новости 18 апреля 2012

Рыбинская «бизнес-няня»

Знаете ли вы, что около сорока процентов рыбинцев держат дома кошку? А о том, что спортом занимаются всего 33 процента горожан? И еще о том, что почти 70 процентов рыбинцев считают, что городу необходимы специальные велосипедные дорожки? Не знаете? А кандидат экономических наук Валерий Петровский, генеральный директор некоммерческого партнерства «Рыбинский центр развития деловой активности», задает эти и многие другие вопросы рыбинцам уже десять лет. И получает на них ответы. Поэтому он, наверное, самый осведомленный житель нашего города. И не только в отношении любителей кошек и велосипедных прогулок. Все, что касается малого бизнеса,

тенденций его развития, рисков и ожиданий, все это является предметом пристального внимания Центра, которому уже 10 лет.

Валерий Петровский изучает малый бизнес не из вящего любопытства. Он эксперт в социологических исследованиях и одновременно некий диспетчерский пункт для тех, кто уже занят предпринимательством или еще только намерен открыть свое дело.

А начиналось все 10 лет назад как проект под названием «Центр комплексного развития Рыбинского муниципального округа».

— Амбициозные задачи скорректировало время, — говорит Петровский сегодня. — Жизнь показала, что в Рыбинске наиболее востребована работа именно с малым бизнесом. Мы сотрудничаем и с крупными предприятиями, и с муниципальными учреждениями, но основная работа ведется с предпринимателями.

Что значит в понимании Петровского «диспетчерский пункт» для малого бизнеса? А все очень просто. В Центре развития деловой активности можно задать любой вопрос, касающийся предпринимательской деятельности, и немедленно получить на него ответ. Сюда можно прийти с идеей и через некоторое время уйти с готовым бизнесом. А можно и не уходить, а, открыв свое дело, поручить Центру ведение бухгалтерии, сотрудничество с аудиторами и риелторами, отношения с налоговыми органами и различными инспекциями. Собственно, здесь можно открыть свое дело и развить его до желаемых размеров.

— Мы подберем форму будущего бизнеса, — рассказывает Петровский. — Что это будет: ИП или ООО? Предложим предпочтительную систему налогообложения. Выберем грантовую программу и поможем защитить бизнес-план. Обучим основам предпринимательства новичков. И дальше мы можем сопровождать бизнес вплоть до регистрации иностранной рабочей силы и обеспечения охраны труда, выбирая его оптимальное существование.

Собственно, оптимизация и есть основная работа Центра развития деловой активности. Оптимизация времени, денег, физических усилий. Да, все, что Центр предлагает, можно выполнить самостоятельно. Но не факт, что сделано это будет так же быстро, качественно и с меньшими затратами. Может быть, поэтому у Центра не иссякает количество партнеров. И, может быть, поэтому бизнес в Рыбинске настроен оптимистически.

— Несмотря на все препоны, малый бизнес в нашем городе развивается, — рассказывает Петровский. — И количество людей, желающих заняться собственным делом, не уменьшается. Это показали наши исследования, проведенные в прошлом году. 47,5 процента опрошенных предпринимателей заявили о росте своего бизнеса. И только 16,8 процента — о его падении.

Конечно, тенденции развития бизнеса определяет не то, с какой интенсивностью нянчатся с ним в отдельно взятом городе. На эти процессы, в первую очередь, влияют экономическое развитие страны, изменение налоговых платежей. Но наличие организации, которая способствует появлению новых предпринимателей и помогает им в дальнейшей работе, безусловно, расширяет возможности малого бизнеса в Рыбинске.

— Для многих предпринимателей существует, например, вероятность получения грантов на развитие, — говорит Валерий Петровский. — Но, во-первых, не каждый знает о грантовых программах, и, во-вторых, умение составить бизнес-план с учетом требований программы — тоже наука непростая.

В числе партнеров Центра — почти половина тех, кто начал свое дело именно с помощью грантов. Например, в прошлом году семь человек защитили свои бизнес-планы по областной программе поддержки начинающих предпринимателей, и пять из них — это клиенты Центра развития. Всего же тех, кто с помощью Центра получил областные деньги и сегодня успешно их осваивает, около сорока.

Отдельное направление работы Центра развития деловой активности — это проведение социологических исследований. В этой области конкурентов у Петровского в Рыбинске, пожалуй, нет. Именно его организации поручаются самые важные исследования, которые в дальнейшем ложатся в основу городских программ, становятся предметом анализа сегодняшней ситуации и помощью в прогнозировании развития города.

Например, «Мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в городском округе город Рыбинск», проведенный Центром в 2011 году, выявил не только тенденцию устойчивого развития, но и предложил пути решения проблем.

Специалисты Центра считают, что инвестиционная политика малого и среднего бизнеса носит «осторожный характер». Лишь 14,9 процента респондентов заявили о том, что увеличение объемов производства было обеспечено дополнительными капиталовложениями. При этом бизнес ищет новые направления своего развития, о чем заявили 32,7 процента респондентов.

Исследователи сделали вывод, что «Общие показатели развития в 2011 году являются лучшими за последние три года. Рост темпов обеспечен в основном за счет увеличения использования производственных мощностей и потенциала предприятий, возросла и численность занятых на предприятиях участников мониторинга».

В числе основных проблем бизнеса — большие налоговые нагрузки и нестабильная экономическая ситуация. Актуальна и проблема высокой конкуренции, на которую указали 42,6 процента экспертов. И общая для большинства предпринимателей задача — недостаток квалифицированных кадров.

Участники мониторинга считают перспективным для экономики города развитие различных производственных направлений, строительства, услуг, оказываемых населению. Растет заинтересованность в участии бизнеса в таких сферах, как туризм, транспортные перевозки, организация досуга, оказание медицинских услуг. А вот интерес к торговой деятельности постепенно снижается.

Сбор данных является не основной задачей исследований. Выводы, которые делаются на основе мониторинга, могут стать руководством к действию не только городских властей, но и, например, банковского сектора экономики. Скажем, утверждение о том, что в своем развитии бизнес продолжает ориентироваться на собственные силы и средства, говорит о слабой роли кредитно-финансовых организаций и возможности увеличения рынка банковских услуг.

В любом случае социологические исследования, проведенные Центром развития деловой активности, находят практическое применение. Валерий Петровский вспоминает, как проводили мониторинг автобусных маршрутов для ПАТП-1 для оптимизации деятельности муниципального предприятия, как выясняли возможности внедрения банковских кредитных карт и потребительских кредитов.

Интересная работа была проведена в 2003 году, когда исследовались проблемы профессиональной ориентации молодежи в Рыбинске. Они ответили на вопрос, какие профессии нужно развивать для того, чтобы молодежь была востребована в городе. Сегодня, спустя почти десять лет, Петровский считает необходимым повторить исследования и сравнить результаты. В конце концов, проблема трудоустройства молодежи осталась, и решить ее можно, только хорошо понимая требования самих молодых специалистов.

Эта копилка знаний во многих отраслях экономики Рыбинска вкупе с наличием «диспетчерского пункта» поддержки малого бизнеса привели к тому, что сегодня Валерий Петровский с гордостью заявляет, что почти все, кто работал в течение десяти лет с Центром, успешно существуют и планируют дальнейшее развитие. А закрытие бизнеса происходит крайне редко.

— Бизнес растет независимо от чьего-то желания, — считает Петровский. — Если ты неленивый человек и у тебя есть упорство, ты всего достигнешь. Если нет — лучше и не начинать.

Упорства и желания у самого Валерия Петровского хватает не на одно дело. А сразу на все, которые появляются у него в процессе работы Центра развития деловой активности. Что вместе с наличием базы данных и умением анализировать информацию делает Центр настоящим помощником предпринимателей. «Бизнес-няня» — так называют некоммерческое партнерство в предпринимательских кругах. Скольких предпринимателей Рыбинска Центр вынянчил в течение десяти лет? Скольким бизнес-идеям помог родиться и успешно развиваться? Об этом не знает даже сам Валерий Петровский. Но ответ существует: конечно, многим.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме