Темы 20 февраля 2013

Семейная династия работает в троллейбусном Рыбинска

Семья Чебоксаровых отдали родному предприятию около ста лет

ОАО «Рыбинскэлектротранс» — предприятие сравнительно молодое, однако там уже сложились трудовые династии. Одна из них ­ семья Чебоксаровых. В общей сложности они отдали родному предприятию около ста лет.

По истории их семьи можно изучать историю Рыбинска. Александр Львович родился в 1955 году в Рыбинске, а через год – Ольга Геннадьевна – в Щербакове. Он жил в Шанхае, она – во 2­м Западном поселке. Он располагался сразу же за улицей Кулибина и состоял из двухэтажных восьмиквартирных домиков, построенных военнопленными немцами.

Школ в те времена в городе было мало, и сначала Александр пошел учиться в первый класс старой 23­й школы, которая находилась на территории моторостроительного завода. Потом учился в 24­й. Затем Веретье начали быстро застраивать жилыми домами, одновременно создавая инфраструктуру. Поэтому  Саша и Оля успели поучиться и в новой 23­й, а затем и в 18­й.

Там они и познакомились. Оказались ребята­-погодки в одной школе, в одной компании сверстников. Вместе катались на лыжах, ходили в кино во Дворец моторостроителей или в «Радугу», бегали на танцы. Александр играл на тромбоне в оркестре «Радуга», и после окончания 32­го училища его взяли на работу в ОКБ приборостроительного завода слесарем по ремонту оборудования.

Вообще­-то Аркадий Шацкий умел пристроить своих ребят так, что  на завод они ходили только зарплату получать, но Саша был начинающим музыкантом, поэтому он трудился на рабочем месте по восемь часов. С завода и в армию ушел. Ольга осталась его ждать. Она к тому времени закончила ПТУ №29 и, получив профессию парикмахера, работала в салоне на Солнечной улице.

Однажды в Каунасскую воздушно-­десантную дивизию пришло письмо из Рыбинска.  Писала солдату любимая девушка о том, что любит и ждет, о друзьях-­знакомых, о новостях из родного города. Вместе с письмом в конверте лежала вырезка из газеты, в которой говорилось, что созданное в Рыбинске Троллейбусное управление объявляет набор на курсы водителей.

Александра информация заинтересовала, и, демобилизовавшись, он устроился слесарем по ремонту подвижного состава, а потом пересел за руль троллейбуса.

Он вспоминает, как в первое время, проезжая по улицам Рыбинска, испытывал чувство гордости. Поначалу «рогатые» машины были жителям в диковинку, часто горожане садились в них без особой нужды, чтобы просто прокатиться. Профессия водителя была в почете, да и зарабатывали они неплохо. Александр Львович вспоминает:

­ У директора тогда зарплата была 230 рублей, а у водителей с выходными и сверхурочными выходило 300­500. А если деньги очень нужны, то можно было поднапрячься и 700 рублей в месяц заработать.

Ему, что скрывать, деньги были нужны. К тому времени ребята поженились, и в семье родилась маленькая Иришка. Место в детском саду для малышки нашлось не сразу, Оле даже пришлось устроиться в садик нянечкой, хотя работа парикмахера ей очень нравилась.

И тут директор ТУ Василий Степанович Старанов подсказал Александру: Пусть твоя жена приходит учиться, а потом работать водителем – место в детском саду получите сразу же.

Соцобеспечение ­ новые квартиры, места в детском саду ­ в управлении тогда было одним из лучших в городе, но преимущество имели семьи, в которых оба родителя работали на предприятии.

Послушала­-послушала  Ольга маму, которая говорила, что профессия водителя очень ответственная и опасная, посомневалась-посомневалась,  да и уволилась из нянечек. Отец ее всю жизнь проработал шофером, сама ездила на мотороллере, а случись чего, решила она, Саша поможет – и машину подремонтирует, и морально поддержит. Так и получилось. Муж помог освоить новую специальность, позже Чебоксаровы даже создали семейный экипаж и работали на одном троллейбусе.

А потом в молодой семье возник вопрос и об отдельном жилье. Встать на очередь было проблематично, потому что в родительском доме за Александром числилось несколько квадратных метров, поэтому они обрадовались и сразу же согласились, когда предложили вступить в кооператив.

Дом построили быстро, уже через год семья переехала в новую трехкомнатную квартиру, а вскоре и пополнение прибыло ­ вторая дочка Ольга.

Прошли годы… Саша и Оля стали Александром Львовичем и Ольгой Геннадьевной – так уважительно называют их теперь в коллективе. И немудрено, ведь он за рулем троллейбуса уже 36 лет, она – 34. Оба на пенсии, но говорят, годика два­-три еще поработают (надо помочь детям), а там видно будет.

Что изменилось на предприятии с переходом в частные руки? По большому счету, ничего, ­ говорит Александр Чебоксаров.

Конечно,  в советское время машин на городских магистралях было меньше, за рулем троллейбуса водители чувствовали себя свободнее и спокойнее. Сейчас на предприятии внедрили систему ГЛОНАСС. Стоит случиться непредвиденной остановке  – диспетчер тут же спрашивает: что стоим? И предпринимает меры. Если машина сломалась ­ тягач пошлют, а если пробка ­ скажут, как объехать.

Дети Чебоксаровых тоже связали судьбу с электротранспортным предприятием. Ирина, окончив медучилище, работает в медпункте «Рыбинскэлектротранса». Предрейсовый осмотр водителей и неотложная помощь при травмах – ее обязанности. Ее сын Александр-­младший – главный помощник деда и дома, и на даче. Работать вот, правда, собирается автослесарем. Но ему 13 лет, и все у него еще впереди.

А Оля-­маленькая подрастает в семье  дочери Анны. Сама она работает в детском саду, зато ее муж Алексей уже восемь лет за рулем троллейбуса. Оля-­маленькая учится в 7­ классе, ее братику Диме четыре с половиной года.

Смотришь на эту большую дружную семью – радуешься и невольно завидуешь, слушая рассказы о том, как летом они все вместе  ездят на дачу в Глебово, ходят в лес, выращивают урожай. Главный садовод в семье – Ирина. Сейчас она, кстати, уже собирается проращивать семена перцев. Говорит, сажает их рано, чтобы в мае перенести в теплицу уже цветущие растения.

Добрые, хлебосольные, работящие, заботливые. В их доме так красиво, тепло и уютно, что уходить не хочется. Побольше бы таких семей и «Рыбинскэлектротрансу», и городу. Тогда все мы стали бы жить немножко лучше.

Ирина Коновалова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме