Темы 22 мая 2013

И снова пойду под парусом!

70 лет Герману Дерунову, «Мистеру Снегоход России»

Мы приехали к нему за два дня до юбилея — 70 лет! Но никакой суеты по этому поводу, словно и не дата. Сидим на веранде его небольшого дачного дома, выстроенного в скандинавском стиле — белые стены, коричневая кровля. Живое дерево, просто, уютно — и все своими руками. «Так ничего здесь сложного — посижу, подумаю — и за работу!» — смеется Герман Павлович Дерунов. И в этом он весь — с мальчишеских лет, когда конструировал и собирал модели кораблей.

На моторостроительном заводе (тогда еще «Почтовый ящик-20) был главный металлург Георгий Дмитриевич Витков, он и пристрастил малого к рыбалке, вместе с ним превращал обычную шлюпку в парусник, брошенный швертбот — в яхту. На ней однажды, сдав вступительные экзамены в авиационный институт, Герман отправился с другом в «малую кругосветку» — из Рыбинска до Дубны, по каналу имени Москвы мимо Кремля в Южный порт, оттуда по Оке в Волгу и обратно в Рыбинск.

Это его увлечение вырастет вместе с ним. Из небольшой любительской секции он создал хороший воднолыжный клуб. Организовал переоборудование обычных катеров в быстроходные, изготовление первых в России фигурных и слаломных лыж, трамплина. Пригласил в клуб профессионального тренера, мастера спорта Игоря Лихачева, с которым Рыбинск воспитал 11 мастеров спорта международного класса и многократных чемпионов мира, СССР и России.

С легкой руки Германа Дерунова в Рыбинске был создан яхтклуб, который начинал с самодельных яхт. Строились и оснащались они золотыми руками Германа Дерунова и его единомышленников.

Рыбинск. Этот город всегда был для него пупом земли. Сын Павла Дерунова — генерального директора крупнейшего авиационного предприятия, он, получив диплом Уфимского авиационного института, мог бы укатить в Москву, где с его-то эрудированностью и работоспособностью мог быстро устроить блестящую столичную карьеру. Не укатил. Почему? Потому что Рыбинск — родина, семья, друзья-одноклассники, которые на всю жизнь. И завод, где работал инженером, мастером, где нашел свою тему — создание и производство отечественных снегоходов. Главный конструктор Герман Дерунов фактически стоял у истоков каждой модели сноубайков, созданных в СССР и России.

Начало семидесятых. На американском континенте — снегоходный бум, более 500 предприятий в Америке и Канаде начали производство снегоходов, за год было выпущено более двух миллионов машин! Герман — к отцу: пора, мол, и нам взяться за выпуск снегоходов! Дерунов-старший дал добро, но сначала отправил своего референта Адольфа Петрова на поиски снегохода-иностранца, дабы посмотреть, что это за «зверь».

Забугорную машину отыскали… в Сокольниках, где в 1970 году на Международной специализированной выставке «Почта-70» канадская фирма Bombardier представила снегоход Ski-Doo Valmont 640. Петров купил его перед самым закрытием выставки, а позже таким же макаром раздобыли еще три канадских снегохода. Так завод заполучил разные модификации зарубежных сноубайков, из которых Павел Дерунов в качестве прототипа для новой машины выбрал мощного работягу «Вальмонта» со схемой «одна лыжа — две гусеницы» — самый подходящий вариант для заснеженных просторов СССР.

Но мало иметь прототип, нужно знать теорию работы многих узлов и агрегатов, которая для авиационных спецов была неизвестна. «Мы пытались привлечь институты, академии, чтобы они помогли создать машину. Но бесполезно. Поняли, что все будем делать сами, организовали конструкторский отдел в 77 человек. Руководил проектом главный технолог Валентин Толоконников.

К марту 1971 года сделали три опытных образца первого советского снегохода «Буран», поставив на них 18-сильные ижевские мотоциклетные двигатели, но уже через месяц поняли, что «ижи» не годятся — «мощей» маловато. Решили создать собственный двигатель, трансмиссию, вариатор…» — вспоминает Герман Павлович.

Заново были разработаны принципиально новые морозостойкие стеклопластиковые и пластмассовые материалы, резинотканевые армированные гусеничные ленты, ряд других элементов конструкции снегохода. Для разработки и производства новых материалов, узлов, систем для снегоходов привлекались десятки предприятий и НИИ. Два десятка изобретений принадлежат Герману Дерунову. Из того, что незапатентовано — ротационная формовка пластмассы, которая из Рыбинска разошлась по всей стране. Его технология создания двухслойного композиционного материала (если коротко — обрезинивание поли-этиленовых деталей) получила государственную регистрацию, как и ряд других изобретений.

В феврале 1973 года после межведомственных испытаний Государственная комиссия приняла решение о серийном производстве «Буранов», а к концу года первая тысяча снегоходов разлетелась по всей стране.

А весной вместе с полярниками Дмитрия Шпаро тридцатилетний Герман Дерунов и четверо его единомышленников отправились на 10 «Буранах» в экспедицию по маршруту Рыбинск-Воркута. Без сопровождения, связи, навигаторов. Первые испытания в экстремальных условиях и люди, и новая техника выдержали безупречно. «Машина в походе показала себя изумительно, поломок практически не возникало. Потом нас ожидало много таких походов, были на Кольском полуострове, испытывали снегоходы в условиях высокогорья на Эльбрусе и Памире.

О современных походах знает вся страна — Бахтай, Красноярск, Салехард», — рассказывает Герман Павлович.

Когда запускали в серию первые «Бураны», Герман Дерунов уже думал над новой машиной для спорта и отдыха, которая бы не уступала зарубежным снегоходам. Началась работа над опытными образцами. Но прозвучал жестокий приговор генерального директора: «Уничтожить все, вплоть до чертежей!» Дерунов-старший не намерен был отвлекать ресурсы от серийного производства «Буранов», которые и без того пользовались большим спросом.

Как это пережить? Другой бы опустил крылья. А он едет в Уфу и начинает все заново — на Уфимском заводе моторостроения создает новый двухлыжный снегоход «Рысь», в котором воплощает свои прежние задумки. Но серийного производства «Рыси» он так и не дождался. Началась перестройка, страна потеряла интерес к производству…

В это время канадцы пригласили Дерунова работать техническим директором в российском представительстве фирмы, и он три года мотался по заводам, вел переговоры о размещении заказов Bombardier в России на производство комплектующих для снегоходов.

А зарплату получал в Финляндии.

По приглашению Юрия Ласточкина он вернулся на родной завод, в единственный в стране отдел главного конструктора по снегоходной тематике. Главный конструктор по снегоходам и главный менеджер по снегоходостроению взялся за создание снегохода нового поколения «Тайга-500Д», прототипом которого стал Ski-Doo Scandic. Уже планировалось его производство в сотрудничестве с Bombardier Inc. Дефолт 1998 года напугал заокеанских партнеров, и те не решились рисковать своими капиталами. Но рыбинский завод уже к концу 1999 года самостоятельно выдал первую партию новых машин, положив начало современному снегоходному производству.

Сегодня Герман Павлович Дерунов — помощник генерального директора по перспективному развитию в ОАО «Русская механика», которая приняла эстафету снегоходного производства. Он знает все о снегоходах в мире, инициирует многие инновации для внедрения на «Русской механике». И переживает за судьбу новых снегоходов, как за собственных внуков.

В библиотеке у Дерунова на самом видном месте — старые подшивки любимых журналов: «Техника молодежи», «Знание — сила», «Катера и яхты», «Наука и жизнь», в которые он нередко заглядывает. Он много пишет сам, работает с архивами. Стал соавтором книг о своем отце, генеральном директоре «Рыбинских моторов», и «Машинная тяга саней», в которой представлена более чем столетняя увлекательная история зимнего моторизованного передвижения за счет машинной тяги саней во всем мире. Сегодня он работает над книгой о талантливых людях, с которыми ему довелось работать…

Как удается ему, разменявшему восьмой десяток, поддерживать физическую форму, редкую работоспособность?

А он в ответ: «За всю жизнь был только дважды на курорте. Один раз по совету врачей сына повезли на море. В другой раз поздней осенью поехал в Сочи к друзьям. Меня хватило на пляже на полтора дня, а потом до конца отпуска строили другу катер. Вот и сейчас разберусь с посадками, уборкой, с банкетом и пойду под парусом…»

Валерий Караваев, генеральный директор ОАО «Русская механика»:

— Для нас  большая честь работать рядом с этим замечательным человеком. Мы поздравляем Германа Павловича с юбилеем,  желаем ему здоровья, энергии, новых замыслов, счастья и благополучия семье Деруновых. Наградой за его выдающийся вклад в отечественное снегоходостроение и подарком к юбилею  стал снегоход «Тайга Варяг 500» от ОАО «Русская механика».

 Марина Морозова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме