новости 11 июля 2012

Поезд идет по расписанию?

«Ходят слухи о том, что вскоре будет сокращено количество пригородных поездов. Причем эта напасть затронет всю область. Хотелось бы узнать, чем вызваны такие непопулярные меры и чем же мы, рядовые граждане, так провинились?»

Вера Николаевна Т.

Как выяснилось, перспектива сокращения числа пригородных поездов — не досужие домыслы, а угрожающая реальность. Подоплека этой нежелательной для многих горожан перспективы — материальная.

По данным, предоставленным компанией ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» — областной перевозчик пассажиров в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте, — в результате оказания услуг по перевозке по тарифам ниже безубыточного уровня, установленным Правительством Ярославской области, в прошлом году был получен убыток в размере более 330 миллионов рублей. При этом в целях компенсации части убытка Правительством области были выделены средства из областного бюджета в размере 90 миллионов рублей — сумма, явно недостаточная для того, чтобы покрыть понесенные затраты. Усугубляет ситуацию и то, что за 5 месяцев текущего года предприятие получило убытки в размере более 610 миллионов рублей, по прогнозам, на конец года эта сумма достигнет 1,7 млрд. руб.

Специалист по связям с общественностью ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» Алена Пахарева пояснила:

— Начиная с 2011 года ответственность за перевозку пассажиров в пригородном транспорте легла на наше предприятие. В соответствии с законодательством Российской Федерации организация транспортного обслуживания населения входит в обязанность исполнительных органов власти субъектов РФ (в нашем случае речь идет о Правительстве Ярославской области). Во взаимодействии с региональными органами власти формируется система социального заказа на пригородные железнодорожные перевозки, который определяет объем и стоимость таких перевозок на согласованных направлениях.

Ежегодно с субъектами РФ заключаются договоры на организацию транспортного обслуживания, в региональных бюджетах предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов от регулирования тарифов.

ОАО «СППК» предоставляет регионам расчеты экономически обоснованного уровня тарифов. Согласно методике федеральной службы по тарифам уровень экономически обоснованного тарифа состоит из расходов на аренду инфраструктуры — 1% (по Ярославской области более 3,6 млн. рублей) и подвижного состава (по Ярославской области более 490 миллионов рублей), а также собственных расходов компании-перевозчика. На основе этих данных складывается экономически обоснованный уровень тарифа (по Ярославской области он составляет 38,4 руб. за железнодорожную зону). Субъекты Российской Федерации в свою очередь принимают решение о стоимости проезда для населения (в нашем случае — 10 руб.) и возмещении из регионального бюджета убытков перевозчику (при недостаточной индексации тарифов).

Однако, несмотря на законодательство и договоренности, достигнутые в ходе рабочих встреч, вопрос о предоставлении компенсаций в полном объеме до сих пор не решен. Перевозчик несет убытки, которые лишают его финансовой возможности арендовать подвижной состав и выплачивать заработную плату работникам локомотивных бригад и специалистам, занятым на обслуживании и ремонте поездов. В сложившейся ситуации ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» находится на грани банкротства и вынуждена в этой ситуации искать пути снижения расходов. Может сложиться ситуация, когда из-за недофинансирования придется применять крайние меры — сокращать количество пригородных поездов либо снижать их периодичность и составность. Компания в настоящее время применяет все имеющиеся инструменты, чтобы не допустить этого и не снижать транспортной доступности пригородных перевозок для населения.

Обновлять подвижной состав, создавать для перевозки пассажиров более комфортные условия и как следствие повышать спрос на этот вид транспорта пригородная компания в одиночку не может. Развивать пригородный железнодорожный транспорт нужно и важно, но это возможно только совместными усилиями всех участников транспортного процесса.

Конкретную дату, когда будет сокращено количество пригородных поездов, в ОАО «СППК» не называют, насколько меньше их станет, также пока неизвестно, с уверенностью можно сказать лишь одно — если это произойдет, то коснется всего края. На данный момент по территории региона курсируют 75 пригородных поездов (именно на такое количество заключен договор с областью), через наш город проходит 13 по таким направлениям, как Рыбинск — Родионово, Рыбинск — Пищалкино, Рыбинск — Некоуз, и другим, не менее востребованным. Несмотря на то, что сезонность, время отправления и другие факторы влияют на наполняемость поездов, по статистике, она колеблется от 30 до 130%, именно летом, в разгар дачного сезона, сокращение количества пригородных поездов ударит по рядовым гражданам сильнее всего. Остается только ждать, пойдет ли ОАО «СППК» на эту меру или же проблемный вопрос решится мирным путем.

Кстати, перевозка пассажира поездом в зависимости от региона в 2,5-4 раза дороже, чем автотранспортом, потому что автобус не платит за инфраструктуру, ее оплачивает государство. Но полностью заменить железнодорожный транспорт автомобильным не получится: кое-где просто нет дорог, кроме того, потребуется серьезное расширение парка автоперевозчиков.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме