новости 8 мая 2013

Полномочия растут — доходы падают

качество5Тихие, зеленые, уютные… Казалось бы, где еще человеку жить, воспитывать детей и дожидаться спокойной старости? Однако все больше людей из небольших провинциальных городов уезжают в столицы, где только на дорогу из дома до работы тратят три часа. Как сделать так, чтобы качество жизни в небольших городах не уступало столичному? — об этом думали участники Всероссийского совещания органов местного самоуправления, в котором принял участие заместитель председателя Муниципального Совета Рыбинска Александр Соколов.

— Александр Викторович, так почему все же качество жизни в небольших городах ниже даже в сравнении с областным центром, не говоря уже о столицах?

— Вероятно, потому что в муниципальных бюджетах не хватает средств на исполнение местных полномочий.

— Но закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступивший в силу в 2003 году, как раз и призван был определить полномочия местного самоуправления с тем, чтобы денег хватало на все…

— Согласно докладу Фонда «Институт экономики города» за время, прошедшее после принятия закона, в него было внесено огромное число поправок. Поправки и изменения вносились в среднем раз в два месяца, в итоге число полномочий муниципальных образований увеличилось практически вдвое! Расходы местных бюджетов выросли пропорционально, но никаких дотаций мы не получили, никто даже не удосужился подсчитать: а сколько они, эти дополнительные полномочия, стоят.

Поэтому участники совещания предложили провести ревизию полномочий муниципальных образований и неукоснительно соблюдать статью 83 Бюджетного кодекса, согласно которой новые расходные обязательства должны подкрепляться источниками их финансирования.

— Проблема нехватки средств актуальна и для Рыбинска…

— Только в этом году депутаты Муниципального Совета дважды обращались в Ярославскую областную Думу с предложением с 40 до 50% увеличить в местный бюджет поступления по налогу на доходы физлиц. А также оставлять на местном уровне штрафы, в том числе за нарушения ДТП. Это дало бы возможность увеличить собственные доходы Рыбинска на 250 млн. и 15 млн. рублей соответственно.

— Раньше и штрафы в полном объеме поступали в местный бюджет, и 50% НДФЛ оставалось на местном уровне…

— В 2000 году к местным налогам относились: земельный налог (плата за землю), налог на имущество физлиц, налог на наследование и дарение, налог на рекламу, местные сборы.

В результате изменений налогового законодательства в 2005 году местных налогов осталось два: земельный и налог на имущество физлиц. Одновременно были существенно сокращены нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов. В 2003 году в местные бюджеты перечислялись 7% налога на прибыль, 30% налога на игорный бизнес, 5% акцизов на водку, 10% — на прочую алкогольную продукцию, 60% налога с продаж, 50% налога на имущество организаций, 100% налога на добычу полезных ископаемых, 100% сбора на благоустройство. С 2005 года все эти налоги и сборы либо вообще были отменены, либо полностью перешли на вышестоящий уровень. Поступления по налогу на доходы физлиц в местные бюджеты снизились с 50 до 40%, плата за негативное воздействие на окружающую среду сократилась с 54 до 40%.

— Есть ли надежда, что ситуация изменится?

— Правительство РФ подготовило меры по перераспределению налоговых и неналоговых доходов в пользу местного самоуправления. Меры предполагается осуществлять в два этапа.

Первый этап, рассчитанный на 2012-2014 годы, уже частично реализуется. С 1 января 2013 года налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единый сельскохозяйственный налог в полном объеме поступают в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Ранее 30% сельхозналога и 100% патентного зачислялись в региональные бюджеты.

В правительстве прорабатывается вопрос о поэтапной отмене льгот по налогу на имущество физлиц и земельному налогу. В перспективе вместо двух этих налогов мы будем платить налог на недвижимость, который предполагается начислять из рыночной оценки стоимости имущества.

После 1 января 2014 года в бюджете каждого муниципального образования должен быть сформирован дорожный фонд. Для его наполнения регионы обязаны будут установить дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, производимые на территории РФ. А в перспективе предполагается ввести транспортный налог для физлиц, поступления по которому будут направляться в местные дорожные фонды.

Второй этап укрепления доходной базы муниципалитетов запланирован на 2015-2018 годы. Конкретные мероприятия еще не разработаны, но в рамках второго этапа предлагается передать в местные бюджеты налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и отчисления от налога на прибыль организаций, исчисленной по налоговой ставке 2%. Поступления по налогу на доходы физлиц, перечисляемые в местные бюджеты, предполагается увеличить до 50%. Считается, что предлагаемые меры позволят сократить дисбаланс между реальными потребностями местных бюджетов и их доходной базой.

— То есть осталось немного подождать, до 2018 года…

— Мы не будем опускать рук, станем по-прежнему выходить в облдуму с законодательными инициативами и добиваться увеличения финансирования всеми возможными законными способами.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме