новости 5 сентября 2012

Клеймо на порок: защитит ли маркировка детскую психику?

Могут ли телевизионные передачи и компьютерные игры побудить ребенка к бродяжничеству, занятию проституцией, употреблению наркотиков? Законодатели уверены, что могут, поэтому, несмотря на продолжающиеся споры и до сих пор невыясненные нюансы, в силу вступил федеральный закон № 252-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Интернет, радио и телевидение — вся аудиовизуальная продукция, которая может нанести вред детям, с 1 сентября находится под административным запретом и должна быть обозначена спецзнаком. Так, мы уже можем наблюдать промаркированные программы на телевидении. Классификация меток с предупреждением к просмотру начинается с категории 0+ и заканчивается 18+. С последней ситуация более-менее ясна, в законе четко прописан перечень запрещенной для распространения среди несовершеннолетних информации.

Какой ярлык «повесить» на программе, решают либо сами производители, либо распространители. По всей вероятности, четкого алгоритма пока еще нет ни у кого, поэтому и получить подробные комментарии о том, как же все-таки принималось решение на единственном рыбинском телеканале, выпускающем собственные программы, нам не удалось. «Мы действовали в соответствии с законодательством и по рекомендациям сетевых партнеров», — таков был официальный ответ. В ВГТРК «Ярославия» руководствуются тем же, однако в отличие от «Рыбинск-40» («Рыбинская Телевизионная служба Новостей» — 16+) областные «Вести» маркировать не станут, объясняя это форматом прямого эфира, детские программы «Ярославии» тоже не будут иметь ограничения по возрасту.

Большинство родителей склоняются к тому, что особой пользы данная «разметка» не принесет, ибо уверены в том, что самостоятельно справляются с тем, подходит ли контент той или иной передачи ребенку. Да и возымеет действие так называемый эффект запретного плода: увидев метку 18+, у детей может возникнуть неподдельный интерес к продукту, тем более если поблизости нет взрослых. Много вопросов остается у родителей к музыкальным каналам, где визуальная составляющая клипов уже породила категорию артистов, в народе прозванную «поющие трусы»: будет ли школьница, смотрящая канал, подражать, и нанесет ли ей копирование имиджа кумира вред? Если это так, то знак 18+ логично разместить практически на весь эфир. Кстати, несмотря на зрительское порицание откровенного поведения участников скандального проекта «Дом-2», ТВ-шоу присвоили категорию 16+.

А что с радио? Перед новостными выпусками ярославского региона появилось предупреждение о том, что информация не предназначена для детей младше шестнадцати. Однако тогда почему в преддверии композиций с сомнительным текстом («рюмка водки на столе», «снова курю, мама, снова», «лишь бы ты ходила голая рядом», «чем выше любовь, тем ниже поцелуи») об ограничении не предостерегают?

Идем дальше: то, что рекламу в учебниках размещать запрещено, согласиться можно, но как быть с тетрадями, на обложках которых изображены, например, герои любимых тинэйджерами «Сумерек»? Реклама книги — да, пропаганда насилия в виде вампиризма — вопрос. 

Закон также не допускает распространения рекламы, содержащей запрещенную для размещения среди детей информацию, в детских образовательных, медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, учреждениях культуры, отдыха и оздоровления, а также на расстоянии 100 м от них. Так, например, хозяин торгового павильона, находящегося неподалеку от школы, на дверях которого приклеен плакат, рекламирующий алкогольный напиток, скорее всего будет оштрафован. В рекламе также теперь нельзя показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях, в том числе побуждающих к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью.

Подводя предварительный итог, можно, конечно, полагаться на многолетний опыт западных стран в данной области, да и на тему воздействия информационного поля на психику ребенка написано немало научных исследований. Но не случится ли в нашей стране так: пометив то, что есть «плохо», мы забудем объяснить, показать, рассказать, спеть, что же «хорошо»? И оправдают ли ожидания силы и средства, брошенные на медиабезопасность?

Ольга Неробова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме