Мнение 20 июня 2012

Книга судеб

Епископ Рыбинский Вениамин — о книге, где собраны истории гонений на священников и христиан в советском государстве.

«Это не должно повториться» — такой эпиграф как нельзя лучше подошел бы новой книге, которая готовится к выпуску издательством «Медиарост».

Книга «Все мы Христовы» — о пострадавших за Христа. Над ее созданием трудились  представители духовенства и рядовые горожане. Для всех было важным сохранить исторические сведения о временах гонений на Церковь и ее последователей, начало которым было положено в 1917 году.

У Рыбинска и сопредельных территорий есть свой скорбный счет — порядка 1000 судеб, поломанных советской машиной расправы, которые предстают на страницах книги. Эти люди могли бы верой и правдой послужить своему Отечеству, но государство отказало им в этом праве, вычеркнув их имена из парадно-титульной летописи страны, занеся в черный список. Оно буквально испытывало веру этих людей и, несмотря ни на что, многих не смогло сломить.

семья рыбинского священника Золотарева

Первая часть книги «Все мы Христовы» содержит 698 фамилий людей и их биографии (от «А» до «Л» включительно). Следующая часть завершит скорбный список. К сожалению, о некоторых людях известно очень мало, но создатели книги не пренебрегали и малыми сведениями, включив в нее даже фрагменты жизнеописания.

Как создавался этот труд, каково его значение — епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.

— Владыка, почему именно сейчас настал момент для выхода подобного издания в свет? Какие тому предпосылки?

— Работа по изучению судеб репрессированных священников, монахов, обычных верующих людей началась давно. Поводом к тому стало решение Священного Синода о выявлении священнослужителей, которых можно было бы канонизировать как новомучеников. Подобные поиски начались еще в конце 90-х годов.

На ярославской земле была создана специальная комиссия по канонизации, шла активная работа в архивах. В результате было представлено более девяноста имен священников и мирян, которых было предложено канонизировать. Кроме этого, исследователи изучали архивные документы, касающиеся многих других людей, исповедовавших православную веру. Их имен и жизненных историй, в которых было место подвигу во имя веры, становилось все больше.

Плюс ко всему и до этого в разных приходах земли ярославской были свои примеры, когда священники, монахини, миряне страдали за веру Христову. Все эти сведения ширились, периодически судьба того или иного человека становилась поводом для газетной публикации, но обширного издания, которое собрало бы всю необходимую информацию, не было.

Когда-то этот пробел должен быть восполнен. Идея издать такую книгу, где были бы собраны краткие сведения о всех репрессированных верующих, возникла еще четыре года назад. На сегодняшний день удалось собрать и перепроверить сведения о части репрессированных — пофамильный список пока завершен на букве Л.

Надеюсь, что выйдет и вторая часть этого труда. Первый том мы ждем уже в июле. Хотелось бы отметить, что помощь в подготовке издания оказал лично глава города Юрий Ласточкин. Большую благодарность хочется выразить и руководству издательства «Медиарост».

— Рядовые горожане могут как-то помочь?

— Думаю, что после выхода в свет первой части мы сможем получить от горожан какие-то дополнительные сведения о репрессированных верующих. Могут найтись родственники, обладающие как биографическими данными, так и фотоматериалами. Это история нашего города, нашего государства в период странного и мало изученного времени, и перед сегодняшним поколением стоит задача искоренить все белые пятна.

— Не зря говорят: нация, не помнящая прошлого, не имеет будущего. Издатели книги восстанавливают историческую справедливость, напоминают, какие страшные дела творились у нас недавно.

— Конечно, этот период не прошел бесследно и коснулся многих. Для Церкви это был большой удар. Только с конца 80-х годов началось возрождение.

Рыбинск и его история во время гонений на Церковь имел особый статус. Ведь именно здесь была столица Волголага, много лагерей. Книга содержит в том числе и имена священников, находившихся здесь в заключении.

В 20-е годы арестовывали в основном активистов, лидеров, людей, за которыми шли люди. История повторилась и в 30-х в несколько смягченном варианте — сроки заключения были немного меньше.
В 1937-38 годах даже выпускали разнарядки, сколько человек необходимо посадить, а сколько расстрелять. Именно в эти годы пострадало наибольшее количество верующих.

Волны массовых репрессий продолжались каждое десятилетие. Власть видела в Церкви своего противника и стремилась искоренить всех, кто был к ней причастен. Людей могли арестовать даже за факт знакомства с теми, кто посещал храм или служил в нем.

— Можно ли сказать, что, претерпев такие страдания, люди тем самым подтвердили преданность вере, прошли, если так можно выразиться, естественный отбор?

— Конечно, хотя  в то время были и так называемые обновленцы — люди, которые в угоду власти поступались  собственными принципами. Но, избежав репрессий поначалу, потом многие из них также становились жертвами системы.

В книге «Все мы Христовы» в первую очередь мы говорим о людях, которые не предали Иисуса Христа, не пошли на сделку с собственной совестью, не пожертвовали своей верой. Многие из них не вернулись, были расстреляны, те же, кому удалось выжить, впоследствии продолжали исповедовать православную веру и делились ей со всеми.

— Судьба кого из людей, упомянутых в книге, больше всего потрясла вас?

— Яркий пример — жизнь архимандрита Павла, который прошел лагерь, ссылку, но при этом остался добрым, жизнерадостным человеком. Живя на нашей земле, он помог очень многим людям.

Конечно, изучать архивы, а по сути, пропускать через себя судьбы невинно пострадавших людей очень тяжело психологически. Так, в одном из дел мы обнаружили факты, подтверждающие, что во время допроса людей пропускали через так называемый конвейер — попросту не давали спать несколько суток подряд. следователи сменялись один за другим, а несчастного заставляли бодрствовать и отвечать на бесчисленное количество вопросов, сознаваться в своих «преступлениях».

Нельзя было без горечи и сострадания смотреть на изможденные лица арестованных, запечатленных на фотографиях. У некоторых дату ареста и дату смерти разделяли всего три-четыре месяца. Хочется верить, что среди людей, служивших в лагерях, были и сердечные, добрые по своей натуре.

Возможно, благодаря их милосердию, немало арестованных окончательно не подорвали в застенках свое здоровье, вышли на свободу и продолжили свой нелегкий жизненный путь. Например, в епархии бухгалтером  работал Михаил Петрович Ярославский. Он дожил до глубокой старости и часто рассказывал о трудностях лагерной жизни.

— Какое напутствие вы могли бы дать людям, которые будут читать книгу «Все мы Христовы»?

— В первую очередь, чтобы каждый из нас отнесся с благодарностью ко всем пострадавшим за Христа, за их подвиг в лихие годы, понял, насколько тяжелы были их страдания за веру, и оценил их мужество и стойкость.

Мы, современные люди, должны быть столь же непреклонными, должны хранить свою веру, свои традиции, несмотря ни на какие трудности. У нас перед глазами есть пример людей, которые остались верными себе и Господу в самых тяжелых условиях.

Вера, традиции, Отечество — это понятия одного порядка. Сохранив и приумножив все  хорошее, что завещано нам предками, каждый человек может быть уверен, что его жизнь прожита не зря.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме