Темы 29 августа 2012

Загадки и легенды Рыбинска

Легенды Рыбинска: смешные и страшные, парадоксальные и символичные, старые и современные.

У каждого уважающего себя города должны быть легенды. Городские истории, которые передают из уст в уста и по определению не могут иметь документального подтверждения.

Есть свои легенды и у Рыбинска. Смешные и страшные, парадоксальные и символичные, старые и современные. Зачем? — спросит искушенный читатель. Зачем распространять мифы и верить преданиям? Затем что это интересно. А порой и достоверно. Потому что любое большое дело, будь то строительство города или открытие памятника, имеет свою историю. А история — штука многогранная. Она не только в археологических изысканиях и научных трудах. Она — в мелких деталях, воспоминаниях очевидцев, в рассказах, не претворенных в летописи, и мемуарах, не подтвержденных в архивах.

Например, бытует история, что в девятнадцатом веке по приглашению местных купцов в Рыбинск из Санкт-Петербурга приехал сам Мариус Петипа — основатель русского балета. Да не просто приехал, а работал в местном театре целых три года, выступал на его подмостках и ставил здесь свои балетные постановки. Представляете? Гений русского балета! Сам Петипа! Что могло привести в провинцию знаменитого танцора? Деньги? Или государева опала? Ответы на эти вопросы трудно получить, потому что никаких документальных свидетельств присутствия Петипы в Рыбинске не найдено. Однако легенда существует.

Еще одна история имеет совершенно конкретные исторические корни. Рыбинские купцы строили здания по проектам знаменитого Карло Росси. Фасады этих домов, выполненные в классическом стиле, действительно выделяются из общей массы старой рыбинской застройки своими архитектурными пропорциями и украшениями.

Достоверно известно, что проекты Росси являются образцовыми, то есть выполненными как образец для массового использования в застройке города. Как, например, серийные дома советской эпохи: сталинки и хрущевки — да простят нас архитекторы за эти сравнения. Более того, существует еще и такая версия: проекты эти, вышедшие из петербургской мастерской знаменитого зодчего, исполнены его учениками. Или такая: мастер сам, своей рукой, создавал проекты для провинции, но рассматривал их как черновые эскизы и оттачивал на них свое мастерство.

Принимая те или иные версии, мы выбираем не историческую достоверность, а оценочную категорию: то, что нам больше нравится, что тешит наше самолюбие и повышает оценку. Нам вот, например, нравится легенда о рыбинском фонтане.

Проект «Эволюция»

В 1967 году в Рыбинске началось строительство площади Юбилейной с суперсовременным по тем временам фонтаном. «Играющие» струи воды и светомузыка приводили народ в восхищение. Это сегодня фонтан кажется банальным, а по тем временам… Впрочем, говорят, что бытовал в умах рыбинских начальников проект, который мог взорвать мозг и наших современников.

Обезьяна, берущая в руки палку. До-исторический человек, добывающий огонь. Древний земледелец, средневековый воин, вальяжный купец и молодой инженер с книгой в руке или космонавт, вернувшийся со звезды. Вся эта «дарвинская» линейка развития человека в окружении искусственного водопада, обрамленная светлыми мраморными плитами.

Эволюция от обезьяны к ученому, от освоения огня к исследованию космоса. Эта отчаянная идея была предложена партийным начальникам Рыбинска и так же естественно, как естественна дарвинская эволюция, была отвергнута. Рулил в то время хрущевский минимализм.

Никаких документальных сведений о фонтанном проекте «Эволюция» не сохранилось. Остались лишь нечеткие воспоминания, которые сегодня рассказывают со смехом: вроде было что-то похожее, а может, ничего и не было.

А жаль, что «Эволюция» прошла мимо Рыбинска. Лишнее напоминание о том, что именно труд сделал из обезьяны человека, многим современникам явно не помешало бы.

Гигантомания

Рыбинск никогда не грешил стремлением к форме в ущерб содержанию. Практичность была основной чертой местных купцов и, похоже, передалась их далеким потомкам. Тем не менее некие идеи, которые вполне могли счесть бредовыми, зарождались в головах отдельных индивидов. Правда, там же и умирали.

Вот стоит на берегу Волги единственный в мире памятник бурлаку. Творческий порыв нашего земляка, скульптора Льва Писаревского в свое время воплотился в скульптурный эскиз — предварительный набросок будущего произведения. После смерти Писаревского в 1974 году 67 скульптур, включая эскизы, были унаследованы Рыбинском по завещанию автора. Среди них и наш бурлак. К празднованию 200-летия города его отлили из бронзы и установили на Стоялой улице, а затем перенесли на Волжскую набережную.

Но таким ли видел автор свое произведение в конечном итоге? Говорят, что Писаревский мечтал о гигантской скульптуре, установленной в центре Рыбинского моря. Представляете, сколь впечатляющим мог быть этот мрачный бурлак, выдвинувшийся из воды метров на пятнадцать-двадцать? Мог, но не стал. Да и неизвестно, посетила ли такая идея скульптора при жизни. Или была она сформирована уже после установки памятника теми, кто считает фигуру бурлака слишком мелкой для его бурной истории.

Идея установки скульптуры в Рыбинском море повторилась спустя сорок лет. И это уже другая и абсолютно достоверная история.

После скандального ухода в отставку бывшего мэра столицы Юрия Лужкова попал в опалу любимый скульптор московского градоначальника Зураб Церетели. К тому времени он уже осчастливил многие города мира своими произведениями, бесспорным достоинством которых признавалось одно — их гигантский размер. Иные художественные ценности подвергались большому сомнению.

Так и памятник Петру Первому в Москве вызывал, мягко говоря, неоднозначные эмоции. И в некий период времени активно обсуждалась идея переноса скульптуры. Например в акваторию Рыбинского моря. Озвучил ее президент Межрегионального общественного фонда «Институт города» Вячеслав Глазычев: «Его (Петра) можно перенести на водохранилище, и там он будет смотреться гармонично. Пусть люди с прогулочных корабликов любуются».

О том, как отнесся к идее сам Церетели, история умалчивает. Достоверно известно, что с тех пор он перестал активно радовать жителей Земли своими гигантскими творениями. Петр так и остался в Москве. А жаль. Какая была затея! Как величественно мог смотреться российский император, омываемый со всех сторон волнами Рыбинского водохранилища!

Рыбинский оберег

Подворье Югской Дорофеевой пустыни. Крестовая улица, дом 40. Здание это было построено в 1798 году, а нынешний вид почти без внешних изменений приобрело в 1877 году. Даже купол сохранился в отличие от многих других культовых построек Рыбинска, судьба которых более печальна.

Еще в начале прошлого века купол венчал православный крест. Вот его советская история не пощадила. Визуальной заменой кресту стал флюгер — визитная карточка зданий и одновременно прибор для определения направления ветра. Второе назначение металлического флажка сегодня уже неактуально. А вот украшать, придавать индивидуальность, отличать от других — эти функции флюгера популярны до сих пор.

Распространенным на Руси фигурным флюгером всегда был петушок, который символически является глашатаем нового дня и стражем города. На крышах Югского подворья — флюгер с силуэтом изящной птицы. Теперь этот пернатый, выполненный из металла и водруженный на купол бывшего церковного здания, провозглашает в Рыбинске новый день, оберегает город от всех неурядиц и стоит на страже благополучия его обитателей. Поэтому оторвите глаза от витрин первого этажа и посмотрите на небо. Вы увидите там много удивительного!

…И будет тебе счастье

В каждом городе есть места, с которыми связаны народные поверья. Нужно, скажем, прикоснуться к камню, постоять на мостовой, бросить монетку — и будет тебе счастье. В Рыбинске таких мест по меньшей мере три.

Начнем по порядку. Памятник поэту-песеннику рыбинцу Льву Ошанину известен в первую очередь как излюбленный объект фотоэтюдов и непременный участник свадебных и байкерских массовок. Редкий турист покидает Рыбинск без фотографии в обнимку с Ошаниным. А у местных школьников есть примета: если потереть ботинки бронзового поэта, непременно повезет на экзамене. И в результате этого тысячи раз повторенного ритуала именно туфли стали самым чистым и ярким местом памятника.

А для того чтобы вас не преследовали коммунальные проблемы, стоит обнять бронзовую фигуру водопроводчика, установленную на территории рыбинского «Водоканала». Но тут есть некоторые физические и моральные ограничения. Во-первых, Николаич, как прозвали скульптуру по имени прототипа, принимает не каждого, поскольку «живет» за забором «Водоканала». А во-вторых, надо уметь уважать любой труд, и только тогда Николаич поможет. Или все равно не поможет. В любом случае качество сантехники, как и усердие при подготовке к экзаменам, имеет первостепенное значение. А удача — штука непрогнозируемая, поэтому объятия и чистка ботинок могут и не возыметь никакого действия.

Ну а для верности, чтобы все-таки убедиться в реальности мира, можно попробовать вынуть из ножен шашку генерала Федора Харитонова, которая установлена на постаменте памятника. Говорят, вечная удача гарантирована. Но тут уж Бог в помощь, потому что эта генеральская шашка отлита из бронзы монолитно, и увидеть стальной клинок легендарного военачальника просто невозможно. Но это совсем не значит, что и пробовать не стоит. В конце концов, попытка — не пытка, а прикосновение к темляку сабли генеральского образца 1940 года заставит хотя бы рассмотреть красноармейскую атрибутику, а может, и почитать биографии прославленных земляков.

Остальные городские поверья более узко специализированны. Например, выпускники Рыбинского речного училища, дабы обрести профессиональную удачу, шьют одну большую тельняшку из трех обычных и надевают ее на фигуру бурлака. Так что, может быть, и хорошо, что стоит он не в Рыбинском море, а на Волжской набережной. Иначе кто бы помогал юным речникам достигать профессиональных успехов?

Брат или не брат?

Рыбинский мост через Волгу — сооружение, достойное внимания сразу по нескольким позициям. Во-первых, это первый мост в стране, сделанный не из сборного железобетона, а из монолитного. Во-вторых, на нем установлены чугунные парапеты, в то время как повсеместно строились только бетонные. И в-третьих, архитектором моста был Сергей Уланов, брат великой балерины Галины Улановой.

Но если первые две истории абсолютно достоверны, то третья — не авторство проекта, а родство с мировой знаменитостью — имеет все признаки легенды. С одной стороны, откуда-то все-таки взялась эта притча о родном брате балерины. С другой — никаких подтверждений никто предъявить не может. Был ли брат Улановой архитектором? Да и был ли вообще у нее брат?

Впрочем, на изяществе и конструктивных достоинствах рыбинского моста эта история сказаться не могла по определению. А вот стиль модерн в гражданскую архитектуру Рыбинска привнес точно родственник знаменитости — Николай Юрьевич Лермонтов. Был он пятиюродным братом знаменитого поэта и важной по тем временам особой. Именно ему, губернскому архитектору, рыбинские купцы заказали проект переустройства здания земства, что на Крестовой улице, 77. Проект этот после многочисленных переделок был принят, воплощен в жизнь, и дом, ранее занимавшийся Рыбинской уездной земской управой, ныне служит современным чиновникам.

…Это лишь некоторые городские истории, которые бытуют в качестве легенд и поверий в Рыбинске. Еще можно вспомнить рассказы о проекте установки на рыбинских шлюзах скульптуры «Рабочий и колхозница» и визите в наш город обласканной вниманием Сталина скульптора Веры Мухиной, который якобы имел место в тридцатых годах прошлого века. Кстати, знаете ли вы, что именно ей приписывают изобретение граненого стакана? Можно пофантазировать на тему наличия в украшении здания Новой хлебной биржи изображения павлинов — птицы, как известно, в наших краях невиданной. Или поговорить о том, как Екатерина Вторая, побывав в Рыбинске, величайше даровала в 1777 году статус города только потому, что был он богат, красив и приветлив. А ведь если следовать исторической достоверности, то указом этим, датированным третьим августа, учреждаются города по всей России, в том числе Мышкин, Борисоглебск и Молога. И Рыбинск лишь в числе многих и эксклюзивом похвастаться не может.

Можно попытаться ответить на вопрос, почему в 1907 году в Рыбинске вместе с полицейским архивом сгорела деревянная дозорная башня, призванная оберегать город от пожаров. Ирония судьбы или преступный умысел? Или узнать, где сегодня находится уникальный сейф из Рыбинского отделения Государственного банка России и ссудо-сберегательной кассы, в былые времена располагавшегося на улице Советской? Кому понадобилось это неподъемное соорудилище, составлявшее единое целое с одной из стен бывшего банка?

Много загадок хранит Рыбинск. И не каждый вопрос, заданный городом своим потомкам, имеет однозначный ответ, который может удовлетворить историка. И тогда появляются легенды. Их много. Но мы, как правило, выбираем те, которые нам больше нравятся.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме