Темы 30 января 2013

Я командовал «катюшами»

Воспоминания Николая Александровича Зверева, ветерана Великой Отечественной войны, подполковника в отставке, по просьбе редакции записала его дочь.

В 1940 году я окончил 10 классов Милюшинской средней школы и поступил в Ярославское военное училище.

В ноябре 1941 года в нашем учебном заведении, как и в других военных училищах страны, были отобраны лучшие по здоровью и знаниям курсанты и выпущены досрочно без экзаменов с присвоением военного звания «лейтенант». Среди них был и я.

Нас отправили в город Арск Татарской АССР, где по Указу Ставки Верховного Главнокомандования под председательством Сталина был организован штаб формирования дивизионов реактивной артиллерии (народное название «катюша»).

В городе Арске я был назначен офицером штаба 114­го отдельного дивизиона и непосредственно занимался его формированием. В состав дивизиона входили три батареи, а в каждой батарее было по четыре реактивные установки. «Катюши»  монтировались на танках Т­60 и машинах высокой проходимости «Шевроле».

После формирования, в марте – апреле 1942 года, наш дивизион отправили железной дорогой на Волховский фронт для поддержки военной операции по прорыву блокады Ленинграда. Эта операция не была успешной, блокаду тогда прорвать не удалось. Наш дивизион указанием Верховной Ставки был отозван в Москву в резерв.

В начале июля 1942 года наш 114­й отдельный дивизион направили по железной дороге в Сталинград на поддержку 64­й, 66­й и других армий, действовавших против немецкой группировки генерал­фельдмаршала Паулюса.

Но на пути к Сталинграду дивизион сняли с железнодорожного состава для оказания помощи нашим войскам на Воронежском фронте, так как там сложилась сложная обстановка. Мы пробыли там несколько дней, пока ситуация не стабилизировалась, но в первый же день в бою погибли батальонный комиссар дивизиона Тюба и начальник штаба дивизиона капитан Дятлов.

Далее мы получили приказ двигаться к Сталинграду своим ходом. Обстановка под Сталинградом и в самом городе была очень сложная. С севера от города немцы развернули базу, где сосредотачивали и развертывали свои силы. Врагами была захвачена большая часть города, бои шли за отдельные его части, улицы и кварталы неоднократно переходили от немцев к нашим и обратно. В один из дней конца августа 1942 года гитлеровцы бросили всю свою авиацию на бомбежку города, преимущество в небе было тогда за ними.

Наше командование подтянуло под Сталинград несколько дивизионов реактивной артиллерии, и во время сражения из них был сформирован 84­й гвардейский минометно­артиллерийский полк. Наш 114­й дивизион, будучи отдельным, а потом в составе 84­го полка участвовал в Сталинградском сражении от его начала до победного конца. Реактивная артиллерия наносила большие потери численности войск и военной техники немецкой группировки.

После того как немцев окружили, со стороны наших войск организовали группу парламентеров, которые с белыми флагами отправились к врагу на переговоры о перемирии и прекращении огня на наших условиях.

Немцы группу приняли и согласились с нашими предложениями, но, когда парламентеры возвращались на нашу территорию, их расстреляли на нейтральной полосе.

Когда положение окруженной немецкой группировки стало безнадежным, по приказу Гитлера на их спасение были направлены армии генерал­фельдмаршала Манштейна, но 2­я Гвардейская армия маршала Малиновского не допустила выхода немцев из окружения. Ко  2 февраля 1943 года немецкая группировка Паулюса была уничтожена, а остатки войск вместе с генералом­фельдмаршалом сдались в плен.

Сталинградская битва закончилась.
2 февраля 1943 года стояла непривычная тишина. После Сталинградской победы Сталин отметил, что большое дело в этом сражении сделала артиллерия, и назвал ее «богом войны».

Во время Сталинградской битвы со мной произошел такой случай. Большинство боев за Сталинград проходили между Волгой и Доном. Однажды я вышел из штаба и пошел вдоль берега Дона присмотреть более удобное место для штаба. В это время появились два «мессера». Они шли в свободном полете друг за другом, и первый, заметив меня, спикировал и дал в мою сторону очередь. Я понял, что бьют по мне, упал и притворился мертвым. Второй «мессер» также спикировал и тоже дал очередь. Решив, что расстреляли советского офицера, «мессеры» улетели.

После победного окончания Сталинградской битвы наш дивизион в составе 84­го Гвардейского минометно­артиллерийского полка был отозван в Москву, где проходили празднования в честь победы в Сталинградской битве, а потом ­ на Центральный фронт, где мы участвовали в Орловско­Курской битве.

Потом были 1­й, 2­й, 3­й Белорусские фронты, Восточная Пруссия, где я окончил войну в районе Эльбинга, близ города Кенигсберга (ныне город Калининград). К концу войны 84­й артиллерийский полк назывался 84­й Гвардейский Краснознаменный ордена Красного Знамени, ордена Суворова, ордена Александра Невского артиллерийский полк.

Во время войны я был ранен в шею, контужен. За военные заслуги награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За освобождение Белоруссии», тремя медалями «За боевые заслуги» и многими юбилейными медалями в мирное время.

После войны я служил в городе Гродно Западной Белоруссии, на Курилах, на Сахалине, окончил военную службу в городе Новогрудок в Западной Белоруссии. В 1957 году демобилизовался в звании капитана. В 1974 году мне было присвоено звание майора, в 2000 году – подполковника.

После демобилизации я работал на предприятиях города Рыбинска – моторостроительном заводе и «Гюйс». В 1983 году вышел на пенсию.

Имею трех дочерей, четырех внуков, двоих взрослых правнуков.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме