Темы 3 октября 2012

Школьные годы Ирины Подоляк

В педагогику она пришла случайно. Вместе с подругами-одноклассницами поехала поступать в педагогический институт, рассуждая так: не получится здесь, попытаю счастья в другой сфере. «Никаких романтических представлений и мечтаний у меня на сей счет в ту пору не было, просто, поразмыслив, я решила, что представляю себя в этой профессии», — рассказывает директор школы №10 Ирина Подоляк. Получилось так, что, по сути, случайно выбранная профессия стала судьбой

Она начинала свой педагогический путь  в школе №2, куда  устроилась старшей пионервожатой. В то время директором здесь работал Алексей Ломакин. Заслуженный учитель, ветеран Великой Отечественной войны. Человек, чье имя было широко известно не только в нашем городе, но и за его пределами, создал удивительную школу. Ее отличительной чертой была особая учительская дисциплина, профессионализм, ответственность.

Та профессиональная закалка, которую получила Ирина Львовна в коллективе под его руководством, та педагогическая выучка и тесные дружеские связи остались с ней  и по сей день.

— Что еще ценного вы вынесли из своего первого опыта работы в школе?

— Если в обычной школе удается переломить характер отношения ребят к учебе в сторону осознания того, что учиться – это престижно, то она уже будет выбиваться из числа рядовых. Со стороны кажется, что для детей это сложно. Но на самом деле стоит только почувствовать уверенность в своих силах, и их не остановить. Это я хорошо осознала на примере своих учеников. У нас даже младшие школьники принимают участие в таких мероприятиях, как городские олимпиады, научно-практические конференции.

— Но ведь это совместный труд?

— Конечно. Учитель выступает в качестве тьютора, научного руководителя, но при этом очень важна поддержка родителей. Что бы ни говорили, но их роль уменьшить или отменить совсем нельзя. Особенно в нынешнее время. Детей надо сопровождать, подстраховывать, быть чаще вместе с ними. Постоянное общение ребенка с родителями поможет им стать друзьями и единомышленниками. Хотя, надо признать, взрослым сейчас приходится нелегко: работа, которая нередко «не отпускает» за порогом дома, и прочие жизненные трудности, с которыми нужно справляться, накладывают свой негативный отпечаток. Но при всем этом они должны помнить — нельзя прикрывать неудачи собственных детей своей занятостью, семейной, бытовой неустроенностью. Нужно находить время для ребенка, пусть даже для того, чтобы объяснить ему, с какими трудностями сталкивается ежедневно его семья. Сопереживание – это тоже важно для развития ребенка.

— Сейчас многие ставят в пику учителям то, что они не похожи на своих предшественников и стали более, скажем так, прагматичными, относящимися к своей работе без фанатизма, в хорошем смысле слова.

— Категорически не согласна. При том, что времена меняются, профессия учителя продолжает оставаться творческой. Педагогов не штампуют на станках, они все разные, и это прекрасно, поскольку в школе было бы неинтересно учиться, если бы все учителя вели себя и общались с детьми одинаково. При этом я искренне считаю, если ребенок, заканчивая школу, вспоминает свою первую учительницу, одного-двух учителей из средних классов и двух-трех – из старшей школы, это замечательно. Невозможно любить всех, поскольку все не могут для одного человека быть хорошими.

У каждого свои методы, свой подход, и в конечном итоге плох или хорош учитель, становится видно по результатам, которых достигают под его руководством школьники.

— Как, на ваш взгляд, изменилась школа в широком понимании этого слова за те годы, что вы работаете в педагогике?

— Вектор приоритетов развернулся на 180 градусов. В пору начала моей педагогической деятельности, в 70-е годы, в школе превалировала внеклассная работа. Более того, она доминировала над всем. Пионерская, комсомольская организации, классные часы, бесконечные соревнования, утренники, собрания, вечера встреч и прочее, прочее, прочее. В такой ситуации, если школа могла выравнять урок с  внеклассной работой, то она относилась к разряду сильных учебных заведений. А если вытянуть образовательный процесс на главенствующее место не удавалось, то учебное заведение постепенно теряло свои позиции.

В современной школе доминирует обучение. Воспитание также присутствует, но оно становится более косвенным,  более изящно вплетенным в образовательный процесс. Учитель в первую очередь воспитывает своим примером, поведением и обращением с учениками. Когда у педагога все четко организовано, когда он действительно учит, школьники волей-неволей испытывают к нему уважение.

Удается ли это в нашей школе? Думаю, да. Знаю, что многие ребята гордятся, что учатся здесь. Такое отношение – заслуга коллектива, и это не пустые слова. Школа №10 – победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2006 года. Мы были первыми, кто заявился на участие в конкурсе с программой дистанционного обучения. Школа является областным ресурсным центром по дистанционному обучению, инновационной площадкой в рамках проектов «Сетевая библиотека» и «Самооценка образовательного учреждения». С 2010 года она входит в реестр лучших образовательных учреждений России. Радуют успехи наших учеников по ЕГЭ. Мы в четверке лучших образовательных учреждений по данным показателям в городе и области. В общем, нам есть чем гордиться.

— А как вы оцениваете свой вклад в такой результат?

— Я не могу говорить о каком-то своем вкладе, поскольку считаю, что все успехи школы – это заслуга педагогического коллектива.

Один человек ничего изменить не сможет. Даже если  в школе появляется замечательный во всех отношениях руководитель, но за ним не стоят такие же увлеченные, знающие свое дело учителя, то ничего не выйдет, любые попытки что-то изменить наткнутся на глухую стену и разобьются об нее вдребезги.

— Но роль директора нельзя сбрасывать со счетов. Расскажите, какое начинание было первым на вашей руководящей должности?

— Я стала директором в 2000 году. К тому времени школа под руководством Татьяны Павловны Ивановой уже заявила о себе. Больше всего сомнений было по поводу того, как удержать высокую планку. Ставка была сделана на создание высокопрофессиональной административной команды. Последние три года я занимаюсь в основном хозяйственными вопросами – ремонтом школы, детского сада – и спасибо моим коллегам за то, что значительную часть забот, связанных с образовательным процессом, они взяли на себя.

— Понятно, что современная школа должна быть в гуще образовательных событий, но насколько сложно в такой ситуации приходится ученикам? Сейчас только ленивый не говорит о том, как загружены учебой наши дети…

— Есть вещи, от нас не зависящие. Объем информации растет в геометрической прогрессии по отношению к количеству времени, отведенному человеку в его жизни, – это факт, и его нужно принять как должное. Многие, и в первую очередь родители, этого не осознают. Вспоминая, как  учились сами энное количество лет назад, они начинают проводить параллели и делают неверные выводы.  Когда тянет философствовать, лучше  вспомните, какая техника была у вас дома и на  работе пять, а еще лучше десять лет назад, и сравните с той, какой пользуетесь сейчас.

Я всегда говорю, да, загруженность учеников — это проблема, но вызвана она объективными причинами. На долю каждого нового поколения приходится гораздо больший объем информации, которую надо усвоить, чтобы быть успешным и востребованным в современной жизни. Отсюда и перемены в образовательной системе, которые не всегда понятны представителям старшего поколения. К примеру,  стоит ли удивляться, что сейчас школьные учебники представляют собой выжимку самого главного, основного материала. Из них уходят имена, даты, события. Для того чтобы иметь более развернутую картину по тому или иному направлению, ученик должен поработать сам: найти, докопаться до сути. Задача учителя в данном случае — заинтересовать и направить ученика так, чтобы он смог самостоятельно найти ответы на все возникшие у него вопросы.

— И напоследок расскажите о планах, перспективах, которые стоят перед руководимой вами школой?

— В первую очередь как можно скорее обжиться в новом здании. Переезд был делом непростым. Кстати, хотелось бы отдельное «спасибо» сказать всем, кто помогал нам со сборами, в том числе родителям, старшеклассникам, педколлективам рыбинских школ и детских садов, департаменту образования и всем неравнодушным людям.

Два просторных спортивных зала, современный пищеблок, актовый зал на 300 мест, отремонтированные от и до учебные классы – все это теперь в нашем распоряжении, и даже скептики, поначалу негативно относившиеся к произошедшим переменам, признали свою неправоту. Обновленная школа стала вторым домом для более чем 770 учеников.

Что касается ближайших перспектив, то школе предстоит принять участие в областном проекте «Школа – как центр дистанционного обучения». В его рамках мы должны получить современное техническое оборудование и оснастить им рабочее место каждого учителя. Все это необходимо для того, чтобы вывести образовательную услугу на новый современный уровень.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме