новости 5 июня 2013

В условиях ограниченных ресурсов

Проект Концепции социально­экономического развития Ярославской области на период 2013-2025 гг. — самый обсуждаемый сегодня документ нашего региона. И даже если информация о нем не всегда доходит до жителей, это совсем не значит, что над документом не работают. Просто эта работа перешла в стадию, когда свое мнение по каждому направлению Концепции должны высказать эксперты. Девять стратегических целевых команд (СЦК) разрабатывают политики по отдельным направлениям Концепции, включая систему показателей, которая обеспечит измеримость качества и эффективность действий власти при достижении стратегических целей и персонализацию ответственности за их достижение.

чурочкинПоследнюю задачу многие эксперты считают особенно важной. Потому что одно дело — потратить деньги на выполнение программ и совершенно другое — достичь заданной цели.
— Необходимы иные параметры оценки деятельности власти, — говорит Сергей Чурочкин, директор Научного учреждения «Институт управления, права и экспертизы собственности». — Зачастую количественные показатели, выраженные в рублях, не говорят об истинном положении дел. Нужны показатели, учитывающие, насколько эффективно потрачены эти деньги по всем направлениям деятельности. Они должны отражать то, почувствовали наши жители пользу от этих финансовых вложений или нет. Оцифрованные показатели качества и эффективности управления должны включать информацию социологических исследований. Если вслед за приобретением нового оборудования в школах или медицинской аппаратуры в больницах жители скажут: да, качество образования или здравоохранения действительно выросло — это значит, что власть сработала качественно и эффективно.
Сергей Чурочкин — житель Рыбинска. Он входит в состав двух стратегических целевых команд: по развитию экономики и бизнес-среды и по качеству и эффективности деятельности органов исполнительной власти.
С марта СЦК начали проводить по два­три заседания в неделю. Этот рабочий процесс продлится до осени, когда Концепция должна приобрести конкретные цели и методы их решения. И уже тогда, одновременно с подготовкой областного бюджета на 2014 год, начнется разработка программ с финансовым наполнением.
Но разговор с Сергеем Чурочкиным мы решили начать с общего вопроса, который задаст себе любой человек, знакомый с экономической ситуацией в России: можно ли в условиях, когда даже Министерство экономического развития России меняет прогнозы в течение нескольких месяцев, заниматься разработкой программ развития области на несколько лет вперед?
— Не только можно, но и обязательно нужно, — считает эксперт. — Приведу простой пример. Власть системно в длительной перспективе тратит все бюджетные деньги на развитие, например, жилищно­коммунального комплекса. И последний начинает работать хорошо. Однако на остальные задачи: социальное обеспечение, здравоохранение, образование — денег не остается. Мы живем в условиях ограниченных ресурсов и должны разумно их использовать. Поэтому планирование необходимо. А в первую очередь нужны ориентиры.
Сергей Чурочкин объясняет: предположим, вы заблудились в лесу и вам хочется поскорее выбраться. Для начала нужно определиться, куда идти, подумать о том, как долго придется идти к своей цели и что стоит взять с собой. При этом необходимо учесть, что силы ваши не безграничны, а рюкзак — не безразмерный. Вы тщательно выбираете направление, отбираете самые нужные вещи и, сверяясь с компасом, выходите к дороге. Так и наша Ярославская область, имея далеко не безразмерный бюджет, сегодня выбирает ориентиры и составляет план действий, который поможет наиболее эффективно достичь цели — улучшение качества жизни наших сограждан. Что касается длительных горизонтов планирования, разумеется, необходимо отслеживать изменяющиеся условия и постоянно корректировать планы с учетом новых вызовов. Ведь для того чтобы достичь нужной цели и выйти из леса, не обязательно разбивать все камни, встречающиеся на пути, можно просто их обойти.
— На все требуются деньги. Они ниоткуда не берутся. Соответственно власть должна определиться с собственными возможностями получить этот ресурс и прогнозировать рост его объемов. Нельзя тратить больше, чем можешь заработать. А чтобы больше зарабатывать, необходима очень большая и кропотливая работа по развитию экономики региона. Например, для того чтобы построить завод, требуются земля, коммуникации, необходимы обученные люди, которые будут работать на этом заводе, время на строительство завода и еще много чего. Уже сейчас нужно планировать, что регион может предложить инвесторам. Все это нельзя получить одномоментно, однозначно нужно планирование, — рассказывает эксперт.
Итак, мы можем определить, куда идем и что с собой берем в этот путь. По большому счету, мы определяем свое местоположение, пути движения и соизмеряем свои желания и возможности. При этом хорошо бы сделать это адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая свои силы.
— Для этого и существуют эксперты, — рассказывает Чурочкин — Люди, которые знают много о малом. Кто-то специализируется в экономике, другие профессионально разбираются в социальной политике или управлении. Так наша стратегическая целевая команда по экономике, в числе прочего, занята разработкой экономических политик Концепции. Группа экспертов анализирует множество факторов влияния. Оценивает сильные и слабые стороны региона, рассматривает потенциальные возможности развития экономики, возможные риски и многое другое. Например, близость нашего региона к Москве дает нам экономические преимущества и одновременно является отрицательным моментом. В последнем случае это отток наиболее молодого, образованного и конкурентоспособного на рынке труда населения в столицу в поисках лучших условий жизни и работы, множество вертикально ориентированных компаний с центрами в Москве. В числе положительных последствий соседства с мегаполисом — логистические возможности, привлекательная стоимость земли для размещения производств, возможности развития туристической инфраструктуры и прочее.
При определении приоритетов развития региона учитываются традиционные сферы региональной экономики: в Рыбинске это двигателе­ и судостроение, обрабатывающие производства, в Ярославле — нефтехимия и машиностроение, в Угличе — туризм, в Любиме — сельское хозяйство и так далее по всем территориям региона. Все эти и многие другие аспекты обсуждаются в рамках работы СЦК. Для начала были сформулированы понятные для всех термины и определения, получена вся необходимая информация. Проведен анализ этой информации и сделаны предварительные выводы и заключения. Дальнейшая работа будет заключаться в разработке вариантов решения задач — создание неких дорожных карт, которые после обсуждения и корректировки станут направлениями.  По ним стоит двигаться региону.
— Нужен наиболее эффективный путь развития, и этот путь должен быть социально ориентирован, — говорит Сергей Чурочкин. — Основной ценностью любой территории являются люди, которые на ней проживают. Демографическая ситуация в Ярославской области сегодня не из лучших. Отток населения в другие регионы и низкая рождаемость ведут к уменьшению количества постоянных жителей. Причина —  в низком уровне социальной защищенности, что, в свою очередь, вызвано недостатком финансовых ресурсов. Отсюда следует задача: заставить экономику области работать так, чтобы денег хватило и на строительство детских садов, и на модернизацию школ, и на совершенствование здравоохранения. А самое главное — на увеличение количества рабочих мест. Потому что когда есть работа — есть и стабильность, на которую может рассчитывать семья, рожая очередного ребенка.
Рождение детей эксперт считает самым важным показателем работы власти. И не надо сводить все к банальным мыслям о мужчине­производителе и усилиях по воспроизводству потомства. Власть обеспечивает условия, на которые откликаются семьи. Нет зарплаты и социальной поддержки — нет и рождаемости. Есть работа и забота власти — будут и многодетные семьи.
В 2012 году в рамках областных целевых программ было открыто 1778 мест в детских садах, родители 3-7-летних детей, которым пока не хватило мест в детсадах, получают компенсацию, размер которой с 1 января 2013 года увеличен до 4925 рублей. Введена разовая выплата в 42720 рублей при рождении одновременно двух и более детей.
С 1 июля 2012-го начались выплаты регионального семейного капитала — 53400 рублей — семьям, в которых после 31 декабря 2010 года был рожден или усыновлен третий или последующий ребенок. С 1 января 2013-го введена ежемесячная выплата при рождении третьего и последующих детей, равная величине прожиточного минимума. До тысячи рублей увеличена выплата беременным женщинам, вставшим на учет на раннем сроке.
В Концепции губернатор Сергей Ястребов предлагает рассмотреть возможность существенного увеличения дотаций приемным семьям. Это позволит в ближайшие годы заметно сократить число детей­сирот и как следствие детских домов. Кстати, в марте уже более чем в два раза увеличено вознаграждение на второго приемного ребенка — до 7200 рублей в месяц, если ребенку нет 12 лет, и 8000 на подростка старше 12. Кроме того, на три тысячи увеличено ежемесячное вознаграждение семьям, взявшим на воспитание третьего и последующего ребенка.
Как эти мероприятия отразятся на обществе? Сергей Чурочкин считает, что лишь отчетами о трате денег власть отделаться не сможет:
— Если у власти нет обратной связи, она становится вещью в себе, у нее появляются собственные цели, которые с общественными интересами могут быть не соотнесены. При этом оценивать эффективность деятельности власти довольно трудно. Я свое мнение уже высказал на заседании СЦК по оценке деятельности исполнительной власти: делать это нужно с учетом социологии, через призму мнения населения, которое либо ощущает изменения жизни к лучшему, либо не чувствует работы власти, а значит, деньги тратятся неэффективно.
А как вписывается в Концепцию наш город? Насколько вообще нужен общий документ отдельным муниципальным образованиям? Рыбинск как часть Ярославской области имеет свои программы и свою стратегию развития. При этом независимо от отсутствия или наличия общего документа Рыбинск развивается. Строится новый завод «Русские газовые турбины», предприятия города инвестируют в модернизацию производства, открываются магазины, кафе, строятся дороги.
— Да, каждый житель Рыбинска может все это заметить, — говорит Сергей Чурочкин. — Я часто бываю в Ярославле и могу вас заверить, что в нашем городе дороги лучше. А перспективы таковы. Войдя со своими программами в общую региональную Концепцию и создав некий производственный кластер, Рыбинск может приобрести, например, федеральное финансирование развития Восточной промышленной зоны в Копаеве. Такие мероприятия доступны только субъекту федерации. Однозначно Рыбинск не ограничится созданием только одного предприятия, пусть даже такого, как «Русские газовые турбины». Поэтому создание на базе Восточной промышленной зоны при поддержке региональных и федеральных властей некоего промышленного парка может дать городу дополнительные конкурентные преимущества. Город сможет предложить потенциальным инвесторам сформированную и готовую принять другие производства кластера площадку, обладающую необходимой инфраструктурой. Учитывая наличие профильного и качественного ВУЗа, образовательных учреждений, занятых подготовкой кадров по рабочим машиностроительным специальностям, город также может предоставить инвесторам квалифицированный персонал для работы на новых производствах кластера. Только сумма совпадающих частных интересов становится общей целью, и задачей экспертов является консолидировать эти интересы, тем более что это положительно отразится на развитии моего города. Поэтому разрабатываемая Концепция так важна для Рыбинска и любого другого города региона.
Конечно, все понимают, что по щелчку ничего в этой жизни не делается. Одно дело — хотеть и ставить задачи, другое — достичь запланированных целей. Да­да, именно план становится основополагающим. Но не система советского планового распределения, а современная рыночная экономика с высокой степенью проработки проектов, четким планированием и социальной ответственностью бизнеса.
— В любом случае нам нужно долгосрочное планирование, — говорит Сергей Чурочкин. — Это не наши фантазии и не гадание на будущее. Это прогноз на основе ретроспективного анализа, жизненного опыта, знаний и здравого смысла многих экспертов. При этом надо понимать, что любые планы корректируются. Существуют реперные точки для оценки эффективности мероприятий, и в любой момент мы сможем проверить, как происходит исполнение программ и насколько эффективна работа власти для населения. Наши СЦК — это постоянные группы экспертов, которые не прекратят свою работу после утверждения Концепции осенью, а будут адаптировать запланированные мероприятия к новым вызовам весь период реализации. При этом хочу обратить внимание, что в составе команд — независимые люди, которые не связаны с властью ни обязательствами, ни деньгами. Поэтому объективность и открытость работы над Концепцией­2025 нам обеспечена.
После экспертной проработки путей развития региона к процессу сможет подключиться все население Ярославской области, которое на специально созданном интернет-портале будет принимать участие в обсуждении набора стратегических действий.
Разработка стратегии должна завершиться к сентябрю. Затем она еще раз пройдет публичное обсуждение и к концу 2013 года будет вынесена на утверждение областной Думы.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме