новости 24 апреля 2013

Рыбинск посетил потомок царей

Пол Эдвард Куликовский приехал в музей-заповедник на открытие выставки, посвященной 400-летию Дома Романовых

С того момента, как на русский престол взошел юный царь Михаил Федорович, первый в династии Романовых, прошло четыре века. Эта дата стала отправной точкой новой экспозиции «Дом Романовых: цари, личности, люди», практически полностью собранной из фондов музея.

Вопреки названию выставки, ее авторы — Оксана Гожалимова и Сергей Овсянников — не стали разворачивать перед зрителем покадровый «сериал» о свершениях монархов и подглядывать в замочную скважину их приватной жизни. Выставка получилась о России, о ее более чем трехсотлетнем пути рука об руку с правящей царской династией.

_DSC0494

Романовы предстают и как государственные деятели, и как личности со своими неповторимыми чертами — но всегда на фоне эпохи. И уж если  это портреты, то непременно вписанные в российский исторический пейзаж. «400 лет Дому Романовых — не просто юбилей династии. Эта дата ассоциируется с окончанием смутного времени, с изгнанием захватчиков-интервентов, когда русский народ в трудное время смог сплотиться, самоорганизоваться, продвинуться к обретению государственности», — комментирует Сергей Овсянников.

Потому рядом с портретом первого царя из рода Романовых соседствует гравюра, изображающая торжество Минина и Пожарского в освобожденном Кремле. А символ реформаторской Петровской эпохи — образец императорского указа, не потерявшего актуальности и по сей день, это Указ о соблюдении законов. Отзвуки эпохи Елизаветы Петровны — табакерки и фарфор. Казалось бы, всего лишь милые вещицы из будуара императрицы.

Авторы выставки заставляют взглянуть шире, как бы поверх дворцовых стен: это прямые свидетели политики поощрения отечественной промышленности и российской торговли, начатой еще Петром Великим. «Фарфор в России начали производить во время  правления Елизаветы, ранее привозили из Китая», — Сергей Николаевич указывает на неслучайность деталей выставки, которая прослеживает судьбу династии от Михаила Федоровича до Николая II и даже немножко дальше.

_DSC0489 (1)

Практически полностью экспозицию составляют предметы из музейной коллекции. Некоторые из них не выставлялись вообще или выставлялись очень давно. Целый ряд экспонатов был отреставрирован специально. Например, коронационное меню по эскизу художника Виктора Васнецова. Подготовка к выставке преподнесла сюрпризы и сотрудникам музея. При реставрации портрета Николая I была обнаружена авторская подпись Джорджа Доу. Оказалось, музей может гордиться не одной, как считалось ранее, а двумя картинами английского живописца.

Наш город представители монаршей фамилии посещали с завидной регулярностью. На одной из известных фотографий старого Рыбинска мы видим триумфальную арку, сделанную к приезду великого князя Александра Александровича.

Есть в «Доме Романовых…» настоящие шедевры и раритеты. Чаще всего портреты знатных особ в провинциальных музеях представляют собой копии, оригиналы которых украшают стены где-нибудь в Эрмитаже. Тем удивительнее подлинное изображение сына Екатерины II и Григория Орлова — маленького графа Бобринского — кисти известного художника Карла Христинека. Копия же с «нашего» портрета хранится в Гатчинском дворце.

Некоторых вещей непосредственно касалась рука русских монархов: это документы и целые тексты, написанные ими, графин из «Собственного сервиза Николая I». Известно, что картину «Волы на перешейке» Айвазовского супруга Александра II Мария Александровна подарила своей свояченице — великой княгине Александре Петровне. Еще ряд полотен, хранящихся ныне в музее, до 1917 года принадлежали членам императорской семьи или великих князей. Для русской истории показательно, что в наш музей они попали в эпоху «войны — дворцам»…

 

_DSC0484 (17)

Это все про прошлое русских царей. Однако у Романовых есть и будущее в России. В этом уверен праправнук императора Александра III (по линии его дочери Ольги Александровны) Пол Эдвард Куликовский.

«Фантастик!» — так он отозвался о выставке в музее. «Может быть, это не такое будущее, если вы имеете в виду монархию. Романовы продолжают служение России тем или иным способом, каким мы можем: культурная деятельность, бизнес», — произнес на чисто английском гость, обнаруживающий потрясающее, портретное сходство со своим царственным прапрадедом.

Господин Куликовский — датчанин, но последние пять лет живет в Москве. Он первым из Дома Романовых приехал в Россию и начал здесь работать. Павел Эдуардович (на русский манер) является специальным представителем президента Благотворительного фонда князя Дмитрия Романова, участвует в возрождении российских памятников культуры, ведет обширную издательскую деятельность.

В Рыбинск  он вместе с супругой приехал по приглашению фонда «Возможно ВСЁ», который занимается сбором денег на восстановление памятника императору Александру II. Потомок царской фамилии оценил бронзовую модель памятника, отметив, что она очень близка к оригиналу.

Он признался, что был удивлен, увидев на площади напротив музея Ленина, и выразил надежду, что «когда-нибудь, конечно, вы поставите туда кого-нибудь другого», а памятник царю-освободителю будет возвращен если уж не на свое историческое место, то во всяком случае куда-нибудь в центр Рыбинска.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме