новости 24 июля 2013

Роуд­-муви о рыбинской святыне

Питерцы снимают фильм о путешествии группы миссионеров на родину Серафима Вырицкого — в наши края.
В свет уже вышла первая лента документальной трилогии. Ее авторы грезят покорить этой русской историей не только отечественного, но и зарубежного зрителя.

28_01Шершавый, но честный. Вдумчивый и местами ироничный. Горький, но не лишенный надежды. Таков фильм­путешествие «На родину Серафима Вырицкого. Огарково», новая работа кинорежиссеров Николая Якимчука и Алексея Воробьёва. (Лента уже выложена в свободном доступе в Интернете). Питерский дуэт снимает авторское короткометражное кино. Их фильмы — постоянные участники и призеры многих российских и международных кинофестивалей. Недавно поиски ответов на извечные вопросы «самого русского свойства» привели документалистов на малую родину святого старца.
Серафим Вырицкий родился в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда. Той деревни сейчас и след простыл, как простыла в народе память о многих русских святынях. Но именно туда отправилась группа паломников, чтобы установить поклонный крест. Инициатором миссионерской поездки выступил священник Геннадий Беловолов, тоже питерский (он, в частности, организовал и является хранителем мемориального музея-квартиры другого святого — Иоанна Кронштадтского в Кронштадте). Было это еще в 2006 году. Почему же фильм появился только сейчас?
— Я обнаружил отснятый материал у моего друга — оператора Сергея Левашова, который вместе со священником Геннадием Беловоловым участвовал в той поездке, — рассказывает режиссер Николай Якимчук. — Так бывает, что материал лежит и ждет своего часа. И вот он пробил. Без божьего промысла, я думаю, этого бы не случилось.
— Чем вас заинтересовали эти съемки?
— Материал очень благодатный.
48K4ExSdeFcИ тема важная. Рыбинская земля — северное сердце России. Здесь можно поговорить о судьбах России, православии, о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня наш долг не только материально возрождать святыни, но – прежде всего – духовно, нести в мир идеи христианства. Замечательно, когда восстанавливаются старые храмы и открываются новые. Но сейчас мы, к сожалению, информационно теряем новое поколение.
И кто придет в эти храмы? Фильм про Огарково получился довольно драматичным. Почему?
— Этот фильм мы сделали первым. Далее последуют второй и третий — в них больше света и надежды. Путешествие продолжается, дальше в кадре появляются Спас­Ухра и те места, где родился Серафим Вырицкий и похоронены его родители. Довольно много интересного материала, его надо делать.
— В каком ключе вы подаете такую непростую тему о судьбах православия в 20 и уже в 21 веках?
— Можно сказать, это роуд муви. Герои-мессионеры путешествуют на машине, чтобы установить поклонный крест на родине русского святого, останавливаются по дороге, общаются с местными жителями — замечательными людьми, хранителями истории. В съемках фильма принимало участие много людей — простые жители, священство Петербурга, Рыбинска, Вырицы.
Сейчас есть тенденция делать фильмы в «церковно-старославянском» стиле, с использованием книжного языка. Простому зрителю, в том числе иностранному, это непонятно. Помните замечательный в целом фильм «Остров»? Хотелось бы сделать кино в таком направлении: не сугубо религиозное, а чтобы оно было одновременно живое, подлинное, не приукрашенное. Здесь очень тонкая грань: с одной стороны, не впасть в дидактику, а, с другой стороны, сделать так, чтобы прозвучали глубокие вещи.
— Вы упомянули зарубежного зрителя. Вы считаете, за границей такая чисто русская документалистика интересна?
— Прогнозировать зрительскую реакцию трудно, конечно. Но заинтересовать хочется. Каждая страна воспринимает по-разному, везде разный менталитет. Полунин говорил: над чем смеются англичане, над тем не смеются французы. Но вот, например, Румыния — православная страна, я думаю, их бы это глубоко взволновало и затронуло. У меня был фильм «Когда мне чудится далекая планета», тоже про Россию, его показывали даже в Чили, Тунисе.
— Вы большие надежды возлагаете на фестивальную судьбу фильма?
— Понимаете, сейчас важно не только сделать фильм, но и заниматься его продвижением, постпродакшн. Мы начинаем рассылать его на фестивали России и мира. (Кстати, первая часть уже включена в программу Шукшинского фестиваля). Для этого нужно сделать перевод, английские титры. Все это требует денег. А поскольку поддержки государственной мы не имеем, то будем благодарны всем, кто окажет посильную помощь в создании следующих фильмов цикла. Обычно люди помогают, но ничего не имеют взамен. Мы же хотим выдвинуть наших спонсоров на две известные премии: Царскосельскую художественную премию и «Петрополь», где особые номинации присуждаются меценатам за поддержку культуры и искусства. Адрес для связи: nik-71@yandex.ru.

Серафим Вырицкий родился в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда в крестьянской семье в 1866 году. Будущий святой носил имя Василий Николаевич Муравьев. Когда ему было 10 лет, умер отец. Как это часто случалось, мальчик отправился на заработки в Питер, был рассыльным, а потом приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро­Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Доход составлял в среднем 90 000 рублей годовых.
После революции, в 1920 году, он принят послушником в Александро­Невскую Лавру. Все имущество Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 тысяч рублей в золотой монете. Его духовный подвиг был связан со служением в Вырице, что под Санкт-Петербургом. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Известны и многие другие его пророчества и исцеления. Серафим Вырицкий был канонизирован церковью в 2000 году.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме