новости 3 апреля 2012

Кто в доме хозяин?

Председатель совета дома Виктор Шевелев рассказывает, как выстроил свою работу.

До 17 июня 2012 года в каждой многоэтажке, где более  четырех квартир, не создано ТСЖ, нет жилищного кооператива, должен появиться совет многоквартирного дома. Исключение составляют жилые новостройки, сданные в эксплуатацию после июня минувшего года.

Инициатива нужная — сходятся во мнении многие, поскольку заставляет граждан проявлять большую активность, сообща решать актуальные коммунальные  вопросы, возникающие под их общим кровом: от заключения договоров с управляющими компаниями до контроля качества ремонтных работ.

В нашем городе уже появился один из первых советов — в многоэтажке по адресу: улица Плеханова, дом №41. Когда встал вопрос о том, кто в него войдет, то здесь  долго не раздумывали — выбрали по одному представителю с каждого этажа, а председателем стал Виктор Шевелев.

Мужчина многие годы преподает в РГАТУ  и никогда в жизни не  предполагал, что придется разбираться в хитросплетениях жилищно-коммунального законодательства.

«Когда большинство членов совета поддержали мою кандидатуру на пост председателя, поначалу немного растерялся. По моему мнению, на такой должности должен быть человек помоложе, чем я. Но молодежь желанием взять на себя такие обязанности не горит, поэтому пока мне приходится осваивать новое для себя дело», — говорит рыбинец.

О том, какие шаги Виктор Шевелев предпринял на своем ответственном посту, мы узнали подробнее.

— Виктор Васильевич, с чего вы начали свою работу?

— Мне всегда хотелось разобраться, почему так много возникает проблем  в жилищно-коммунальном хозяйстве. Наш дом — не исключение. Я живу здесь уже тридцать лет, но за это время ни разу не был свидетелем каких-то разительных перемен в плане ремонта, а ведь многие годы жильцы исправно оплачивали соответствующую статью расходов.

Когда приступил к своим новым обязанностям, прежде всего получил отчет управляющей компании ООО «ЖКУ» о работе, проведенной в нашем доме в прошлом году.  Первым делом в глаза бросилась строка «остаток средств», согласно которой мы имеем минус в размере 750 тысяч рублей.

— То есть за минувший год жильцы дома еще и должны остались?

— Точно так. За исключением нескольких жильцов, большинство исправно платили за «коммуналку». Естественно, мы попытались разобраться, по каким статьям расходов образовался такой долг. В результате выяснилось много любопытных нюансов. В частности, дом задолжал 177 тысяч рублей за горячее водоснабжение.

Предприятие ОАО «НПО «Сатурн», которому принадлежит котельная, подающая горячую воду в наш дом, указывает на необходимость расчета за свою услугу исходя из количества жильцов, проживающих в одной квартире, а не по факту потребления. Сейчас многие граждане ставят индивидуальные приборы учета ГВС и в результате получают значительную экономию, но при такой позиции поставщика ресурса люди, не знают, как им быть.

Как пояснил мне руководитель нашей управляющей компании, сложившаяся ситуация обсуждалась и  на уровне администрации города, но окончательного решения проблемы пока нет. На мой взгляд, она абсурдна еще и потому, что  поставщик холодной воды — МУП «Водоканал» — придерживается кардинально иных методов работы — начисления за потребленный ресурс они делают строго в соответствии с показаниями приборов учета. Этому предприятию наш дом не задолжал ни копейки.

Для того чтобы переломить негативную ситуацию с долгом по оплате за отопление, сейчас всерьез прорабатывается вопрос об установке общедомового счетчика. По предварительным подсчетам, это обойдется жильцам дома в 400 тысяч рублей. Для меня до сих пор непонятно, почему такой прибор стоит, как не самая плохая иномарка, но факт остается фактом. Как показывает практика, вполне реально в таком доме, как наш, добиться значительной экономии за отопление — порядка 300 тысяч рублей в год. Конечно, наши жильцы в легком шоке от предстоящих затрат, но все до одного понимают — это необходимо сделать, для того чтобы разрешить спорную ситуацию.

Большой долг — 453 тысячи рублей — дом накопил за содержание и ремонт жилья. В эту строку входит очень много пунктов.

— И каждый из них обоснован?

— На мой взгляд, как раз-таки нет. Некоторые пункты требуют пояснений. Например, за управление нашим домом заплатили за год почти 40 тысяч рублей. Очень бы хотелось знать, на что конкретно идут эти деньги, кроме заработной платы сотрудников, а главное — насколько эффективна их деятельность.

На уборку придомовой территории наш дом в минувшем году потратил 134 тысячи рублей: по документам территория, прилегающая к нашей многоэтажке, составляет 1747 квадратных метров. В договоре с УК прописано, что лестничные клетки трех первых этажей должны убираться шесть раз в неделю, верхних — два раза. За такое практически ежедневное наведение чистоты жильцы платят отнюдь не мифические суммы — за прошлый год мы собрали 74 тысячи рублей. Но в полном ли объеме выполняются все эти работы по уборке? В общем, вопросов больше, чем ответов.

Наша управляющая компания отчиталась за текущий ремонт на 560 тысяч рублей. Мы по факту проверили выполнение работ, чем-то остались довольны, а чем-то нет. не обошлось и без претензий к сметной и фактической стоимости произведенных работ.

Не берусь утверждать, что все предоставленные расчеты с изъяном, но хотелось бы воочию увидеть нормативные документы, согласно которым производятся начисления, понять их обоснованность.  Речь не идет о праздном любопытстве.  Нам предстоит выбираться из долговой ямы, и, на мой взгляд, это можно сделать только разобравшись досконально — за что мы, собственно говоря, платим, и соразмерны ли траты предоставляемым услугам. Возможно, придется внести кое-какие корректировки в договор с управляющей компанией.

— Для того чтобы отследить расходование каждой копейки, необходимо обладать недюжинными знаниями в сфере жилищно-коммунального законодательства…

— Конечно, информационный голод имеет место. Главное, что ответ на любой правовой вопрос приходится искать самостоятельно. Еще хорошо, что нам удалось наладить нормальные взаимоотношения со своей управляющей компанией — она предоставляет отчеты о работе, обсуждение решения по тем или иным вопросам идет в режиме постоянного контакта. До этого наш дом обслуживала другая УК, руководство которой проблемы нашего дома просто игнорировало.

Бесспорно, хотелось бы быть более подкованным в коммунальных вопросах. Может быть, администрация города сможет заняться повышением правовой грамотности председателей советов многоквартирных домов? Можно было бы организовать обучающие курсы или что-то в  этом роде…

— Какую функцию совета многоквартирного дома и председателя, его возглавляющего, вы считаете одной из основных?

— Более всего импонирует то, что  по закону без нашего согласия управляющая компания даже не имеет права приступать к ремонту, все предполагаемые виды работ утверждаются, контролируются и принимаются членами совета и председателем.

Совсем недавно мы провели первое  собрание совета, на котором  рассмотрели список и смету ремонтных работ на текущий год. Часть отмели сразу. Тратить 400 тысяч рублей на ремонт подъезда членам совета показалось расточительством. Пока пришлось отказаться и от идеи установки пожарной сигнализации, стоимость которой составляет ни много ни мало
2 миллиона рублей. Первостепенными для нас является установка общедомового прибора учета горячей воды и ремонт кровли. Помимо этого, в план на текущий год по просьбе жителей  включен ряд работ по благоустройству. Например, ко мне обратился один из жильцов дома, инвалид, пожаловавшийся на неудовлетворительное состояние перил крыльца одного из подъездов, которые необходимо привести в порядок.

— Вы имеете право отслеживать качество выполняемых работ. При этом теоретически контроль за подрядчиками должен быть очень жесткий — и со стороны управляющих компаний, и со стороны городского департамента ЖКХ, но практика показывает, что порой его явно недостаточно — отремонтированные крыши начинают течь, с оштукатуренных стен слезает краска. Создается такое впечатление, что нужно следить за каждым шагом строителей, лично контролировать, как они забивают каждый гвоздь. Вы к этому готовы?

— Рачительный хозяин так и должен поступать, ведь в конце концов жить в этом доме ему, а не специалистам управляющей компании и департамента ЖКХ. Как я уже говорил, в самое ближайшее время мы планируем приступить к ремонту кровли. Дом не вошел ни в федеральную, ни в региональную программы капитального ремонта на этот год, но дальше откладывать решение проблемы нельзя — квартиры верхних этажей уже неоднократно затапливало. Сейчас я лично занимаюсь поисками подрядной организации, которая могла бы взяться за дело в кратчайшие сроки. Уже наведался в городской департамент ЖКХ, собрал необходимую информацию, посоветовался с руководством своей управляющей компании, но конечно же все подводные камни предусмотреть невозможно. Еще раз повторюсь, я не строитель и не эксперт, и среди членов совета нет специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства, поэтому нам самим интересно, как мы выдержим этот первый экзамен.

— Как вам удается совмещать общественный пост со своей основной работой?

— Если бы пришлось работать с 8.00 до 17.00, то вряд ли бы я мог выполнять обязанности председателя совета. Подобная  должность — удел людей, работающих по скользящему графику, или пенсионеров.  Все коммунальные конторы закрываются самое позднее в шесть вечера, успеть попасть туда вовремя не каждый может. а если учесть, что решение некоторых вопросов может затянуться, то  такая общественная нагрузка потребует много моральных и физических сил. Надеюсь, они у меня есть!

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме