новости 17 апреля 2013

Вероника Шер: «Хореография должна быть честной»

Пеппи с Севера

Стюардесса, врач или балерина. Из профессий, о которых мама Вероники мечтала с детства, наиболее достижимой на то время в плане карьерного роста была медицинская. Но двум дочкам было не суждено воплотить мечты матери. Старшая Елена сейчас уже бригадир на борту авиалайнера, а младшая Вероника посвящает себя искусству хореографии.                                                                                                                                   «Не помню, когда начала танцевать, было около пяти. Мне кажется, что я всегда этим занималась, и даже ни разу не возникло мысли выбрать что-то иное», — вспоминает Вероника. Подпитывала интерес к движению подаренная отцом «Большая энциклопедия балета». Эту увесистую книгу маленькая девочка полюбила за плотные страницы, запах типографской краски и фотографии великих танцоров. В составе норильского танцевального коллектива «Жемчужина» Вероника впервые побывала за границей. Лето, проведенное в солнечной Болгарии, запомнилось большим количеством творческого люда — столько танцоров в одном месте девочка раньше не встречала; это были месяцы тотального погружения в танец. Международный детский лагерь отличался от обычного пионерского тем, что практически все мероприятия, тот же День Нептуна, имели формат танцевального шоу.

DSC_9810Когда Вероника заканчивала начальные классы общеобразовательной школы, семье работника горно-металлургического предприятия предоставили жилье в Рыбинске. «Могу с уверенностью сказать, что именно здесь меня научили отделять зерна от плевел, помогли «отсеять» улицу», — рассказывает девушка. А сформировали неокрепшее сознание, направили молодой талант в правильное русло преподаватели Балет-школы Юрия Калашникова и, собственно, сам ее руководитель. Но произошло это не сразу: целый год девочка не могла найти тот самый коллектив, ту самую школу, школу жизни. Долгие месяцы не ограничивались только поисками, Вероника впервые выступила на сцене соло: «Это был местный конкурс «Пеппи-1998» в ДК кабельного завода. Увидела на информационном стенде объявление и начала самостоятельно готовиться. Из старых колгот не без маминой помощи был пошит костюм под акробатический этюд, подготовлен рассказ «про себя» и выучена песенка «Четыре таракана и сверчок». Определенно, проявлять вокальные данные после энергичного танца крайне сложно, поэтому всем участникам было предложено предварительно записать фонограмму, а во время самого выступления эмоционально открывать рот. Вероника единственная выступила, как говорится, живьем, очаровав зрителей и жюри, которое беспрекословно отдало ей первое место.

Изящная голубка

Второе серьезное испытание девочка прошла уже в Москве, в поездке с Балет-школой Юрия Калашникова на телевизионный конкурс «Утренняя звезда». «Заточенные» на победу участники многочисленных коллективов, столичные нравы, политика телевизионщиков — всё произвело на девочку негативное впечатление от конкурса в целом. Это и был первый шаг во взрослую профессиональную жизнь. Тут просто соревновательный дух не спасал, нужно было перебороть себя, абстрагироваться от всего внешнего и создать вокруг себя воображаемый вакуум. К слову, именно так настраиваются перед выступлением танцоры Балет-школы — никаких напутствий. Что касается Вероники, она редко наблюдает за другими из-за кулис. Умение собраться и совладать с собой помогло одержать победу позднее, в апреле 2009-го, в номинации «Сольный танец» на Международном фестивале-конкурсе «Пари-Гранд». Глубокий, исполненный кантиленой танец «Горлица» в постановке Юрия Калашникова на сцене питерского Мюзик-холла принес не только лауреатство, но и стал визитной карточной Балет-школы.

Москва — Лос-Анджелес — Рыбинск

По окончании 9 классов и двух курсов Рыбинского педколледжа Вероника продолжила обучение в столичном Институте современного искусства на хореографическом факультете. Пробиться в сравнительно молодой вуз без связей и средств было проще, к тому же перспектива учиться у преподавателей ГИТИСа (основатели ИСИ) была абсолютно реальна. «Педагогический состав сиял личностями: деканом хорфака тогда был профессор Российской академии театрального искусства, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Геннадий Гараевич Малхасянц, пары по истории и теории музыки, а также по музыкальному сопровождению уроков хореографии вела (да и сейчас ведёт) замечательная Ольга Владимировна Соколова, старший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и сотрудник театра им. Станиславского. Интереснейшие лекции по истории балета читала известный балетный критик и историк Виолетта Майниеце, по счастливой случайности, научный консультант по составлению той самой энциклопедии балета, которую в детстве подарил папа», — рассказывает девушка.

Вероника успевала и учиться, и работать, танцевальные студии, проекты, клубы, арт-пространства сменяли друг друга, складываясь в причудливый калейдоскоп, а к 9.30 на лекции, большая перемена и вечерние пары по спецпредметам. Это будни, а по субботам официально и в соответствии с учебным планом она вела уроки по ритмике, хореографии и народно-характерному танцу в детской музыкальной школе им. Глинки. «Это были мои первые уроки с дошколятами.

Небольшие помещения музыкалки не приспособлены для занятий хореографией: нет зеркал, посередине — рояль. Приходила домой без сил после 6 занятий подряд, но это того стоило. Дети ведь до определенного возраста не умеют врать, и если у них что-то получается, они излучают такой заряд положительной энергии, который подпитывает учителя и обязывает быть с ними таким же честным. Честным, как со своими самыми родными людьми, чему учил и декан факультета Геннадий Малхасянц, когда мы входили в класс: «У вас есть что сказать?

Танец — это история, это образ, это драматургия, завязка-кульминация-развязка в каждом движении, а не просто текст из бессмысленных фраз. Раз пришли, говорите честно. Вы здесь не гости», — продолжает Вероника.

Image 00116

 

После 4-го курса она поехала в Калифорнию. Четыре месяца другой жизни. Та самая мечта, что витает в воздухе повсюду в городе Ангелов, где студентка работала ассистентом по Contemporary у Майкла Корнелла (прим. Contemporary — современный, постоянно испытывающий метаморфозы танец, где непрерывно идут поиски языка, выразительных форм, это синтез баз танцевальных методик и направлений XX-начала XXI вв., формирует индивидуальный стиль танцора, раскрывая возможности его тела через познание и выражение эмоций) и участвовала в различного рода танцевальных перформансах. «Это было здорово, и как здорово, что мы выжили!» — фраза, которую произносили студенты в конце рабочего дня. «Всякий раз, когда приходилось нелегко, я вспоминала балетку. Всё, чему нас учили. А это, прежде всего, стойкость, упорство и умение постоять за себя».

Возвращение на родину омрачило печальное событие о кончине любимого педагога и руководителя дипломной работы. Проект хореографической постановки, основанной на синтезе танца и живой музыки в исполнении небезызвестного арфиста и его фолк-группы, пришлось отложить. Либретто — переделанный на кельтский лад греческий миф «Пигмалион и Галатея» — до сих пор ждет своего часа. Тем временем Вероника, успешно сдав все госэкзамены, отправляется в Рыбинск — не только проходить практическую стажировку, работая в родной Балет-школе, но и создать семью.

Вначале была семья

«Я — счастливый человек, — говорит Вероника, — самые близкие люди во всём меня поддерживают». В мае 2011-го на фестивале-воркшопе в Москве, на тот момент уже будучи мамой годовалого Ромы, Вероника выиграла грант на обучение в Италии, где имела возможность брать уроки у хореографа-новатора Эрики Силгонер: «Основываясь на классике, Эрика преподаёт уникальный Contemporary Jazz. Это невероятно фактурный танец. На её уроках вскрывается нутро. Это очень честная хореография, непричесанная, грубая красота движения… там-то я и поняла, в каком направлении хочу двигаться». В Италию Шеры ездили всей семьёй. А вот поехать в Испанию летом 2012 года на международный фестиваль с Балетной школой не было возможности (маленькому Лёве только исполнился месяц). «На конкурс повезли «Проект» Степана Калашникова и моих «Фантомов», а мы здесь сидели у мониторов, за конкурсом можно было наблюдать он-лайн. Ощущения непередаваемые! Как будто частичка тебя там, на краю континента, — такого не испытываешь, даже когда стоишь за кулисами или участвуешь в конкурсе сам! Наши взяли I место в номинации «Современная хореография». Это большое достижение, чувствую причастность и испытываю гордость за школу».

Несмотря на всё более увлекательные рассказы о творческих исканиях, в беседе мы возвращаемся к теме семьи. «Это не просто главное — это всё, что в действительности есть у меня, всё, ради чего хочется жить и творить». В семье Шеров подрастают двое сыновей: трёхлетний Роман и годовалый Лев. «Сейчас говорить что-то ещё очень рано, мы не пророчим детям будущее, настанет время, они сделают выбор сами. Я желаю им везения — встретить настоящих Учителей с большой буквы и, конечно, главное — не забывать таких людей, помнить, что твой личный успех начался скорее всего не с таланта или каких-то вложений, он начался с Урока, который ты хорошо усвоил».

Новые горизонты, далёкие берега? На вопросы о перспективах переезда Вероника с улыбкой отвечает: «Да, запросто! — недолгая пауза и уже серьёзно: — Пока меня здесь окружают умные, талантливые и любимые люди, именно ТЕ люди, я дышу полной грудью».

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Желающий дополнить 12:07 | 20 апреля 2013

Думается, что всё-таки мамины мечты из подводки во вступлении УДАЛОСЬ воплотить(«Но двум дочкам было не суждено воплотить мечты матери.»), хотелось бы верить…:)
Авторы фото: Дмитрий Ирисов (Москва)
Анастасия Ольговская (Москва)
Геннадий Тараканов (Москва)
Роман Силин (Рыбинск)
а также из архива HLDF (High Level Dance Festival)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме