новости 29 августа 2012

Валерий Полетаев: «Абитуриентам с каждым годом сложнее»

Позади волнения бывших школьников и их родителей, закончен прием на очную форму обучения в вузы страны, подписаны приказы о зачислении.
О востребованных специальностях, основных тенденциях набора этого года, заблуждениях и планах на будущее мы беседуем с ректором РГАТУ
им. П. А.  Соловьева Валерием Полетаевым

— Валерий Алексеевич, пора подводить итоги набора.

— В этом году 750 человек подали заявления на очную форму обучения. Из них 150 поступило от выпускников техникумов, которые будут учиться по сокращенной программе.

Бюджетный план для головного вуза и обоих его филиалов в Тутаеве и Гаврилов-Яме был достаточно большим: 450 мест на дневном отделении для обучения по программам высшего профессионального образования (из них 30 мест — магистратура), 350 — по программам среднего профессионального образования, 55 бюджетных мест предусмотрено на вечерней форме обучения. В «первую волну» были заполнены  95% бюджетных мест. Во вторую  приняли еще 30 человек, полностью выполнив государственное задание этого года.

— А что касается выбора профессий: в экономисты «бегут» быстрее, чем в двигателисты?

— Выпускники бегут на этот факультет не потому, что любят экономику или менеджмент, а оттого что имеют недостаточную подготовку по профильным предметам, без которых нельзя поступить на технические специальности. Они еще как-то знают русский, математику, а из профильных предметов легче всего дается обществознание.

В целом  по приему тенденция прежних лет сохраняется: на социально-экономический факультет, несмотря на ограниченное число  бюджетных мест, было подано самое большое количество заявлений. следующими по интересу абитуриентов были специальности, связанные с информатикой и программированием, энергетикой.  Наименьший интерес был проявлен к специальностям машиностроительного профиля.

— Проще ли стало поступить в вуз?

— Напротив, абитуриентам с каждым годом сложнее. Требования по приему  ужесточаются — пороговые значения ЕГЭ постоянно растут. Количество бюджетных мест снижается, конкуренция возрастает. Если раньше она была только по таким специальностям, как «Менеджмент», «Экономика», «Прикладная информатика в экономике», когда за бортом бюджетных мест оставались студенты с достаточно высокими баллами, то в этом году были вынуждены искать другую образовательную траекторию свыше 20 человек с недостаточно высокими  баллами по информатике. Интерес к специальностям, связанным с информатизацией, обслуживанием и проектированием вычислительной техники, не уменьшается, а только растет. Так, на  специальности факультета «Радиоэлектроника и информатика» был конкурс 3 человека на место. Проходной балл поднялся до 170 со 154 прошлогодних.

— Увеличился ли набор на специальности энергетического машиностроения в связи с созданием в Рыбинске нового предприятия?

— Интерес к специальностям энергетического толка также постоянно растет. Это касается как теплоэнергетики, так и электроэнергетики. В этом году у нас по обеим специальностям конкурс был достаточно высоким (2,5 человека на место), абитуриентам пришлось преодолеть минимальный порог в 160 баллов. Вырос и набор. Когда мы только открывали эти специальности, было всего 8 бюджетных мест. А в этом году их уже 40 (!).

К энергетическим очень близка специальность «Электроника и наноэлектроника». Ее открытие —  веление времени. Возможно, скоро в нашем городе появится завод, который будет выпускать непосредственно электрические машины и системы управления. Тогда в Рыбинске будут не только собирать электроагрегаты, но и делать обе части: и газовую турбину, и генератор. Для наших будущих энергетиков всегда найдется работа по проектированию или обслуживанию энергетических установок.

— Базовой специальностью для РГАТУ всегда была «Авиационные и ракетные двигатели». Сохраняется ли к ней интерес?

— Интерес возрос, потому что у нее есть одно неоспоримое преимущество: это единственная в вузе специальность, которая имеет пятилетнюю подготовку. На других специальностях ребята учатся 4 года по системе бакалавриата. Но всем понятно, и в первую очередь работодателю, что бакалавр —  «недоделанный» работник. Фирма обречена заниматься его профессиональной подготовкой. По окончании бакалавриата надо будет думать о магистратуре, особенно если выпускник попадает на место, где требуется творческая работа — создание, конструирование техники, а не просто ее обслуживание, если он захочет роста, основанного на глубоком погружении в свою профессию. Но магистратура не резиновая. Менее 10% выпускников из этого набора через 4 года смогут поступить на бюджетные места в магистратуру. Больше мест нам не дают, хотя заявлений намного больше. поэтому, чтобы продолжить свое образование, придется учиться платно.

— Учителя, родители часто ориентируют выпускников школ на вузы Москвы, Питера….

Такой выбор очень рискован. Зачастую родители и учащиеся не знают  ситуации в вузе, куда поступают, они живут с убеждением, что Москва, Питер гарантируют им высокое качество образования. Но это далеко не всегда так. Мегаполисы дают возможность, но не все студенты могут ей воспользоваться.

Уезжая в столицы, талантливые ребята растворяются в бесчисленном количестве умников и умниц, приехавших со всей страны. Вдумайтесь в цифры статистики: 60% поступивших на технические специальности в московские вузы их не оканчивают. В первую очередь страдают иногородние студенты. За счет них в основном идет отчисление. Кто-то переходит на факультет «пожиже», затем на платное обучение, а потом в коммерческий вуз. И все заканчивается торговлей сотовыми телефонами или сантехникой. Но разве это было целью? И таких примеров  масса.

— Возможно, выпускниками школ, уезжающими в другие города, движет желание вырваться из-под контроля родителей, получить свободу?

— Свобода эта мнимая, а сказки про то, что, учась, они будут подрабатывать, — еще одно безумие. Работать ни в коем случае нельзя,  по крайней мере, до 4-го курса, потому что вся эта работа пойдет в ущерб учебе. Результат ее будет нулевым, если вместо того, чтобы изучать науку, студент спит на занятиях или их прогуливает. Да и какие работы молодые люди смогут выполнять? Все эти грузчики, охранники в танцзалах, ночные сторожа — это верный путь к деградации, потере здоровья. Я приветствую только работу по будущей специальности, и только после 6 семестров! Имея за плечами незаконченное высшее образование, студент может работать в зависимости от своего профиля техником, технологом, администратором сети, помощником менеджера, то есть по специальности… Тогда работа станет частью обучения, и это очень здорово поднимет человека в профессиональном плане. Все остальное не развивает, а ворует время, которое должно быть посвящено целиком учебе. Она проще не стала, наоборот, требует еще больших усилий.

— Как изменилась материальная база вуза? Чем порадуете студентов?

— Все средства, которые университет зарабатывает, мы вкладываем в материальную базу. За последние годы смогли отремонтировать корпуса и оснастить почти все  кафедры современным оборудованием. В этом году у нас полностью обновлена учебная база кафедр: «Общая и техническая физика», «Высшая математика» «Сопротивление материалов». Сделан не только ремонт помещений. Появились новые лабораторные приборы, оборудование. В авиационном колледже — новая современная  библиотека и компьютерные классы. Все это, несомненно, повысит качество подготовки студентов.

Планы у нас большие: хотим в следующем году открыть еще один специалитет по машиностроительному и технологическому профилям, чтобы, имея за плечами 5-летнюю подготовку, наши выпускники были более интересны работодателю. Расширим спектр специальностей в магистратуре. Она откроется для управленцев и экономистов. Сегодня мы заканчиваем создание своего медийного телецентра, будем читать лекции иногородним студентам дистанционно. Новая форма обучения будет доступна не только для заочников, но и очников.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме