банк  требуется и справка о доходах. Понятно, что не многие учителя могут похвастаться большой заработной платой, поэтому было принято решение разрешить участие в программе и членам семей педагогов, но не более четырех человек. Система гибкая, и немаловажно то, что банковские проценты по программе относительно невысокие — порядка 8%.

Естественно, что лимит средств не безграничен, поэтому в соответствии с законом отбор кандидатов на участие в программе достаточно жесткий. Соискателям необходимо собрать немало документов, тем не менее, это того стоит.

Проблема с жильем для работников образования очень актуальна. К примеру, на участие в программе на данный момент претендуют семьдесят человек. Но еще раз повторюсь, что критерии отбора очень жесткие. Каждый случай индивидуален, и порой на пути к заветной цели возникает много подводных камней.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме