Темы 29 мая 2013

Под чудесный звук гитары

16 мая в ОКЦ состоялся фестиваль «Гитара­mix». Мы взяли интервью у его инициатора — Евгения Рассолова

Роскошный музыкальный букет, подаренный участниками публике, был пестрым, разножанровым. Объединяла же всё многоцветие старинная гитара.

Кажется, нет человека, равнодушного к звучанию этого инструмента. Гитара так многообразна, что способна выразить весь спектр эмоций: от романтической меланхолии до искрометной страсти. Она одинаково органична и в узком дружеском кругу, и на большой концертной площадке. Гитаре подвластно все.
В музыкальном смысле она — сама душа. Возможно, поэтому ее особенно любят поэты, воспевая в стихах…

Участники первого фестиваля «Гитара­mix», среди которых были воспитанники  и педагоги рыбинских детских музыкальных школ, ЦДТ «Солнечный», профессиональные исполнители, постарались показать полный спектр гитарных красок.

Денис Савельев, ансамбли «Элегия» и «Акварель» вдохновили трогательной лирикой русских народных песен. Студент Ярославского музыкального училища им. Собинова, лауреат ряда музыкальных конкурсов Михаил Соколов показал высокий класс игры на инструменте, исполнив произведения классиков.

Олег Гибадулин, Геннадий Васильев, Татьяна и Валентин Потаповы продемонстрировали напевность гитары в традиции русского романса. Владимир Кузьмичев (гитара) и Юрий Парменов (саксофон) сыграли джазовые композиции  — знаменитая «Beautiful love» будто наполнила зал ароматами весны. А дуэт гитаристов Алексея Кайна и Евгения Рассолова волнующими ритмами фламенко предвосхитил буйство красок наступающего лета.

В финале публика приветствовала артистов стоя.

Инициатор фестиваля «Гитара­mix» Евгений Рассолов в ходе вечера выступал и сольно, и в содружестве с другими музыкантами. Столетний инструмент  педагога Владимира Гриневича, первого в Рыбинске мастера игры на гитаре, в руках Евгения звучал и аутентично, и современно, соединяя эпохи волшебством музыки.

Евгений Рассолов 20 лет работал в оркестре «Радуга», 33 года преподает искусство игры на гитаре в детской музыкальной школе №1. Он автор Недавно вышел сборник пьес для шестиструнной гитары.

— Евгений, как родилась идея фестиваля?

— Лет сорок назад пятнадцатилетним мальчишкой я пришёл в оркестр «Радуга» и попросился на гитару: очень хотел играть именно на этом инструменте. Мне, надо сказать, сказочно повезло: моим учителем стал Алексей Некрасов. Он был очень хорошим гитаристом,  первым человеком в Рыбинске, который грамотно играл рок­-музыку в оркестре «Радуга». Я сразу попал в доброжелательную атмосферу. С энтузиазмом начал осваивать гитару.  Вот как-­то сижу, играю, и подходит ко мне саксофонист, тоже замечательный мастер своего дела. Посмотрел на меня и говорит: «Что ты схватился за гитару?» Я: «Так ведь модно — мне все нравится». Он: «Эта мода очень скоро пройдет. Вот то ли дело у меня!». И показывает саксофон. «Вот это вещь! Она никогда из моды не выйдет. А мода на гитару уйдет»…

Ошибся мой товарищ: мода на гитару уже лет сорок не проходит. Я наблюдал, что за прошедшие годы было примерно три периода: мода то возникала, то немного отходила. Сейчас — всплеск. На этой волне популярности мне показалось особенно своевременным представить гитару слушателям во всем ее разнообразии и универсальности.

Ведь она великолепно звучит и сольно, и в сочетании с другими инструментами. Думаю, в этом смысле гитара — самый демократичный и удобный инструмент, хотя далеко не простой и не однозначный. Наоборот, очень многоплановый и серьезный.

Кроме того, мы демонстрировали слушателям самых интересных исполнителей Рыбинска — и учащихся, и профессионалов, чтобы слушатели  оценили удивительные возможности этого инструмента.

— Задуманное получилось?

— Мы представили публике гитару в разных музыкальных жанрах: звучала классика, джаз, фламенко, русские романсы. Мы показали разные стили игры. Если говорить о типах гитар, то, конечно, на фестивале преобладала классическая. Были акустические гитары с электронной подзвучкой, но электрогитар в чистом виде не было. Звучала и семиструнная. Она очень отличается от классической, шестиструнной. У этой гитары совсем другой строй. Звучит она по-другому.

В Рыбинске  мало людей, владеющих семиструнной гитарой. Анатолий Шелехов, наш гость из Ярославля, играет на ней. Важный момент: он очень плохо видит. Играть научился сам, на слух, выработал личный стиль гитарных пассажей, исполняет почти без нот. Могу сказать совершенно определённо: Анатолий Шелехов на сегодняшний день является лучшим семиструнным гитаристом в Ярославской области.

Конечно, на фестивале мы представили далеко не все, что можно исполнять на гитаре, но двигаться в этом направлении реально. Мы собрали интересных исполнителей разного возраста и уровня мастерства: хотелось посмотреть на себя со стороны, оценить гитарные силы в городе. Меня, например, очень порадовали воспитанники музыкальных школ и  ЦДТ «Солнечный». У всех, на мой взгляд, большие перспективы. В результате могу честно сказать: мы на очень хорошем уровне.

— Как проявляется мода на гитару?

— Растет интерес к инструменту. Люди активнее начинают учиться играть на нем. И к нам, в музыкальные школы, идут, и сами учатся: в Интернете сейчас  предостаточно обучающих программ, методик, литературы — многие самостоятельно овладевают инструментом, осваивают игру в разных стилях. Мне особенно нравится, что молодежь тянется. Ребята учатся играть на гитаре, создают ансамбли, группы. Это радует, позволяет всерьез надеяться на то, что обязательно откроются новые таланты. Собственно, это уже происходит. Во многом в расчете на свежие силы и таланты мы и провели наш фестиваль.

— Насколько популярна классическая гитара?

— Не сказал бы, что она является самой популярной. Однако, как и в любом виде искусства, классические формы — основа основ. Куда бы мы ни посмотрели. Без них — никуда.

Даже самые лучшие образцы рок­-музыки неизменно опираются на классическую музыку. Каждый хороший рок-­музыкант владеет классической формой игры. Если внимательно посмотреть на их руки, можно увидеть, что у них классическая постановка левой руки и классическое звукоизвлечение правой.  Кроме того, я считаю, что классический стиль игры на гитаре — самый сложный, самый утонченный.

Когда ребята занимаются на классической гитаре, они более подробно изучают все тонкости, потому что многие музыкальные направления достаточно ограничены. Например, рок­-музыка ритмична, агрессивна. Механичность этого ритма даже может несколько вредить музыкальному вкусу: теряется фразировка, музыкальная  интонация. Для освоения игры на этом инструменте именно классическая гитара наиболее предпочтительна.

— Сложно ли освоить гитару?

—  Нужна кропотливая работа, чтобы человек научился извлекать подлинно красивые звуки. Тем более что гитара  является самым тихим из всех инструментов. Невозможно на ней играть громко: если начать форсировать звук, получится треск, хрип, дребезг. Поэтому для игры на классической гитаре в больших залах требуется подзвучка.

В целом, инструмент этот непростой. Конечно, научиться играть для себя могут многие, это вполне доступно. А вот чтобы играть профессионально, требуются ежедневные многочасовые занятия. Считаю, фестиваль «Гитара­mix» со временем разовьется и станет еще одним городским праздником. Пока его планируем проводить раз в два года. Это оптимально.  За это время появятся новые силы — исполнители, коллективы, — которые позволят фестивалю идти вперед.

Инна НОВИКОВА

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме