Темы 17 октября 2012

Три судьбы Хлебной биржи

Рыбинск отметил 100-летие Новой хлебной биржи.

15 октября исполнилось 100 лет со дня открытия здания новой хлебной биржи. За свою жизнь оно сменило немало владельцев. Но вот что любопытно: в первых четырех годах ее истории, как в капле воды, отражается  все то, что случилось с биржей в дальнейшем.

«2 октября в 12 часов дня по случаю перехода в новое здание биржи будет отслужено молебствование с водосвятием, на которое и приглашаются члены Рыбинского биржевого комитета» ­ так писала об открытии здания новой хлебной биржи «Рыбинская газета» в 1912 году. Однако, как это нередко бывает, торжественное открытие пришлось отложить ­ до весны 1913 года, когда в сборе будет все волжское купечество. Но, увы, и тут не сложилось. Беда случилась на Волге в марте 1913 года.

Рок против пафоса

В октябре 1912 года в Рыбинск пришел караван судов из 288 барж. Его разместили на открытой воде у Петровского парка, так как места в гавани не было. Для охраны барж от ледохода были установлены ледорезы. Для их строительства по просьбе Рыбинского биржевого комитета министерство путей сообщения незамедлительно выделило 62 тысячи рублей.

Каждый ледорез состоял из 60 бревенчатых свай, забитых на глубину 2 сажени (более 4 метров). Над поверхностью воды они возвышались на 4 сажени, то есть почти на 8,5 метра. Основания заполнялись бутовым камнем. Строительство производила саратовская фирма «И.Г. Грингоф и брат», которая занималась и возведением пожарной каланчи в Рыбинске.

К марту 1913 года 21 ледорез стоял выше каравана по течению Волги, рабочие приступили к выколке судов изо льда, чтобы установить их в линию за ледорезами. Но… 14 марта в семь часов вечера лед неожиданно взломало пришедшим с верховья бурным потоком воды.

Образовались торосы высотой более 10 метров. Ледяная гора сломала ледорезы как спички. Из 288 судов уцелело только 50. Погибли десять судорабочих, двадцать пропали без вести. Это была настоящая катастрофа, которая потрясла всю Россию. Из­-за трагедии, безусловно, ни о каких пышных торжествах по поводу окончания строительства нового здания биржи не могло быть и речи. Тем не менее, жизнь продолжалась. Век новой биржи начался буднично, деловито.

Храм искусств

Торги в городе на Волге, где судоходство, а значит, и движение грузов, были делом сезонным. Деловая активность в большом биржевом зале кипела летом в рабочие дни. Но не думаете ли вы, что в остальное время шикарное здание пустовало? Рыбинские купцы не были бы собой, допустив подобное. Чтобы не упустить своей выгоды, они сдавали свободные помещения под проведение концертов, выставок, лекций.

Уже 26 октября 1912 года Рыбинский музыкально-­драматический кружок арендовал зал для проведения концерта за бешеные деньги ­ 100 рублей. На этот вечер вся меблировка в зале и ресторане передавалась в распоряжение кружка. 28 декабря 1912 года Рыбинское студенческое общество при Московском университете устраивает концерт-­бал в пользу «недостаточных», то есть малообеспеченных, студентов Рыбинска. Арендная плата составила и того больше ­ 200 рублей.

В марте 1914 года зал снимает регент соборного хора В.И. Нечаев для концерта духовной музыки. 16 марта того же года приват­-доцент санкт­-петербургского университета П.Ю. Шмидт читает здесь лекцию. Хлебная биржа помнит и художественные выставки, в частности, художника Волкова. Кто бы мог тогда подумать, что спустя восемьдесят лет, когда здесь разместится музей-­заповедник, все опять вернется на круги своя. Сейчас здесь вновь развешивают картины, звучит  музыка, слышны голоса участников различных конференций.

Каменный спаситель

Еще одна важная страница в жизни здания биржи ­ больница. А  первоначально ­ госпиталь для раненых и пленных на фронтах Первой мировой войны. В сентябре 1914 года в Рыбинск прибыл эшелон с 420 военнопленными, ранеными австрийцами. Их доставляли в здание биржи на конных экипажах и размещали там.

Члены Рыбинского общества физического развития и спорта переносили тех, кто не мог ходить самостоятельно. Газета «Вестник Рыбинской биржи» написала: «Большая толпа рыбинцев встретила австрийцев незлобиво, скорее дружелюбно. Те тоже не выглядели сильно огорченными».

В госпитале ухаживать за ранеными врачам помогали сестры милосердия, едва окончившие специальные курсы. В основном это были молоденькие девушки, дочери состоятельных граждан, купцов. Не удивительно, что некоторые из них влюблялись в своих первых пациентов. И даже причитающееся жалование медсестры тратили на подарки пленным.

В 1918 году биржа приняла в своих стенах штаб Красной гвардии. В Гражданскую войну ­ госпиталь для бойцов Красной армии. В 1921­1981 гг. ­ городскую больницу им. Пирогова. Многие посетители современного музея, гуляя по залам и экспозициям, вспоминают палаты, где их лечили, и главного врача больницы А.И. Лисовского, которому в текущем году тоже отметили 100­летний юбилей. Именно в стенах этого здания удивительный доктор впервые в Рыбинске сделал операцию на сердце.

Дом-­пароход

Затем зданию была уготована судьба речного вокзала. Горожане  начала века называли биржу домом-­пароходом. Внутри все было перестроено: появилась эстрада в большом зале, гостиничные номера, кассы. Но… в 1992 году городские власти во главе с В.Б. Мелехиным решили, что в здании должен располагаться музей. 18 декабря 1993 года Рыбинский музей-­заповедник распахнул свои двери для посетителей. Так «закольцевалась» история здания новой хлебной биржи.

      Оксана Гожалимова, заведующая сектором истории края Рыбинского музея-­заповедника

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме