новости 24 октября 2012

Трилогия о Рыбинске

Арт­холдинг «Медиарост» в этом году радует читателей новыми изданиями о Рыбинске, которые представляют стереовзгляд на город. Презентация трех из них ­ большого путеводителя, репринтного издания «Описание Рыбинска 1937 года» и серии открыток для детей ­ состоялась на прошлой неделе. Впереди ­ выпуск красочной книги для детей. Подробности о краеведческом издательском проекте ­ в интервью с директором арт­холдинга Виталием Горошниковым.

­ Виталий, почему вы решили выпустить сразу несколько изданий, посвященных нашему городу?

­ Все книги очень разные. Первая ­ «Рыбинск. 8 любимых маршрутов» ­ универсального характера, она нацелена на широкий возрастной диапазон и будет интересна как жителям города, так и туристам. Прежние издания такого рода давно распроданы, да и во многом они уже устарели. У детских изданий и репринта «Описание Рыбинска 1837 года» Гомилевского ­ своя аудитория. Публикаций о городе такого уровня для детей еще не было, как и старинных репринтных изданий. Таким образом, мы полностью заполняем пустующую нишу на книжном рынке.

­ Путеводитель «Рыбинск. 8 любимых маршрутов» обещает стать особенной книгой в ряде аналогичных изданий прошлых лет. В чем его уникальность?

­ О Рыбинске выходило немало книг разного качества. Авторский коллектив собрал и проанализировал все заслуживающие внимания публикации о нашем городе: старинные и современные книги, статьи, исследования. На основе этого анализа мы выстроили свою концепцию, которая вбирает в себя всё лучшее с точки зрения оформления и содержания. В частности, прекратилось кочевание из издания в издание недостоверных, сомнительных, непроверенных сведений из истории города, ­ здесь их не будет. Были привлечены сильные консультанты, историки, краеведы, культурологи: Сергей Овсянников, Александр Козлов, Наталия Лобанова и другие. Над книгой работала большая команда специалистов.

В эту книгу вошли емкие рассказы обо всех культурных и исторических достопримечательностях города, яркие факты, которые могут удивить читателей. История каждого объекта связана с именами интересных людей ­ их непростым судьбам посвящена отдельная рубрика.

Мы поставили перед собой цель ­ сделать лучшую книгу о Рыбинске. Живую, интересную, с максимально разнообразным иллюстративным материалом: редкие фотографии, старинные и современные, подчас неожиданные; карты, гравюры, репродукции картин.

К этому проекту только фотографов было привлечено порядка тридцати человек. Мы следовали очень простому и ясному принципу: на каждую тему, на каждый объект подбирали лучшую из возможных фотографий. В результате через наши руки прошло несколько десятков тысяч снимков.

­ Почему вы остановились на таком формате, как маршруты по городу?

­ Мы исходили из объективного взгляда на город, в котором живем. В результате структурно распределили материал так, чтобы объекты, факты и события каждой главы были привязаны к одному географическому пространству. Это действительно реальные маршруты, по которым можно пройти. После прочтения вам наверняка захочется совершить эти прогулки и по­другому посмотреть на знакомые улицы.

­ Репринтное издание старинной литературы о Рыбинске ­ тоже открытие на книжном рынке. Вы следуете определенному тренду в книгоиздании?

­ Репринтные издания сегодня  не сказать, что массовая мода, но действительно вполне определенный тренд в книгоиздании. Есть издательства, которые выпускают только репринтную литературу. Люди ее покупают, она востребована, так как удовлетворяет тягу ко всему старинному, необычному. И если старинный оригинал мало кто себе может позволить, да и читать такую книгу не будешь ­ она рассыплется в руках, то технология репринтного издания снимает эти вопросы.

Мысль переиздать «Описание Рыбинска 1837 года» пришла не случайно. Прежде всего, это первое издание, посвященное системному описанию нашего города. Сохранилось несколько экземпляров этой книги. Тот, что лег в основу публикации, предоставил Юрий Васильевич Ласточкин. Как исторический документ она не потеряла актуальности и сейчас. В большей степени «Описание…» будет интересно специалистам, людям, которых глубоко затянуло краеведение, студентам­гуманитариям, учителям, наиболее продвинутым школьникам. Книга вышла небольшим тиражом, поскольку мы четко понимали, что аудитория специфическая.

­ Книга «Рыбинск. Истории для детей», которая готовится к изданию, ­ это не первый «детский» проект вашего издательства. С чем связано желание просвещать подрастающее поколение?

­ Да, недавно был выпущен набор открыток по истории Рыбинска, они рассчитаны на начальные классы. Новая книга будет для детей постарше. Я сам в детстве очень любил историю. И сейчас понимаю, что время, потраченное на прочтение идеологизированных, схоластических книжек, было потрачено впустую. И очень сожалею, что тогда, когда память была восприимчивой, как губка, я ничего не знал об истории городов Ярославской области, где жил и родился. А ведь именно это нужно ребенку, чтобы он сформировался как человек, знающий историю, культуру, приобщенный к ценностям и исторической системе координат. Сначала нужно понять, по какой улице ты ходишь, а уже потом ­ в чем роль якобинцев во французской революции.

Изучение мира нужно начинать с того места, где ты живешь. Поэтому я убежден, что самые главные краеведческие книги обращены к детям. Это первая и главная их аудитория.

«Рыбинск. Истории для детей» ­ издание беспрецедентное на сегодняшний момент. Впервые выйдет в свет большая книга о городе, ориентированная на школьников 3­8 классов. Это серия историй, написанных доступным научно­популярным языком, где излагаются основные факты истории и культуры Рыбинска: начиная от Усть­Шексны до наших дней. Большой раздел посвящен рыбинским храмам, здесь рассказывается обо всех них.

Книга насыщена иллюстрациями ­ это оригинальные акварельные рисунки, созданные специально для нее художником Павлом Арефьевым. Над текстом работала Ольга Хробыстова. Научным консультантом выступил Сергей Овсянников, а литературным ­ Юрий Кублановский. Подготовка издания проходила в сотрудничестве с методистами департамента образования, чтобы и текст, и иллюстрации были правильно выполнены с точки зрения педагогики. Всё мы старались делать максимально качественно. Хотя бы потому, что эту книгу будут читать дети, а они халтуру сразу видят.

­ Вы своим детям дадите прочитать эту книгу?

­ Безусловно. У всех, кто работал над этим проектом, есть дети. Они, кстати, тоже ждут ее выхода. И мы старались сделать книжку как можно лучше, максимально интересную и полезную для их развития и воспитания.

­ Почти одновременно вы подготовили к изданию сразу несколько книг о Рыбинске. Это потому что наблюдается ощутимый спрос на краеведческую литературу?

­ Вообще есть спрос на хорошо сделанные книги. Если говорить о краеведении, то это особая область. В то же время огромный интерес сейчас наблюдается к всякого рода образовательным и развивающим, богато иллюстрированным изданиям, книжным сериям. И если такая книга сделана на краеведческом материале, на нее спрос будет однозначно.

Сейчас на книжном рынке складывается вообще очень интересная ситуация.  Огромный спад продаж пошел в сегменте бульварного чтива: детективов и любовных романов. И совершенно непредсказуемо в лидеры продаж 2011 года вырвалась книга в полтысячи страниц, на дешевой офсетной бумаге, без цветных иллюстраций, притом довольно дорогая. Это сборник рассказов «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Без всякой рекламы продано более миллиона экземпляров. Очевидно, что меняются приоритеты массового читателя. У нас тоже был интересный пример ­ с  «Записками пойменного жителя» мологжанина Павла Зайцева. Эта книга неожиданно для всех очень быстро продалась в розницу ­ все полторы тысячи экземпляров. Сейчас мы переиздали ее, дополнив еще цветными иллюстрациями ­ авторскими художественными работами.

 Что касается литературы о городе, то интерес к ней действительно ощутим. Прошлым летом мы выпустили фотоальбом «Рыбинск. Цветные сны», за год весь тираж разошелся, несмотря на то, что он был достаточно дорогой. Освободившуюся нишу заняла книга «Рыбинск. 8 любимых маршрутов». Уже сейчас ей заинтересовались крупные предприятия города, заключив договоры на покупку части тиража. Ее видят в качестве корпоративного сувенира, который можно подарить партнерам на выставках, встречах, конференциях, использовать в качестве новогоднего подарка.

­ Книгоиздание ­ дело весьма затратное. На какие деньги вы печатаете «рыбинскую трилогию»?

­ Все затраты целиком ­ вложения компании «Медиарост». Мы просто делаем качественный продукт и предлагаем его на продажу. Надеемся, что коммерческая судьба наших книг сложится успешно. Путь для этого простой ­ если книга сделана очень хорошо, она находит своего покупателя.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме