новости 10 октября 2012

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Мы живем в мире, где законы существуют сами по себе. Они умные, хорошие и стоят на страже порядка и справедливости. Но мы почему­то ими не пользуемся. Речь не идет об уголовном праве ­ это специфический раздел нашей жизни, с которым, к счастью, сталкивается далеко не каждый. Но мы ежедневно ходим, например, в магазины. И все, что в них происходит, тоже регламентировано законами ­ о торговле, о защите прав потребителей и, может быть, еще какими­то другими. Тем не менее, зачастую, отходя от кассы очередного торгового предприятия, мы задаем себе все тот же вопрос: мы существуем для них или они для нас? И никакая конкуренция не помогает продавцам и администраторам спуститься на грешную землю и осознать, что работник торговли ну никак не может причислить себя к касте неприкасаемых. И что живет он и зарплату получает только за счет покупателя и благодаря его деньгам. И уж никак не наоборот.

 

 

 

 

Супермаркет

С некоторых пор городские супермаркеты сделали упаковку продуктов платной услугой. Полиэтиленовые пакеты здесь стали стоить порядка одного рубля. Деньги по нашим временам, конечно, несерьезные. Тем не менее, проданный товар, даже если это упаковка, должен быть качественным. И в купленном фирменном пакете неплохо было бы дойти хотя бы до выхода из магазина.

­ Девушка, у меня пакет порвался, ­ говорит покупатель, пытаясь упаковать только что купленные продукты.

­ Это вы его порвали, ­ строго бросает кассир. Нет, не бросает. Она тявкает в сторону, даже не повернув головы, абсолютно уверенная в том, что покупатель, оставивший в ее магазине тысячу рублей, порвал своими покупками нежный рублевый пакет.

Бурная, но короткая перепалка окончилась победой кассира. Второй пакет, купленный у нее, оказался более прочным. И покупатель не смог его порвать.

Мелочь, всего один рубль, какой­то несущественный пакет. А нехороший осадок остался. Впрочем, в некоторых городских супермаркетах осадок этот и не проходит. Тележки для покупок стоят здесь как насмешка ­ проходы между прилавками настолько узкие, что даже с корзинами покупатели расходятся с трудом. Но более всего удивляют все те же кассы. Вот стоишь ты в очереди с тяжелым грузом, и поставить его можно только на пол. Даже разгружая на кассе товар, дабы заплатить деньги, ты держишь корзину на весу. Сама же касса зачастую плотно завешана крайне необходимыми покупателям товарами: жевательными и сосательными конфетами, презервативами, одноразовыми бритвами. Все это окружает кассира, защищая его от внешнего мира, и не оставляет места для того, чтобы поставить корзину и спокойно разгрузить продукты.

Информационное табло на кассе чаще всего не работает. Поэтому о соответствии истинной цены товара ценнику на прилавке ты можешь узнать только из уже пробитого чека. Ну, а о том, что ты еще должен метнуться за кассу и поставить в отведенное место корзину, прежде чем достать из сумки кошелек, говорить не приходится. Беда эта в каждом втором магазине Рыбинска.

А вот еще одна ситуация.

­ Как же так, я думала сахар стоит 28 рублей за килограмм, ­ стоит на кассе покупательница. Дело было летом, и цена сахара росла каждый день.

­ Это вчерашняя цена, ­ увещевала ее кассир. ­ Просто ценник на прилавке не сменили.

Ценник, аршинными буквами оповещающий о «старой» цене, был прочно прикреплен к боковой стенке прилавка с пачками сахара. Никакой другой информации в зоне видимости не было. А была она, оказывается, за углом, на большой корзине, где сахар стоял уже по новой, повышенной цене. И ценник здесь был обычный, маленький, с плохо читаемыми буквами и цифрами.

­ Сейчас сменим, ­ спокойно говорила администратор магазина расстроенной покупательнице, пытавшейся сэкономить на пяти килограммах сахара. Не бурная, но продолжительная перепалка окончилась здесь тоже победой магазина. Ценник, вводивший покупателей в заблуждение, учтен не был, сахар пробили по «новой» цене.

Очередной покупатель ­ и с той же проблемой. Банка рыбных консервов. На чеке ­ 45 рублей, на ценнике ­ 38. «Старая, старая цена, сменить не успели», ­ уверенно говорит кассир. «Не имеете права», ­ вступает в разговор другой покупатель, уже складывая купленный товар в пакет. «Мужчина, вы «пробились»? Вот и идите домой спокойно, а мы тут сами разберемся», ­ грубо отшивает кассир. «Да, да, идите от греха подальше», ­ поддерживает ее очередь.

Очевидно, цена в этих супермаркетах меняется каждый день и на все продукты. А писать новые ценники ­ тяжкий труд. Гораздо проще завести новую цену в программу и пробивать чеки правильно, так, как хочется магазину. Стоит ли говорить о том, что по закону ценой товара считается именно та цифра, которая указана на ценнике. А компьютерная программа ­ дело второстепенное и волновать покупателей не должна.

 

 

Салоны связи

 

Когда телефон перестает «видеть» сим­карту, это совсем не значит, что аппарат вышел из строя. Нет, это «сломалась» симка, которую должны заменить на новую в салоне оператора связи.

В Рыбинске три головных офиса МТС. Да­да, три, и все считают себя головными. Ни в одном из них симку не заменили. «Приходите в пятницу, может, подвезут», ­ вежливо говорили продавцы. Или, может, менеджеры ­ суть процесса купли­продажи от этого не меняется.

Замена запчасти, которая обеспечивает МТС поступление денег клиентов, дело для оператора невыгодное. Потому как покупатель за эту операцию платить не должен. И продавца не волнует, что несколько дней человек будет без связи, а значит, МТС ­ без его денег. Может быть, кто­то там, наверху, в самом головном столичном офисе, осознает глубину проблемы. Но здесь, на местах, бесплатная операция считается невыгодной по определению.

Симку сменили в тот же день. У агента МТС, который расположен через дорогу от одного из головных офисов. Моменту этому предшествовали дебаты.

­ Это не ваш паспорт, ­ говорила продавец (или менеджер?).

­ Конечно, не мой, а моей жены, ­ отвечал покупатель (или невыгодный клиент?).

­ На чужой паспорт меняют только в «головных» офисах, ­ нелогично продолжала продавец.

­ Но там симок нет, а у вас есть, ­ логично пытался добиться своего покупатель.

В результате и бурной, и продолжительной перепалки, в процессе которой была осуществлена попытка найти официальный запрет на смену «симки» по паспорту жены (безуспешная), сделано несколько звонков в ярославский офис (очевидно, «головнее» рыбинского), взаимных обид и упреков, новую симку покупателю выдали. И ушел он довольный с мыслью, что будет продолжать осчастливливать МТС своими деньгами.

О том, как работает сам оператор связи, подробно говорить нет смысла. Это и дубликаты СМС, которые якобы не были отправлены сразу, но затем отправляются в удвоенном количестве. И каждая из них оплачивается потребителем. Это и приходящие на телефон сообщения «вам звонили», но дозвониться не смогли, хотя и ты, и телефон были абсолютно свободными. А посему перезвони­ка ты за свой счет. Это, в конце концов, дозвоны с двадцать пятого раза, которые к заработкам МТС на первый взгляд не имеют отношения, но устойчиво формируют желание сменить оператора связи.

Не лучше ситуация и в «Билайне». Мой знакомый из Ярославля, приехав в гости в Рыбинск, оставил свой телефон в такси. Находясь на корпоративном тарифе «Билайн», баланс которого ограничивается даже не несколькими сотнями, а тысячами рублей, он попытался заблокировать свою симку. Не буду рассказывать, каких мучений стоило дозвониться до офиса компании. Многоминутное ожидание и общение с автоответчиком на тему «ваш звонок для нас важен, оставайтесь на линии» затем вылилось в многочисленные вопросы такого содержания: «ИНН фирмы, на которую зарегистрирован телефон, юридический адрес и т.д.». Может, кто и помнит наизусть «параметры» своей организации, но только в описанном выше случае, так как дело происходило в выходной, быстро выяснить всю информацию оказалось непросто. Одно непонятно, к чему такая перестраховка? Если уж какому­то шутнику захочется заблокировать телефон, то он легко найдет информацию о любой фирме на сайте налоговой инспекции. Что, впрочем, сделали и мы, добравшись до компьютера.

 

 

Поликлиника

 

Эта история может произойти в любом рыбинском учреждении здравоохранения. Сегодня номер поликлиники называть не хочется по причинам, понятным после прочтения истории.

Итак, врач выдал пациенту направление на УЗИ, написал дату, когда нужно прийти за талоном. Но в назначенное время талонов не было. Их выдали накануне. И было всего шесть штук на месяц.

Как же так, возмутился пациент. Вот ­ направление, вот ­ дата, где талон? Нет, и месяц не будет ­ ответили в регистратуре. За 400 рублей можете пройти УЗИ хоть сегодня. О том, сколько всего должно быть талонов и на каком этапе они исчезают, регистратура, естественно, не была осведомлена.

Пациент оказался не прост и решил выяснить, откуда талоны появляются и где в конечном счете исчезают. Но, пройдя несколько кабинетов, включая главврача, добился он только того, что врач ошибся датой и «больше так делать не будет».

Ни общее количество талонов на «бесплатное» обследование, ни место их «рождения» выяснить не удалось. Впрочем, будь пациент настойчивее и не встреться на его пути секретарь главврача, может быть, завесу тайны удалось бы приоткрыть. Но каждый решает свои задачи. Секретарь пообещала талон для пациента найти. И даже позвонить домой по телефону. И позвонила. И талон нашла. И все остались довольны. Нет, не все. Те, кто делает УЗИ за деньги или месяцами ждет счастливого случая, вряд ли вспоминают поликлинику добрым словом. Но, наверное, в штате каждого медицинского учреждения найдется секретарь, способный сочувствовать и сопереживать. И помочь пациенту получить то, что положено ему по закону, даже несмотря на современные платно­медицинские тренды.

В общем, даже в мелочах все зависит от человека. Если есть время, нервы и желание отстоять свои права, ты получишь именно тот товар, на который рассчитывал (смотри историю со сломанной «симкой» и талоном на УЗИ). Или хотя бы удовлетворение в виде письма в почтовом ящике со смыслом «извините» (смотри историю с сахаром). Если нет ­ плати и не устраивай дебаты у кассы, где очередь вполне может оказаться не на твоей стороне (смотри историю с пакетом и рыбными консервами). Но каждый раз, как герой Федора Достоевского, выбирай, кто ты: «тварь дрожащая» или право имеешь?

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме