новости 6 марта 2013

В школу.по прописке

1 марта вышло постановление главы города, которого так ждали родители будущих первоклассников. Оно определяет начало «приемной кампании» и регламентирует этот процесс в соответствии с требованием нового закона «Об образовании в РФ», определяя приписку каждого дома к тому или иному образовательному учреждению.

«Хотим учиться рядом с домом!»

Всю последнюю неделю родители, желающие, чтобы их дети стали первоклассниками, дежурили у дверей «своих» школ, чтобы не пропустить момент набора в 1 класс. Задействованы были все члены семей: мамы, папы, бабушки, дедушки… Люди переписывали номера, составляли списки, чтобы в случае чего стоять горой и не пропустить «чужака» без очереди. Особенно волновались те родители, кто проживает  вдалеке от выбранного учебного заведения. Повод для беспокойства ­ основательный. Новый Закон «Об образовании в РФ», принятый 29 декабря прошлого года, закрепил первоочередное право на места в начальных классах для детей, проживающих в окрестностях школ, то есть фактически поделил контингент будущих первоклассников по территориальному принципу.

«Я очень хочу, чтобы мой ребенок учился в школе №26. Я сама ее выпускница. Ну и что, что мы живем в соседнем микрорайоне. Мы с мужем готовы возить ребенка на машине, благо возможности для этого у нас есть. Мы специально ходили сюда заниматься в мини­школу, ребенок подружился с ребятами, учителями… Неужели  впустую тратили деньги? Занимались, занимались, а тут вдруг придут дети из микрорайона, и мы окажемся за бортом? ­ вопрошает мама Яны М. ­ Согласитесь, несправедливо и обидно!»

«У меня старший внук учится в 10­й школе, неужели откажут младшему лишь на том основании, что семья проживает в Мариевке? ­ беспокоится одна из бабушек. ­ И как же теперь быть: одного ­ в одну школу, другого ­ в другую? Родители должны иметь право выбора учреждения, ведь они хотят дать ребенку качественное образование».

И если в лицей № 2, СОШ №1 и гимназии №№ 8 и 18 есть шанс поступить и тем, кто живет в другом районе города, ­ здесь территориальный принцип не действует, то по другим учебным заведениям ситуация конкретная: главный критерий отбора ­ регистрация. Закон четко разделил будущих учеников на местных и неместных. Одним дал «зеленый свет», другим ­ «красный».

 

«Элитный» ажиотаж

Попасть в лицей №2, СОШ №1, гимназии №№8, 18 и раньше могли далеко не все желающие. Это всегда было непросто. Известный факт: уже к 10 часам утра первого дня официального набора списки первоклассников всегда оказывались полными. Родители чуть ли не с вечера занимали очередь. Кто не успел, тот опоздал.

И хотя сейчас как такового отбора в лицей и гимназии нет, но по итогам мини­школы проводятся индивидуальные консультации с родителями. Желая попасть в учебное заведение, имеющее статус лицея или гимназии, надо понимать, что учебная программа в нем на порядок сложнее, чем в обычной школе. Не секрет, что и после начальной школы, и в среднем звене происходит отсев учащихся. И парты не пустуют, ряды лицеистов и гимназистов пополняются учениками из других школ.

Ажиотаж понятен. В том же 2­м лицее процент одаренных и талантливых детей выше, чем в других школах города. Развивающая среда, углубленное изучение математики, профильное обучение в старшей школе, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, высокая поступаемость в вузы, стабильный коллектив учителей ­ весомые аргументы для родителей при выборе этого учебного учреждения. Лицеисты «укладывают всех на лопатки» на городских олимпиадах, побеждают в различных конкурсах… Не мудрено, что это учебное заведение входит в разряд элитных, сюда стремятся попасть ребята со всех уголков города. Контингент имеет большое значение, здесь воспитывает и образовывает сама школьная среда, а не только инновационные технологии.

 

Прописка ­ основание для приписки

С одной стороны, логично отдать своего ребенка в ближайшую к дому школу, находящуюся в шаговой доступности. Добираться на уроки на общественном транспорте ­ не лучший вариант, особенно для учеников начальной школы. Это дополнительный стресс: надо раньше встать, чтобы успеть собраться, доехать… Зато, как показывает практика, дополнительные трудности закаляют, приучают ребенка к самостоятельности. «Неместные» ученики реже опаздывают на уроки, чем те, кто живет под боком у школы.

Учет контингента первоклассников велся и раньше, приписка к образовательным учреждениям была и в советские времена. Но тогда все школы обучали по единой образовательной программе, имели в своем арсенале одинаковый комплекс оборудования, и ехать на другой конец города, чтобы получить то же самое, не имело смысла.

Сейчас ­ иные времена. Вариативность программ, многообразие учебников, различия в материальной базе, контингенте учащихся стали реальностью. И далеко не всегда школа рядом с домом удовлетворяет потребностям, способностям ребенка и амбициям родителей. Задумываясь о будущем детей, родители стали выбирать учебное заведение. Сейчас рыбинцы куда мобильнее, чем лет десять назад: практически в каждой семье есть автомобиль, который может доставить в любую точку города. Но новый  закон, по сути, лишил их права выбора. Регистрация может стать причиной отказа в приеме в школу.

И проблема далеко не только в амбициях и стремлении к «элитному» образованию. Многие молодые семьи прописаны у бабушек и дедушек, а фактически проживают на съемных квартирах в других микрорайонах. Новый закон фактически не дает возможности воспользоваться образовательными услугами ближайшей школы, приписывая к определенному месту. Получается, как в пословице: «Каждый сверчок знай свой шесток».

 

Идеальная картинка

Когда в образовательных учреждениях вводилось подушевое финансирование, предполагалось, что те школы, которым родители и дети будут отдавать предпочтение, станут процветать, ведь за каждым принятым ребенком придут материальные средства, а менее популярные будут закрыты из­за нерентабельности. Подушевое финансирование действительно стимулировало школы города бороться за качество образования, повышение своего имиджа, привлекательности для потребителей образовательной услуги. Сегодня многие рыбинские школы имеют свою «изюминку», свое «лицо», являются федеральными, региональными инновационными площадками. Вот лишь несколько примеров: СОШ №26 активно развивает туристско­краеведческое направление, СОШ №28 широко использует в обучении проектную деятельность, СОШ №32 реализует дистанционное образование, с СОШ №12 ни одна школа в городе не сравнится по уровню оснащения классов компьютерами и мультимедийной техникой…

В идеале, если та или иная школа пользуется популярностью, то необходимо открывать в ней большее количество первых классов. С одной стороны, учреждения в этом заинтересованы, а с другой ­ пока к этому не готовы: нет площадей, нет кадров.

 

Попытка ­ не пытка

Не будет ли отказ в приеме психологической травмой для ребенка? Руководитель Информационно­образовательного центра, опытный методист Наталия Живанская отвечает: «Психологическая травма возможна, если у родителей были завышенные ожидания, а ребенок фактически был не готов к новым условиям школьной жизни. Непонимание родителями сути дошкольной подготовки, «натаскивание» на скоростное чтение и счёт оказывают «медвежью услугу» в первую очередь ребёнку. Порой трезво и адекватно оценить возможности своего ребенка родителям сложно, необходимо вовремя проконсультироваться со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом, чтобы помочь ребёнку быть успешным в новой деятельности».

Если ребенок перерастет «свою» школу, у него всегда есть шанс перейти в лицей или гимназию в среднем звене. Хотя, возможно, в дальнейшем нынешнему первокласснику больше захочется быть первым парнем «на деревне», чем последним в «городе».

Тех родителей, чьи дети не попадут в школу своей мечты, хочется успокоить: во всех рыбинских школах есть учителя­профессионалы, и не стены в конечном итоге определяют результаты обучения и успешность в жизни, а педагоги.

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме