Темы 23 января 2013

Живое «Слово…» Александра Кокорина

Рыбинец Александр Кокорин разработал уникальную технологию — печать на бересте

К тысячелетию Ярославля и 825-летию памятника древнерусской письменности «Слово о полку Игореве» он выпустил книгу с иллюстрациями на этом древнем материале. Все образовательные учреждения города получили в дар это редкое издание. Коллективу художественной школы рукотворную книгу он вручил лично.

Это только на первый взгляд береста — вещь простая и привычная. Белые березки встречаются на каждом шагу — ну действительно, что в них может быть неизведанного и таинственного? Между тем деревья не так-то легко открывают свои секреты. Александр Кокорин бьется над ними уже не один десяток лет. Но вот удивительный факт — к бересте, этому исконно русскому материалу, мастер шел долгой дорогой — через моря и океаны, годы поисков, чтобы найти его… в местах, тесно связанных с именем графа Мусина-Пушкина — того самого, что 200 лет назад нашел «Слово о полку Игореве».

С корабля — в лес

Инженер-судостроитель по профессии, Александр Кокорин привык во всем доходить до самой сути. Восемнадцать лет он посвятил военно-морскому судостроению на горьковском «ЭРА» (электрорадиоавтоматика) — ведущем предприятии в Европейской части бывшего СССР. Тяжелая, напряженная, опаснейшая работа.

Всякий раз отправляясь на испытание кораблей, команда навсегда прощалась с землей, как летчики-испытатели. Средиземноморье, Африка — наш земляк побывал везде, куда страна отправляла на экспорт суда. В долгих командировках оставалось много свободного времени. Потому, чтобы не сидеть без дела, Александр непременно брал с собой кисти и краски. С пятнадцати лет он как самоучка занимался живописью, копировал картины известных художников. В одной из долгих поездок, в Ливии, инженер заинтересовался деревом.

«Жили за колючкой, нужно было чем-то занять себя в свободное время. Увидел там статуэтки экзотических африканских племен, — рассказывает умелец. — Решил попробовать копировать». Это была первая встреча с природным материалом, которому впоследствии суждено будет занять изобретательный ум нашего земляка.

Однако с началом перестройки привычный мир вокруг начал стремительно рушиться. Александр Кокорин один из первых остро ощутил суровый ветер перемен. «Последний съезд компартии. Как только я открыл его, сразу все понял. Наша работа больше не потребуется, диплом — в урну и до свидания. Эмоции в сторону, мы здесь ни при чем. Такова политика государства», — Александр Владимирович привык говорить без обиняков, напрямик.

Почувствовав свою ненужность, в то время многие люди с уникальным образованием сломались. Но Кокорин не из таких. В трудные времена он рискнул начать все сначала и вспомнить о своем давнем хобби. В 1987 году началась новая жизнь.

Так он пришел в Глебовскую школу учителем рисования и труда. Здесь случайно попался на глаза журнал «Сельская молодежь», где была статья о том, как рисуют на бересте. Идея увлекла сельского учителя в лес, на поиски самого русского материала, и стала главной исследовательской страстью на долгие годы.

 

Русский папирус

«На бересте наши предки писали еще тысячу лет назад! — с гордостью восклицает Александр Владимирович. — Известны берестяные грамоты новгородцев 11 века. Поэтому у бересты ассоциация с древностью очевидна. Это тот же папирус из пирамид, только наш, русский».

Однако на деле береста оказалась совсем не проста. Ничем на ней линию не провести. Если вспомнить, древние берестяные грамоты тоже не писались, а процарапывались. Возникла новая идея — не графику делать, а печать. Но как это осуществить технологически?

К решению сложной нестандартной задачи Александр Кокорин подключил ученых — химиков, биологов, технарей из вузов Москвы, Питера, Иванова. Первый оттиск появился в 2002 году — икона Казанской Богоматери. Такого не делал никто и никогда. Так в Рыбинске родился абсолютно новый вид декоративно-прикладного искусства — печать на бересте. Факт новаторства подтвердили в патентном бюро России.

Но, как говорится, нет предела совершенству. До идеального оттиска было еще далеко, как признается сам мастер. Для изготовления клише какой только материал он ни пробовал — пальмовое дерево, бук, яблоня, столетний дуб, пока не остановился на… пластике. Только на нем можно прожигать лазером тончайшие линии, которые не способны выполнить даже самые виртуозные руки мастера.

Техника печати весьма трудоемкая, требующая терпения и выдержки. «Сначала типографская краска распределяется валиком на зеркале, только так можно увидеть песчинки и пыль. Оттиск печатается под ручным винтовым прессом, — посвящает нас в подробности автор технологии. — Безупречный оттиск может получиться только на очень тонком, как папиросная бумага, слое бересты». Добыть такой — тоже целая наука.

«Береста — все равно что блокнот со склеенными страницами. И разделить их можно только два единственных месяца в году — в мае и июне, во время сокодвижения. Тут для меня начинается каторга!» — смеется мастер. Больше месяца он проводит в лесу. Подходящую березку выбирает тщательно. Она должна быть тонкой, гладкой и молодой, не старше 35 лет. А дальше — дело техники. Необходимо осторожно, чтобы не повредив кору, снять верхний слой бересты, чтобы дерево не пострадало. А потом вручную разделяешь их на тончайшие пластинки: сколько лет дереву, столько и слоев.

«Самое ценное в этом материале — это палитра цветов, — говорит Александр Кокорин. — У каждого листочка свой неповторимый оттенок: розовый, фиалковый, золотистый… Двух одинаковых не найдешь. Вот это разнообразие и есть самое ценное свойство бересты. А самое ценное, что есть в Ярославской губернии, — это «Слово о полку Игореве», — уверен он. И вот какое судьбоносное совпадение: первый листочек бересты был снят в Глебове, через Волгу от которого в старину находились угодья Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, обнаружившего «Слово…» в ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Так, спустя двести лет это произведение возродилось в новом виде.

 

Самый молодой раритет

«Слово о полку Игореве» с иллюстрациями на бересте уже на момент издания было признано специалистами как самый настоящий раритет, объединяющий под одним переплетом произведение декоративно-прикладного искусства и продукт полиграфии. На его издание Александр Кокорин получил областной грант.

Над небольшим тиражом (500 экземпляров) он трудился несколько месяцев. Логично предположить, что и стоить книга должна соответствующе, а значит, вряд ли будет доступна простому читателю. Однако у Александра Кокорина на этот счет свое мнение. «Это слишком серьезное дело, чтобы вмешивать сюда такие вещи, как деньги и какой-то бизнес. Книг слишком мало, поэтому их нельзя продавать. Их отдавать нужно!»

Добывая бересту в лесу, поворачивая ручку пресса, вручную приклеивая на каждую страницу берестяную гравюру, художник думал о детях. О том, чтобы о древней истории и ремесле наших предков узнало как можно больше школьников. Изначально он задумывал ее как учебное пособие по нескольким школьным предметам: русский язык, литература, история, изобразительное искусство. Было решено: живое, берестяное «Слово…» должно обязательно попасть во все школы Ярославля и Рыбинска. В столице региона познакомились с уникальным изданием в начале учебного года, в образовательные учреждения нашего города книги были переданы в дар в конце декабря. Отличный подарок к Новому году!

На прошлой неделе Александр Владимирович встретился с учителями и детьми художественной школы, рассказал им о древнем промысле. Реакция юных художников была одна: «Вау!» Теперь они с нетерпением ждут весенних дней, чтобы поскорее отправиться на заготовку бересты.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме