новости 23 января 2013

Разговор по душам о душе

Во время своего визита в наш город протодиакон Андрей Кураев провел авторский семинар в СОШ №12: рыбинские педагоги получили уникальную возможность встретиться и обсудить наболевшие вопросы с автором учебника «Основы православной культуры». Его советы и рекомендации по методике преподавания этого учебного модуля помогут педагогам в работе, позволят четко понимать цели и задачи курса.

Веление времени

Одной из приоритетных задач современной образовательной системы является духовно­нравственное развитие граждан России. Это веление времени, социальный заказ для школы, законодательно закрепленный в новом Федеральном государственном стандарте. В течение 2010­2011 учебного года в 19 субъектах РФ, в том числе в Ярославской области в экспериментальном режиме осуществлялось преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». С 2012 года курс стал обязательным для всех. Он включает 6 модулей ­ учебников для 4­5­х классов, дающих школьникам представление о нравственных идеалах, ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Что изучать: буддизм или православие, светскую этику или мировые религиозные культуры ­ решают родители.

 

Курс о человеке

«Наш курс о человеке, о том, как устроен представитель той или иной культуры, чем обусловлены мотивы его поведения. Это разговор об очень серьезных вещах, который мы в 4­м классе пробуем начать: радость тела и души, внутренний мир человека, табу, которые человек сам для себя определяет. Задача курса ­ привить школьникам навыки нравственного самосознания, научить реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в душе, на ожог совести», ­ уточнил Андрей Кураев.

Есть и другие задачи. Одна из них политическая ­ «дать ребятам добрым глазом смотреть на историю и культуру России». Это важно. Мы живем в эпоху глобализации, мир открыт, и надо иметь аргументы, чтобы остаться жить и работать там, где родился. Это возможно только при условии, если любовь к Родине для человека не пустой звук.

«Изучая православие, не нужно делать ребят мигрантами из 21­го века в давнее прошлое. Наоборот, убеждать, что это про них, про день сегодняшний, ­ напутствовал педагогов автор учебника и признался: ­ Секрет моего учебника в том, что с людьми невоцерковленными я разговариваю по душам о сегодняшних проявлениях добра и зла, чести и совести, верности и предательстве. Другие авторы пишут «для своего кружка».

 

Культура ­ ключевое слово

Да, это так, но разговор о культуре не означает разговора только об искусстве. Курс «Основы православной культуры» не является гидом по Третьяковской галерее, не знакомит с иконами Андрея Рублева. Это разговор не о гениях, а об обычных людях, которыми не обязательно восхищаться, но понимать надо. Это принципиально.

Разные культуры, этносы отличаются между собой не цветом глаз, а набором своих «культурных сценариев». Как принимаются роды, как пеленается малыш, отношение отца к детям, культура труда, праздника, старения ­ все это типовые поведенческие реакции в типовых жизненных ситуациях. Чтобы понять чью­то культуру или человека, нужно понять его «болевые точки», о чем он мечтает и чего боится. Этот курс не только даст представление о православии, но и поможет не причинять боль по неосмотрительности, незнанию представителям других религиозных групп.

 

Учить толерантности

Сегодня в обществе активно идут миграционные процессы, происходит перемешивание различных культур, вероисповеданий. Сплошь да рядом ситуация, когда в одном классе учатся представители разных религий… Факт, что далеко не все, приезжающие в центральную Россию, настроены «добрым глазом смотреть на русское православие». Во избежание национальных конфликтов на государственном уровне остро стоит задача воспитания уважительного отношения к представителям других религиозных культур. Но и они должны проявлять толерантное отношение к православию. Рассказать о нем доступно ­ руководство к действию для педагогов.

«Я задумывал свой учебник как рассказ о православии для детей азербайджанских гастарбайтеров, ­ признался Андрей Кураев. ­ Это поможет избежать ненужного пафоса, вы будете стараться привить любящее понимание, объяснить, почему у христиан такая история, такие фрески, такие храмы. Эта формула поможет избежать конфликтов в классе. Важно понять: многообразие этносов в России не проблема, а богатство. И на уровне 4­го класса лучшее средство это понять ­ провести день национальной кухни».

 

Кому вести за собой?

Верующий или атеист должен вести этот курс, предметник или учитель начальных классов? Момент принципиальный. Сейчас, как правило, вопрос решается с привлечением административного ресурса. «Твой 4­й класс, ты и веди», ­ говорят учителю, не спрашивая желания. Практика показывает, что предметнику легче найти материал, но у него нет такого контакта с аудиторией, как у учителя начальных классов. Никто не сомневается, что обучиться иностранному языку легче у носителя языка, в данном случае при изучении основ православной культуры большего успеха добьется верующий педагог.

Но именно православных педагогов автор учебника попросил не переходить грань, уберечь себя от миссионерства. По его словам, дидактический аппарат книги ­ тексты­вставки, иллюстрации ­ это своеобразный «парашют для невоцерковленного человека», который поможет дать правильное объяснение. Гость еще раз подчеркнул, что собственно религиозные вопросы рассматриваются в учебнике «в гомеопатических дозах».

 

Под градом вопросов

Вопросов у собравшихся накопилось немало. Как помочь ребенку, если он не может идентифицировать себя: православный он или атеист? Что ответить на детский вопрос: верит ли в Бога сам учитель? Как проверить знания, ведь предмет предполагает оценку? Какими должны быть домашние задания? Ответом на этот вопрос стал совет: домашние задания  не должны носить характер зубрежки, чтобы не отбить у ребят желание постигать истину, а напротив, иметь творческий, поисковый, аналитический характер.

Обрадовало педагогов, что в скором времени планируется издание рабочей тетради, в которой школьники найдут интересные задания: викторины, кроссворды, рисунки. Своими наработками, методиками автор готов поделиться.

Многих задел за живое вопрос о том, что, выходя из класса, где они рассуждали о морали, дети становятся злыми и бескультурными. Причин этому масса. Дурное всегда прививается легче хорошего. Порой в семье дети видят негативные модели поведения, смотря телевизор, слепо усваивают западные стереотипы поведения, не понимая, что их неокрепшие души форматируют. По мнению автора учебника, очень важно, чтобы школа принимала активное участие в нравственном воспитании, давала подросткам правильные ориентиры. Она должна стать «цитаделью консерватизма, учить думать, анализировать, формировать осознанное нравственное поведение».

 

 

Наталья Слинина, учитель СОШ №28:

«Учебник Андрея Кураева «Основы православной культуры», на мой взгляд, уникален. Он написан в форме диалога, задушевной беседы с ребенком, и в этом его большой плюс. Модуль рассчитан прежде всего на светских детей, а не на воцерковленных. Об истории православной культуры рассказывается понятным, доступным языком, серьезные вещи объясняются на материале реальной жизни».

 

Людмила Бекенева, директор СОШ №12:

«Приезд Андрея Кураева ­ это большое событие для Рыбинска. Он известен как один из самых образованных людей нашего времени, человек, высказывающий точки зрения, позволяющие переосмыслить явления нашей действительности. Общение с ним дало учителям ориентиры для переоценки методических подходов к преподаванию курса и отправную точку для осмысления, что происходит с нами сегодня.

Необходимость введения такого курса все еще понимают неоднозначно. Многие родители воспринимают его как преподавание «Закона Божьего», но это совсем не так. Он имеет большой заряд духовно­нравственного воспитания, а это особенно актуально сегодня, на переломном этапе модернизации образования».

 

Максим Цветков, учитель Рыбинского кадетского корпуса:

«На мой взгляд, это самый идеальный учебник из всех предложенных. Он живой, в нем  много эмоциональных моментов, которые так важны для воспитания нравственных и этических норм и правил. Этот курс не предполагает зубрежки, дети должны прочувствовать изучаемый материал эмоционально. Разговоры о нравственности, чести и совести необходимы не только в начальном звене, но и в средней, старшей школе. Православная культура должна изначально воспитываться в семьях, но многие лишены этого. Родители, занятые зарабатыванием денег, не успевают говорить с детьми на эти темы».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме